Юридический портал - Ipoteka112

Михаил грушевский, биография, новости, фото. Грушевский михаил сергеевич Кто такой грушевский

Михаил Яковлевич Грушевский – известный пародист, который полюбился зрителям искрометным сатирическим юмором. Также Михаил является телеведущим передач, спортивным экспертом и обольстителем дамских сердец. Любое мероприятие, где бы ни появился Грушевский, будет нести комический характер из-за легкого и веселого нрава этого человека.

Детство и юность

Биография юмориста началась 29 ноября 1964 года в Москве. Михаил родился в обычной семье: его мать украинской национальности, а об отце Грушевский предпочитает не говорить, так как его родители развелись, когда мальчику было 5 лет. Об отчиме у актера неприятные воспоминания: тот был весьма строг и бил маленького Мишу палкой.

Деятелей эстрады и юмористов у Михаила в семье не было – он первый из родственников, кто начал заниматься профессиональным сценическим юмором. А все благодаря характеру и таланту пародиста, который у него проявился с раннего детства. Михаил вспоминает, что, когда ему было 5 лет, он придумывал вымышленный диалог с памятником писателю Грибоедову, мимо которого мальчик часто проходил на улице. Рассказывая эту фантазийную историю, маленький Миша постоянно смешил окружающих людей.


Талант к пародированию был замечен у Грушевского еще в школьные годы, а все началось с того, что Миша увидел по телевизору выступление , который изображал известного спортивного комментатора. Впечатленный Грушевский решил повторить успех юмориста, выступив на школьной сцене. Несмотря на волнение мальчика, смеющиеся зрители одобрили дебютное выступление будущего артиста. Позже Михаил Грушевский неоднократно показывал пародии на звезд, пребывая в пионерском лагере.


Миша стал душой компании, без него не проходило ни одного мероприятия. Например, Грушевский вспоминает, что на одном из вечеров он так профессионально изобразил своего преподавателя, что проходящий мимо директор школы, услышав его голос, очень удивился, что учитель выступает на сцене. Активист и участник самодеятельности Грушевский не раз удосуживался школьных похвал и грамот.

Карьера пародиста

Михаил успешно сдал экзамены и, несмотря на желание быть эстрадным деятелем, поступил в Московский институт стали и сплавов. В институте Миша также занимался художественной самодеятельностью и показывал юмористические сценки. Кстати, именно тогда, в середине семидесятых, произошла встреча Грушевского и : как признается Михаил, Владимир – его главный наставник на пути к творчеству.


Благодаря перестройке в СССР Мише открылся шанс стать деятелем сцены, однако, чтобы получить диплом артиста, Грушевскому бы пришлось отслужить в армии. Поэтому, будучи студентом, он решил окончить «МИСиС», после чего его приняли на работу в научно-исследовательский институт. Но в 1988 году молодой человек решил заняться тем, что умеет делать талантливее всего, и перевелся в театральную студию «Гротеск», где ему пророчили будущее артиста.

В том же 88-м Грушевского пригласили в юмористическую группу, в которой участвовал Владимир Винокур. Молодой человек сразу же согласился, ведь с него не требовали специального диплома. Уже тогда Михаил стал зарабатывать свои первые деньги за творчество. Именно с этого момента началась его профессиональная юмористическая карьера.

Впервые на телеэкранах Миша появился в 1989 году на передаче «Взгляд», в которой стал первым, кто изобразил политического деятеля Зрительный зал разрывался от смеха, хотя своим выступлением Грушевский сильно рисковал.

Благодаря дару пародировать других людей Михаил Грушевский с 94-го по 95-й принимает участие в озвучивании программы «Куклы». А уже через год, в 96-м, пародист был замечен ведущей юмористической программы «Аншлаг» , с которой он сотрудничал вплоть до 2004 года.

В 2007 Михаил попробовал себя в новом поприще: он становится ведущим ток-шоу «Бабий Бунт» на Рен-ТВ. Несмотря на социальный характер передачи, Михаил даже в роли телеведущего умудрялся рассмешить публику.


