Юридический портал - Ipoteka112

Имя троян. История происхождения и толкование имени троян

У этого термина существуют и другие значения, см. Троян .

Имя Троян четыре раза упоминается в «Слове о полку Игореве », где фигурируют «вечи Трояни», «седьмой век Троянь»В Екатерининской копии вместо «На седьмом вѣцѣ Трояни», как в первом издании, стоит «На седьмом вѣцѣ Зояни». Р. О. Якобсон предположил, что в оригинале стояло «з Трояни», где буква з, называющаяся «земля», стояла вместо этого слова, чему есть другие примеры в древнерусских рукописях, то есть читать надо «земли Трояни». По мнению А. К. Югова, это ошибка переписчика, как и само упоминание Трояна в «Слове» - так было прочитано слово «Боян », поскольку лигатура тр и буква б почти не различаются на письме. (к нему относится деятельность князя Всеслава Полоцкого , то есть XI век), «земля Трояня» (которую однозначно локализовать исходя из контекста не удаётся) и «тропа Трояня».

В балканском фольклоре

Божество

По другой версии, Троян - это славянское языческое божество, известное из сербского фольклора, или мифический предок славян; в таком случае земля Трояня - земля славян или конкретно Русь. А. Г. Кузьмин высказал мнение, что Троян может быть родоначальником русского княжеского дома Рюриковичей, а седьмой век - седьмое поколение рода, считая от Трояна, к которому принадлежал князь-волхв Всеслав Полоцкий Кузьмин А. Г. Начало Руси. М.: Вече, 2003. С. 199-203.. Есть и трактовка, согласно которой Троян - ошибочное прочтение имени Бояна , другого загадочного персонажа «Слова»Югов А. К. Траянова земля или - Боянова . Л. Н. Гумилев выдвигал альтернативную версию о том, что Троян - это калька слова Троица с некоего тюркского языка у "которого отсутствовала категория грамматического рода"Л. Н. Гумилёв. Несторианство и Древняя Русь (среди тюрков в XI веке было распространено

Троян (иногда встречается написание имени Траян) – славянский Бог Знахарства и Траволечения, однако, иногда к нему обращаются не только для выздоровления. Трояна почитают Богом, который может помочь найти неожиданное разрешение ситуации, но для обращения к нему и от человека потребуется готовность к смелым действиям. Выходит, что к славянскому Богу Целительства можно обратиться для «исцеления» ситуации, но чаще всего к Трояну обращаются именно для возвращения здоровья.

Троян – неоднозначный Бог. В его характере проявились некоторые черты Велеса , Бога Трех Миров, ведь, согласно славянским мифам, Велес – отец Трояна.

Славянские легенды рассказывают, что Троян был рожден земной женщиной, а отцом его был Бог Велес. Велес долгое время бродил по миру Яви, знакомясь с людьми, узнавая их нужды, и в одной деревне остановился в доме, где жили семь братьев и одна сестра. Девушка понравилась Велесу и гость полюбился ей, так и сыграли свадьбу. Спустя некоторое время родились сразу трое детей: две девочки и мальчик. Мальчика назвали Трояном, значит, рожденным третьим. Троян был рожден человеком, хоть и сыном Бога.

Как и другие Боги, Троян помогает тем, кто схож с ним характером. Потому, прежде всего, Троян покровитель лекарей, целителей, стремящихся к знаниям, ищущих способы исцеления болезней, стремящихся помогать людям . Но тот, кто выбрал покровителем Трояна, может быть занят и другим делом, если такой человек ценит знания и стремится достичь многого собственными трудами.

Тот, кому близок Бог Троян, часто немногословен , не любит объяснять свои решения, действует быстро , даже если окружающие не согласны с его способом действий. Благодаря своим знаниям и умениям, решения такой человек принимает удивительно верные, но сложный характер мешает ему работать вместе с другими людьми. Вместе с тем, человек это очень надежный, скромный, не любящий много говорить о себе, но славящийся делами . Те, кому близок Бог Троян, ценят дружбу, всегда готовы помочь близким. К такому человеку часто обращаются за советом, зная, что он умеет видеть все детали ситуации и может принять верное решение.