Помимо юмористических выступлений Михаил Грушевский также участвует в различных телевизионных программах, например, в 2008 он стал участником проекта «Последний герой», который показывали на «Первом канале», а с 2013 пародист выступал в шоу «Повтори!».

Также Миша попробовал себя в роли актера в сериале «Звезда эпохи», который выходил в 2005 году. Там он выступал в роли композитора Никиты Богословского.

Личная жизнь

Личная жизнь Михаила Яковлевича не является секретом, он охотно делится ей с журналистами. В 2001 году артист женился на специалисте по съемке клипов Ирине Мироновой. Несмотря на то, что мужчина ростом 173 см пользуется успехом у женщин, юморист признается, что это его первый опыт отношений. До знакомства с Ирой Михаил пробыл в гражданском браке всего лишь 2 месяца.


Несмотря на то, что пара просуществовала вплоть до 2012, супруги развелись с шумным скандалом, который был вынесен в общество. Миша в момент отношений начал понимать, что они с Ириной охладевают друг к другу: единственной опорой, из-за которой держалась пара, была дочь Дарья. Поэтому Михаил не держит в секрете, что иногда заигрывал с женщинами на стороне.

Как признается Грушевский, он не думал, что из-за его желания развестись бывшая жена объявит войну. Сам юморист сожалеет, что слишком откровенничал с прессой по поводу их семейных распрей.


Михаил Грушевский и Евгения Грушевская

В 2014 году в сети появились слухи о новом романе Михаила Грушевского с Евгенией Гусляровой, которая моложе избранника на 15 лет. У возлюбленных состоялась свадьба, и в 2015 году у Михаила и Евгении Грушевских родился сын Миша, которого назвали в честь артиста.

Также известно, что у Михаила Грушевского есть хобби: он является заядлым футбольным болельщиком спортивного клуба ЦСКА. Известно, что пародист ведет собственный Инстаграм , куда выкладывает фотографии увлечений.

Михаил Грушевский сейчас

Михаил Грушевский исполнил эпизодическую роль в сериале «Гражданский брак», который стартовал в 2017 году.

Также актер стал участником скандального теле-шоу «Секрет на миллион», которое ведет на канале «НТВ». Выпуск с Михаилом вышел 8 апреля 2017 года: артист делится главными секретами супружеских взаимоотношений.

Грушевский, Михаил Яковлевич (родился в Москве 29 декабря (19641229 ) года) - российский актёр , юморист , эстрадный пародист , спортивный эксперт.

Биография

Родился в Москве. По материнской линии его предки родом с Украины , бабушка жила в Киеве , а дедушка в Одессе .

Актёр также принимал участие во многих других юмористических и сатирических передачах, в частности, в телепередаче «Куклы », где озвучивал персонажей - политических деятелей.

В 2008 году участвовал в реалити-шоу «Первого канала » «Последний герой » .

Популярный шоумен, ведущий развлекательных программ, праздников. Обладает уникальным талантом пародийной импровизации.

Личная жизнь

  • Первый брак - Ирина Миронова. Брак 2001-2012.

Дочь - Дарья Грушевская (2002 г.р.)

  • Вторая жена - Евгения Гуслярова, художественный переводчик (английский язык), маркетолог, предприниматель. Свадьба состоялась 31.01.2015.

Объекты пародий

  • Михаил Горбачев

Сам актёр говорил по этому поводу:

«У меня же не только президенты были в „арсенале“, но и Хасбулатов, Жириновский, и ныне ушедший Лебедь, и многие другие. Некоторые даже говорили, что они должны приплачивать мне за раскрутку. Я никогда не отказывался, но денег почему-то так ни от кого и не получил »

.

Сами же объекты пародий к его выступлениям, по словам актёра, относились так:

«С Борисом Николаевичем мы виделись после концерта, ему больше всего понравилась моя пародия на Михаила Сергеевича. Лещенко и Винокур даже выходили ко мне на сцену с букетами, прослушав „Вовчика и Левчика“. А с Горбачевым я, к сожалению, не пересекался. Мне рассказывали, что один канал зазывал его на передачу, посвященную Первому съезду народных депутатов, а он ответил: не могу. „Ну как же мы без вас?“ - „А вы пригласите Грушевского“. Если это так, то мне приятно, черт побери!»

В программе «Повтори! »

  • Владимир Жириновский (1 выпуск);
  • Вячеслав Зайцев (2 выпуск);
  • Николай Озеров (3 выпуск);
  • Ян Арлазоров (4 выпуск; исполнял оригинальный монолог Я. Арлазорова «В самолёте»);
  • Аркадий Райкин (5 выпуск; исполнял оригинальный монолог А. Райкина «Век техники»);
  • Владимир Винокур (6 выпуск; в категории «Телефонный розыгрыш» разыграл его голосом шоумена Александра Гудкова);
  • Илья Резник (7 выпуск);
  • Фрунзик Мкртчян (8 выпуск; пародировался персонаж Ф. Мкртчяна - Рубик Хачикян из фильма «Мимино »)
  • Евгений Леонов (категория «Мультфильмы»; пародировался озвученный Е. Леоновым Винни-Пух); Лев Лещенко (финал; исполнялась оригинальная песня Л. Лещенко «Трус не играет в хоккей»).

Напишите отзыв о статье "Грушевский, Михаил Яковлевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Грушевский, Михаил Яковлевич

«Да, им это должно казаться жалко! – подумал он. – А как это просто!»
«Птицы небесные ни сеют, ни жнут, но отец ваш питает их», – сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне. «Но нет, они поймут это по своему, они не поймут! Этого они не могут понимать, что все эти чувства, которыми они дорожат, все наши, все эти мысли, которые кажутся нам так важны, что они – не нужны. Мы не можем понимать друг друга». – И он замолчал.

Маленькому сыну князя Андрея было семь лет. Он едва умел читать, он ничего не знал. Он многое пережил после этого дня, приобретая знания, наблюдательность, опытность; но ежели бы он владел тогда всеми этими после приобретенными способностями, он не мог бы лучше, глубже понять все значение той сцены, которую он видел между отцом, княжной Марьей и Наташей, чем он ее понял теперь. Он все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей за ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами; приподнятая румяная верхняя губа его дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал.
С этого дня он избегал Десаля, избегал ласкавшую его графиню и либо сидел один, либо робко подходил к княжне Марье и к Наташе, которую он, казалось, полюбил еще больше своей тетки, и тихо и застенчиво ласкался к ним.
Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поняла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спасение его жизни. Она чередовалась с нею у его дивана и не плакала больше, но беспрестанно молилась, обращаясь душою к тому вечному, непостижимому, которого присутствие так ощутительно было теперь над умиравшим человеком.

Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной легкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое.
Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.
Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденный от удерживавшего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.
Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.
Но после той ночи в Мытищах, когда в полубреду перед ним явилась та, которую он желал, и когда он, прижав к своим губам ее руку, заплакал тихими, радостными слезами, любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце и опять привязала его к жизни. И радостные и тревожные мысли стали приходить ему. Вспоминая ту минуту на перевязочном пункте, когда он увидал Курагина, он теперь не мог возвратиться к тому чувству: его мучил вопрос о том, жив ли он? И он не смел спросить этого.