Если вам близок славянский Бог Троян, в вашем характере есть такие качества :

  • цепкий ум;
  • скромность;
  • упорство;
  • любовь к практическому, зримому результату действий;
  • верность;
  • скрытность.

Троян в северной традиции гадания и магии

На Резе Бога Трояна изображен символ Целебник, описанный выше.

Номер Резы – 31.

Реза Бога Трояна появляется в раскладе, чтобы предупредить о начинающейся «болезни». Это не обязательно телесный недуг. Реза Бога Трояна может говорить и о том, что человек совершил неверные действия, которые могут навредить его телу и духу. Троян советует оценить свои возможности и сравнить их с целями, возможно, стоит и обратиться за советом к специалисту, не пытаться сделать всё своими силами.

К Трояну обращаются в славянской магии для исцеления от болезней, возвращения здоровья. В обрядах знак Трояна может использоваться и для поиска верного решения проблемы.

Подробнее о значении Резы Бога Трояна в гадании в статье «

Бога Трояна не зря напоминает фигуру стоящего человека с тремя ликами. Троян третий сын в семье, а в характере его соединились божественное и человеческое. Поступками своими Троян доказал, что умеет многое и стал славянским Богом знахарства и врачевания.


Символ славянского Бога Трояна

Славянский Бог Троян

С рождения Троян был не простым ребенком: быстро рос, разума набирался, взрослых умом удивлял. Боги обратили внимание на старательного юношу, отдали Трояна в учение мудрому Китоврасу, знающему много тайн.

Особый талант проявил Бог Троян к врачеванию. Ещё будучи человеком нашел средство от самого страшного врага, что зарѣжетъ безъ ножа и убьетъ безъ топора– такую загадку в старину о смерти сказывали. Научился Троян воскрешать людей, только Боги запретили это ему. Беда в мире случится, коли не всё на своем месте будет, а оборвавшаяся жизнь вновь начнется. Вместо того стал славянский Бог Троян врачевателем, помогает со всякой хворью бороться.

Бог Троян – покровитель людей непростых, таких же разумных да сильных духом, как он сам. Славянский Бог Троян учит поступать как велит разум, быстро принимать верные решения всем на пользу. Болезнь не спрашивает, когда приходит, врачеватель всегда готов за дело взяться. Помогает Бог Троян , прежде всего, в вопросах здоровья, и в других делах можно к нему обратиться, ведь нарушение порядка в жизни – тоже нездоровье.

Символ Бога Трояна

Коли готовы вы принять мудрый совет Бога Трояна , последовать ему, обережный знак вам поможет!

Трехликий знак Бога Трояна издревле защищает от:

От всякой хвори: душевной, телесной,
от «слепоты» духа, неумения увидеть ошибку, начинающуюся «болезнь» и вовремя принять меры.

Знак славянского Бога Трояна дарит людям:

Здоровье, прибавление сил,
выбор верного решения, умение быстро ориентироваться в ситуации.

Боги древних славян никуда не ушли!

Знак Бога Трояна подходит людям с непростым характером. Много говорить о себе этот Бог не любит, больше делает, решения принимает верные да всегда поможет ближнему.Доброму человеку и чужая болезнь по сердцу, славянский Бог Троян помнит, как был человеком, помогает тем, кто обращается к нему.

Еще статьи о славянских оберегах:

  • Знак Бога Белобога .
  • Какими были обереги в старину: славянские обереги и их значение ;
  • Знак Бога Авсеня ;

Боги древних славян никуда не ушли. Если вам близок Бог славян Троян, значит вам подойдет его знак - символ Трояна. Символ Бога Трояна не зря напоминает фигуру стоящего человека с тремя ликами. Троян третий сын в семье, а в характере его соединились божественное и человеческое. Отец славянского Бога Трояна сам Велес, поступками своими Троян доказал, что умеет многое и стал славянским Богом знахарства и врачевания.
">

Троя́н - персонаж южнославянского фольклора.