Болезнь его шла своим физическим порядком, но то, что Наташа называла: это сделалось с ним, случилось с ним два дня перед приездом княжны Марьи. Это была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу. Это было неожиданное сознание того, что он еще дорожил жизнью, представлявшейся ему в любви к Наташе, и последний, покоренный припадок ужаса перед неведомым.
Это было вечером. Он был, как обыкновенно после обеда, в легком лихорадочном состоянии, и мысли его были чрезвычайно ясны. Соня сидела у стола. Он задремал. Вдруг ощущение счастья охватило его.
«А, это она вошла!» – подумал он.
Действительно, на месте Сони сидела только что неслышными шагами вошедшая Наташа.
С тех пор как она стала ходить за ним, он всегда испытывал это физическое ощущение ее близости. Она сидела на кресле, боком к нему, заслоняя собой от него свет свечи, и вязала чулок. (Она выучилась вязать чулки с тех пор, как раз князь Андрей сказал ей, что никто так не умеет ходить за больными, как старые няни, которые вяжут чулки, и что в вязании чулка есть что то успокоительное.) Тонкие пальцы ее быстро перебирали изредка сталкивающиеся спицы, и задумчивый профиль ее опущенного лица был ясно виден ему. Она сделала движенье – клубок скатился с ее колен. Она вздрогнула, оглянулась на него и, заслоняя свечу рукой, осторожным, гибким и точным движением изогнулась, подняла клубок и села в прежнее положение.
Он смотрел на нее, не шевелясь, и видел, что ей нужно было после своего движения вздохнуть во всю грудь, но она не решалась этого сделать и осторожно переводила дыханье.
В Троицкой лавре они говорили о прошедшем, и он сказал ей, что, ежели бы он был жив, он бы благодарил вечно бога за свою рану, которая свела его опять с нею; но с тех пор они никогда не говорили о будущем.
«Могло или не могло это быть? – думал он теперь, глядя на нее и прислушиваясь к легкому стальному звуку спиц. – Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть?.. Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи? Я люблю ее больше всего в мире. Но что же делать мне, ежели я люблю ее?» – сказал он, и он вдруг невольно застонал, по привычке, которую он приобрел во время своих страданий.
Услыхав этот звук, Наташа положила чулок, перегнулась ближе к нему и вдруг, заметив его светящиеся глаза, подошла к нему легким шагом и нагнулась.
– Вы не спите?
– Нет, я давно смотрю на вас; я почувствовал, когда вы вошли. Никто, как вы, но дает мне той мягкой тишины… того света. Мне так и хочется плакать от радости.
Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло восторженною радостью.
– Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете.
– А я? – Она отвернулась на мгновение. – Отчего же слишком? – сказала она.
– Отчего слишком?.. Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется?
– Я уверена, я уверена! – почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки.
Он помолчал.
– Как бы хорошо! – И, взяв ее руку, он поцеловал ее.
Наташа была счастлива и взволнована; и тотчас же она вспомнила, что этого нельзя, что ему нужно спокойствие.
– Однако вы не спали, – сказала она, подавляя свою радость. – Постарайтесь заснуть… пожалуйста.
Он выпустил, пожав ее, ее руку, она перешла к свече и опять села в прежнее положение. Два раза она оглянулась на него, глаза его светились ей навстречу. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его.
Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и заснул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся.
Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все ото время, – о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней.
«Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Мысли эти показались ему утешительны. Но это были только мысли. Чего то недоставало в них, что то было односторонне личное, умственное – не было очевидности. И было то же беспокойство и неясность. Он заснул.

[Михайло Грушевський, 1866-] - украинский историк, историк литературы и писатель.

Род. в семье педагога, юношеские годы провел на Кавказе, где учился в Тифлисской гимназии.

В 1890 Г. окончил Киевский университет по историко-филологическому факультету; вскоре эмигрировал за границу.

В 1894, когда во Львовском университете была основана кафедра всемирной истории, Г. было предложено занять эту кафедру.

Постепенно Г. становится руководителем всей научно-культурной жизни Галиции: в 1895 он стал редактором "Записок Наукового Товариства iмени Шевченка", а в 1897 был избран председателем этого общества.

В 1898 по инициативе Г. были основаны сыгравшие в истории украинской литературы большую роль журнал "Литературно-науковий вiстник" и издательство "Видавнича спшка". Литературная деятельность Г. началась в 1884, когда он, еще будучи гимназистом, напечатал в "Дiлi" и "Зopi" несколько рассказов на украинском яз. В 1891 была издана в Киеве первая историческая работа Г. - "Очерк истории Киевской земли", в 1894 - "Барское староство". Во Львове Г. написал и издал большинство своих исторических работ: "Виiмки з жерел до iстоpii Украiни-Руси" (Л., 1895), "Описи королiвщини в землях руських XVI в." (Л., 1895-1903, 4 тт.), "Розвiдки и матерiяли до icтоpii Украiни-Руси" (Л., 1896-1904, 5 тт.) и восьмитомную "Icтоpiю Украiни-Руси", над окончанием которой продолжает работать и в настоящее время. После революции 1905 Г., продолжая оставаться профессором Львовского университета и председателем "Наукового Товариства", пытается занять кафедру в Киевском университете, но получает жестокий отпор со стороны черносотенной профессуры.

Он руководит деятельностью "Наукового Товариства в Киiвi", переносит сюда издание "Литературно-наукового вiстника". В 1914 Г., после 20-летней работы во Львовском университете, переехал на жительство в Киев, где был арестован и выслан в г. Симбирск.

После Февральской революции Г. возвращается на Украину, где избирается председателем Центральной рады и остается там до печального конца этого соглашательского парламента.

Историк-идеалист, недооценивавший роль пролетариата и выступивший против его диктатуры во имя "общенационального" движения, опиравшегося на "крестьянство в целом", Г. оказался недальнозорким, мелкобуржуазным политиком и стал игрушкой в руках поднявшихся кулацких контрреволюционных сил. Политика Центральной рады, испугавшейся победы пролетариата и призвавшей немцев на Украину, увенчалась "скоропадщиной", во время разгула которой и самому Г. пришлось жить на нелегальном положении.

В 1919 Грушевский очутился в лагере украинской эмиграции.

С 1922 у Г. началось расхождение с эмиграцией; он занялся исключительно научной работой, написал пятитомный труд по истории украинской литературы.

В эмиграции Г. проявил себя как противник ориентации на Польшу Пилсудского и как противник интервенции.

Порвав с эмиграцией, Грушевский занялся переоценкой ценностей, что и привело его, как и многих его последователей, на сторону советской власти.

Как член Украинской академии наук Г. в 1924 переезжает в Киев, "намереваясь, - как говорит он в своей автобиографии, - повести интенсивную научную работу в новых условиях - на непосредственную пользу украинских рабоче-крестьянских масс и социалистического строительства на Украине". В настоящее время Г. состоит председателем исторической секции первого отделения академии, редактирует исторический журнал "Украiна"; на последних выборах избран в члены Всесоюзной академии наук. В историю украинской литературы Г. войдет как беллетрист, драматург и историк литературы.

Беллетристика Г. была или увлечением юности или опытами ученого, пытавшегося найти в художественном творчестве отдых от научных трудов.

Из двадцати рассказов Г. некоторый литературный интерес представляют только рассказы на исторические темы: "Ясновельможний сват", "Розмова з Кривоносом", "Вихрест Олександер", "Як ми стрiчали новий рiк". Большее значение имеют его две исторические драмы: "Хмельницький в Переяславi" и "Ярослав Осмомисл", написанные в ссылке.

В первой из этих пьес Г. остановился на переговорах Хмельницкого с послами короля Яна Казимира, использовав дневник Мясковского и свой богатый научный багаж. Но все же значение этой пьесы заключается только в ярких исторических фактах и ценных наблюдениях историка; как драматическое произведение пьеса "Хмельницький в Переяславi" очень слаба. Зато трагедия "Ярослав Осмомисл" насыщена действием и подлинным драматизмом.

Сюжетом для этой трагедии послужила запись в Ипатьевской летописи [от 1173] об изгнании галичанами князя Ярослава Осмомысла за женитьбу при живой княгине на дочери "смерда". Здесь автор пытался реконструировать язык и быт начала XII в., но эта попытка не увенчалась успехом.

Главным вкладом Г. в литературоведение является его "Iсторiя Украiнськоi литератури", труд еще незаконченный (вышло пять томов), но уже являющийся основным источником в области изучения древней украинской литературы.

В основе труда - мысль о том, что исследование так наз. "древнерусской литературы" требует специального украинского подхода.

Г. высказывается против того общерусского взгляда, которым руководствовались прежние исследователи "древнерусского наследства", в том числе и историк украинской литературы, академик С. А. Ефремов, полагавшие, что так наз. "древнерусская литература" послужила корнем не только для украинской, но и для русской литературы.