На Руси Троян в качестве языческого божества фигурирует в апокрифическом «Хождении Богородицы по мукам». Обычно считается, что Троян был заимствован в древнерусскую книжность из южнославянского фольклора (в силу балканских корней славянской книжности). одном из эвгемерических пассажей XVI века языческий бог Троян прямо выводится от римского императора Траяна:

И да быша разумѣли мнозии человѣци, и въ прѣлъсть велику не внидут, мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна и инии мнози, ибо яко то человѣци были сут старѣишины: Перунь въ елинѣх, а Хорсь въ Кѵпрѣ, Троянь бяше царь в Римѣ.

Имя Троян четыре раза упоминается в «Слове о полку Игореве», где фигурируют «вечи Трояни», «седьмой век Троянь» (к нему относится деятельность князя Всеслава Полоцкого, то есть XI век), «земля Трояня» (которую однозначно локализовать исходя из контекста не удаётся) и «тропа Трояня».

  • 1 балканском фольклоре
  • 2 «Слове о полку Игореве»
    • 2.1 Император
    • 2.2 Божество
    • 2.3 Троянцы
  • 3 Примечания
  • 4 Литература

В балканском фольклоре

Образ римского императора Траяна, претерпев значительную мифологизацию, занял заметное место в балканском фольклоре (аналогично императору Диоклетиану, ставшему Дукляном). южнославянском фольклоре Троян - демонический герой, царь с козлиными ушами и ногами, иногда трёхглавый. сербской сказке у Трояна три головы: одна голова пожирает людей, другая скот, третья рыбу; видимо, жертвы Трояна символизируют его связь с космическими зонами, тремя царствами. сербском фольклоре царь Троян - ночной демон, обитающий в Троянском граде на горе Цене. Он навещает свою возлюбленную по ночам в Среме и покидает ее, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете. Брат любовницы Трояна насыпает коням песка вместо овса, у петухов вырывает языки. Троян задерживается до рассвета. На обратном пути демон спрыгивает с коня и прячется в стоге сена, но проходящие мимо коровы растаскивают стог. Закутавшись с головой в плащ, Троян ложится под куст, надеясь, что солнце обойдет его стороной. Но бредший мимо какой-то бездельник, завидев свернувшегося под кустом человека, из пустого любопытства срывает с него плащ. Тут солнечные лучи настигают демона и растапливают его.

В «Слове о полку Игореве»

Император

Относительно того, кто такой Троян, существует множество гипотез разной степени достоверности. Одни полагают, что Троян - это римский император Марк Ульпий Траян, воевавший на Балканах и известный славянам (или, скорее, его мифологизированный образ; Траян, как и многие успешные императоры, был обожествлён, в Дакии остались носящие его имя Траяновы валы). «Тропа Трояня» - это его военная дорога в Причерноморье (via Traiani) или воздвигнутый им памятник («тропеум» - римский трофей в знак бегства противника, tropheum или tropeum Traiani, сохранившийся до наших дней).

«Земля Трояня» - Дакия и, в частности, местность в устье Дуная, где шли столкновения Руси с половцами.
«Века Трояни»:

Всеслав Полоцкий, упомянутый в этом фрагменте жил в XI веке. Соответственно, век Трояна закончился 7 веков назад (11-7), то есть в IV веке - время, когда Римская империя ещё существовала. Траян в этом смысле мог быть олицетворением всех римских императоров, поскольку именно при нем славяне соприкоснулись с римлянами, а Дакия начала превращаться в Румынию. Саге о Хормунде упоминается морской поход викингов на Валланд (Валахия), где некогда конунгом был злой колдун Траин (др.-сканд. Þráinn - Траян).

Божество

По другой версии, Троян - это славянское языческое божество, известное из сербского фольклора, или мифический предок славян; в таком случае земля Трояня - земля славян или конкретно Русь. А. Г. Кузьмин высказал мнение, что Троян может быть родоначальником русского княжеского дома Рюриковичей, а седьмой век - седьмое поколение рода, считая от Трояна, к которому принадлежал князь-волхв Всеслав Полоцкий. Есть и трактовка, согласно которой Троян - ошибочное прочтение имени Бояна, другого загадочного персонажа «Слова». Л. Н. Гумилев выдвигал альтернативную версию о том, что Троян - это калька слова Троица с некоего тюркского языка у "которого отсутствовала категория грамматического рода"(среди тюрков в XI веке было распространено диофизитское (т.е. с усиленной относительно Православия ролью Троицы) несторианство, возникшее за 7 веков до этого).