Г. подвергает радикальному пересмотру вопрос "о древнерусском наследстве". Устанавливая преемственность между "древнерусской" и украинской литературой, он оспаривает эту преемственность у русской литературы, опираясь на труды многочисленных своих предшественников и гл. обр. на богатый мало исследованный материал.

Первые три тома "Iсторi Украiнськоi литератури" охватывают устное творчество и начало развития письменности.

Очень интересный четвертый том посвящен устному творчеству поздней княжеской эпохи и переходных веков XIII - XVII. Здесь центральное место занимает вопрос о происхождении былинного эпоса как эпоса украинского, что представляет большой интерес и для русских исследователей.

Г. считает, что значительная часть былинного эпоса в его первичной форме зародилась на Украине и тут же развилась на протяжении княжеско-переходной эпохи. Пятый том "Iстоpii украiнськоi литератури" посвящен культурным и литературным течениям на Украине в XV - XVI вв. и периоду "первого возрождения" . Свой метод исследования литературы Г. называет "социологическим методом": он пытается понять литературное произведение как "социальный факт" и определить его "социальную функцию". Являясь последователем французского социолога Дюркгейма и не будучи в состоянии понять великий закон классовой борьбы, Г. вносит в свои ценные работы массу эклектизма.

Библиография: I. Отд. изд.: Грушевський М., Пiд зорями, Оповiдання, начерки, замiтки, iсторичнi образи, вид. "Рух", Харкiв; Грушевський Михаило, Icтopiя украiнськоi литератури, т. I - III, Киiв - Львiв, 1923; т. IV, ДВУ, Киiв, 1925; т. У, ДВУ, Киiв, 1926. II. Юбiлей академика М. С. Грушевського, изд. юбил. к-та, Киiв, 1927; Багалiй Д. I., акад., Нарис icтоpii Украiни на соцiяльно-скономичним грунтi, т. I (Глава, посвященная месту Грушевского в украинской историографии), ДВУ, 1928. К. Буревой. {Лит. энц.}

Изображенный на украинской пятидесятигривенной купюре Михаил Грушевский среди всех отечественных деятелей, «попавших на деньги», является самым близким к нам по времени. И его биография и вклад в развитие Украинского государства известны едва ли не лучше остальных. Однако здесь читателя могут ожидать определенные сюрпризы.

Дело в том, что провозглашаемый сейчас со всех высоких трибун и мемориальных досок «первым Президентом Украины» Михаил Грушевский, фактически, им никогда не был!
И это не единственный парадокс, связанный с личностью Грушевского.
Но начнем по порядку.

Будущий «первый президент» и председатель Украинской Центральной Рады родился 17 (29) сентября 1866 года в городке Холме Люблинской губернии Российской империи (ныне город Хелм, Польша) в семье учителя гимназии. Его отец, Сергей Федорович Грушевский был автором принятого министерством образования и многократно переизданного в России учебника церковно-славянского языка. Авторские права на данный учебник приносили семье, а позже - самому Михаилу Грушевскому, стабильные доходы, позволившие ему сосредоточиться на собственных исторических исследованиях.

Вскоре после рождения Михаила семья переехала на Кавказ, где в Ставрополе, Владикавказе и Тифлисе прошли его детство и отрочество. По окончании тифлисской гимназии в 1885 году он поступил на историко-филологический факультет Киевского университета Святого Владимира, где учился у профессора Владимира Антоновича. Под его руководством подготовил работы о южнорусских замках первой половины XVI в. и «Историю Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV века», которая была удостоена золотой медали.

После защиты Грушевским в 1894 году магистерской диссертации профессор Антонович порекомендовал Львовскому университету взять новоиспеченного магистра вместо себя на должность профессора недавно созданной кафедры истории.

То, что подданный российского императора Михаил Грушевский в 1894 году переехал во Львов, находившийся тогда под властью Австро-Венгрии, и получил там высокую профессорскую должность, породило впоследствии массу кривотолков. Якобы коварные австрияки уже тогда, ещё за двадцать лет до начала Первой мировой войны, задумали подложить «мину» под национальное «единство» Российской империи и для этого… придумали украинцев. Как говаривал киевский генерал-губернатор Драгомиров: "Украинскими являются только галушки, борщ и варенуха, все остальное выдумала Австрия!".