Троянцы

Ещё одна версия связывает имя Трояна с Троей и славянскими версиями античных легенд о Троянской войне (ей следовал, в частности, Р. О. Якобсон). Многие народы в средневековье считали себя потомками троянцев, не были исключением и славяне. «Седьмой век» в понимании Якобсона, который иначе членит текст, не связан с Всеславом, а означает седьмое тысячелетие (древнерусское значение слова) от сотворения мира, с седьмым столетием которого, начавшимся в 1092 г., связывались эсхатологические ожидания, и когда кочевники начали вторгаться на Русь («землю Трояню»).

Примечания

  1. Екатерининской копии вместо «На седьмом вѣцѣ Трояни», как в первом издании, стоит «На седьмом вѣцѣ Зояни». Р. О. Якобсон предположил, что в оригинале стояло «з Трояни», где буква з, называющаяся «земля», стояла вместо этого слова, чему есть другие примеры в древнерусских рукописях, то есть читать надо «земли Трояни». По мнению А. К. Югова, это ошибка переписчика, как и само упоминание Трояна в «Слове» - так было прочитано слово «Боян», поскольку лигатура тр и буква б почти не различаются на письме.
  2. Кузьмин А. Г. Начало Руси. М.: Вече, 2003. С. 199-203.
  3. Югов А. К. Траянова земля или - Боянова
  4. Л. Н. Гумилёв. Несторианство и Древняя Русь

Литература

  • Троянь // Словарь-справочник «Слова о полку Игореве». Вып. 6. М.; Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984. С. 57-61.
  • Троян в «Слове» // Энциклопедия «Слова о полку Игореве». Т. 5. СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.
  • Юдин К. Троян в «Слове о полку Игореве» (к проблеме толкования)

Существовало у славян древнее языческое божество, которое называли Троян (Траян), а иногда Триглав или Трояк. Корень «три» в этом имени побуждал иногда изображать божество с тремя головами на одном туловище. Так было у западных славян.
Троян был богом-воином, богом-наездником. Его популярность, распространенность и связь с воинством были столь широки, что именем бога-воина называли военные сооружения, географические пункты. Возможно, это имя имеет отношение и к имени реального исторического лица - римского императора Траяна, с которым связывают строительство валов, ограждавших границы Римской империи. Однако количество Трояновых валов выходит далеко за границы походов императора, и только на территории нашей страны общая длина таких валов достигает 400 км. Кроме того, валы нередко носят название «Змиевых валов», что прямо связано с мифологией. Сегодня чрезвычайно трудно установить, какие обличья и в какие эпохи принимал мифологический Троян у индоевропейских народов и что точно означало его имя. Известно лишь, что древнерусское слово «третей» означало «суд», «судья»; литовское «третиас» - «третейский суд». В «Ведах» Трита - бог справедливости, в «Авесте» Трайтайона - бог правды, истины.

Вероятно, соотнесенность имени Трояна с числом «три» и с такими важными понятиями, как справедливость, истина, способствовала его особенно широкому распространению в глубокой древности.
Вообще в целом ряде мифопоэтических традиций число «три» является первым, оно открывает числовой ряд и квалифицируется как совершенное божественное число. Образуемый соединением трех точек, треугольник служил иероглифом (здесь: знаком, символом) божественной триады у всех народов древности.
Священная триада встречается во всех религиях мира как образ абсолютного совершенства, превосходства («тресветлый», «трисвятый») - вспомним «светлое-тресветлое солнце» в «Слове о полку Игореве». Кроме того, триада является основной структурой мифопоэтического макрокосма, а также социальной организации (для сравнения: три сферы Вселенной, три высшие ценности, божественные троицы и т. п.).
Число «три» служит символическим выражением триад: Неба, Земли, ада; прошедшего, настоящего, будущего; отца, матери, сына. В мифологиях многих народов начало их существования ведется от трех братьев. Геродот повествует о трех сыновьях скифского Таргитая, русские летописи - о трех братьях Кие, Щеке и Хориве; три брата постоянно присутствуют в русских сказках. Везде третье лицо триады как результат первых двух обладает превосходством над ними, поэтому в сказках младший брат всегда оказывается героем. Кроме того, любое дело завершается лишь в результате трехкратного повторения. Обычай считать до трех для совершения какого-либо действия до сих пор сохранился в жизни многих народов мира.
Во времена скитаний, войн, походов славяне обращали свой взор к вечному над ними небесному своду, на котором им указывала путь белая дорога - Млечный Путь. Неизвестно, когда это название пришло к славянам, но известно, что у разных славянских племен эта серебристая туманная полоса называлась по-разному, в том числе и «Путь Траяна».
Млечный Путь опоясывает небесную сферу и хорошо виден в безлунные ночи. Человек заметил эту полосу еще в глубокой древности. И каждый народ придумал для нее свое имя и дал ей свою интерпретацию вовсе не случайно, он связывал их с какой-то конкретной, существенной для него земной реалией и характерным признаком самого Млечного Пути.
В одном из мифов Древней Греции так рассказывалось о появлении этой полосы на небе.
По приказу Зевса его сын Геракл, рожденный смертной женщиной, был поднесен к груди спящей верховной олимпийской богини Геры, сестры и супруги Зевса, чтобы молоко богини сделало младенца бессмертным. Однако проснувшаяся Гера резко оттолкнула младенца, а брызнувшее из ее груди молоко оставило на небе яркий белый (вечный, бессмертный) след - Млечный Путь.
Римляне взяли название Млечного Пути у греков, но было у них и собственное название - «Царская дорога Неба». Название могло прийти и с Востока, так


как в древнем Шумере Млечный Путь был связан с богиней Наной, женой бога Неба. В санскрите Млечный Путь назывался «божественным», в Иране он был известен как «Тропа Аримана» - повелителя злых божеств, в Скандинавии - как «Дорога Одина», верховного бога скандинавской мифологии, в Молдавии - «Путь Траяна», в Валахии - «Небесный Траян».
У южных славян, прежде всего у сербов и болгар, а также у славян, живущих на землях Румынии и Молдавии, существуют многочисленные сказочные предания и поверья о некоем царе Трояне. Для сербов и болгар царь Троян был мифическим существом, одним из духов мрака, не терпящих солнечных лучей. Боясь солнца, он выезжал по ночам, и однажды солнце растопило Трояна. Болгарский Троян-Траян был еще и хранителем золота и серебра, имел свое чудесное царство, строил города.
Румынский языческий Троян был богом снегопада и дорог, и в его имени сочетались два основных значения Млечного Пути: элемент белизны и дорога.
В «Слове о полку Игореве» много мифологических образов, и связь их с народными преданиями, легендами, с языческими божествами проследить нетрудно: это и упоминавшиеся Стрибог и Хоре, Велес и Даждьбог, с которыми люди состоят в родстве, точнее-они внуки богов (русичи - Даждьбожьи внуки, ветры - Стрибожьи внуки, Боян - внук Велеса). Как и Боян, автор «Слова о полку Игореве» обращался к древнейшей эпохе: «Были

вечи Трояни...», и еще три раза упоминаются в «Слове...» названия, связанные с именем Трояна: «в тропу Трояню...», «на седьмом веце Трояни», «на землю Трояню...».
Что могли означать эти упоминания Трояна, как соотнести их с землей русов, с землей славян, как далеко могли уходить троянские тропы по троянской земле в троянское время? Помочь ответить на эти вопросы могут знания об ареале распространения славяно-русских корней во времени и пространстве, а также сведения о родословной славянских народов (т. е. об их роде и слове) , об их истории.
Существует много свидетельств масштабности, всеохватности мышления древнего славянина, который стремился удержать в своем воображении огромный пространственный и временной мир, представавший перед ним. ысячелетия запечатлевали в народной памяти какие-то устойчивые образы, создавая из них то мифологические предания, то поэтические традиции.

Загрузка...