И вот теперь подлым австрийцам срочно понадобился тот, кто сочинит для этих "выдуманных" украинцев историю, чтобы представить их как отдельный народ. И на роль этого "злого гения" был избран 28-ми летний российский подданный Михаил Грушевский.

Но тогда возникает вполне закономерный вопрос: как один, пусть даже и очень талантливый, молодой ученый может самостоятельно придумать и сочинить историю целого народа? Причем, к тому же, как утверждается, народа выдуманного, никогда ранее не существовавшего?

В ответ на этот вопрос «заклятые любители» Грушевского и всего украинского парируют, что он, видите ли, был не одинок, что в этом ему помогал… австрийский Генеральный штаб!

Странная логика. Казалось бы, что мешало российскому Генеральному штабу, в свою очередь, попытаться таким же образом подорвать изнутри не менее «национально-монолитную» Австро-Венгрию? И сделать нечто подобное в отношении украинских подданных императора Франца-Иосифа? Глядишь, создали бы при Киевском университете кафедру истории Украины, и тут же зашатались бы вековые устои «Дунайской империи». А «австрийско-подданные» украинцы просто косяками потянулись бы под отеческую руку государя Николая Александровича. Но не тут то было…

Ясно, что вся эта легенда о злокозненных австрийцах придумана в России уже задним числом, чтобы оправдать политику отрицания за украинцами права на какую-либо национально-культурную самобытность. А так же, чтобы скрыть то обстоятельство, что в «какой-то там» Австро-Венгрии славянские народы, в частности украинцы, пользовались куда более широкими правами и даже имели национальное представительство в Венском парламенте. Всё-таки тогдашняя Австро-Венгрия, в отличие от России, была не абсолютной, а конституционной монархией.

Однако факты упрямо говорят о том, что и официальная Вена тоже не очень-то признавала украинцев полноценной нацией. Так австрийский министр Гауч напрочь отрицал за украинской историей значение науки. Поэтому в Львовском университете была открыта кафедра вовсе не украинской, как принято считать, а всеобщей истории со специальным обзором истории восточной Европы. Вот именно при этой кафедре и занял профессорскую должность Михаил Грушевский.

Как бы там ни было, читая ежегодный курс лекций в Львовском университете, Михаил Грушевский одновременно решился создать никем до него не написанную обобщающую Историю Украины - Руси. Он разработал новаторскую схему исторического развития украинского народа, которая до сих пор стоит костью в горле у официальных российских историков, лишая Россию желанной монополии на право называться преемником Киевской Руси.

Предложенная Грушевским схема украинской истории выглядела следующим образом:

1) украинцы как отдельный народ (хотя и под другими названиями: анты, поляне, русины) существуют ещё со времен раннего средневековья;
2) в Киевской Руси украинцы представляли ядро государства, народность, отдельную от северо-восточной (в будущем - великорусской) народности;
3) наследником государственности Киевской Руси выступило не Владимиро-Суздальское, а Галицко-Волынское княжество, которое постепенно теряло независимость и инкорпорировалось соседними государствами - Литвой, Польшей, Венгрией.

Великое княжество Литовское, по его мнению, являлось таким же равнозначным центром объединения древнерусских земель, как и княжество Московское. Однако по мере окатоличивания и полонизации Литвы противоречия между литовцами и православными литвинами и русинами (белорусами и украинцами) усилились, и последние переориентировались на Московию.

Потеряв былую самостоятельность и находясь в составе Речи Посполитой и Московского царства, украинцы, заключал Грушевский, являлись или просто пассивным объектом управления, или же находились в оппозиции к власти. Единственным содержанием их истории теперь остаются культурные и экономические процессы.

Естественно, что такой вариант истории Киевской Руси никак не мог устроить официальные российские круги, которые еще после заключения Переяславского договора считали себя исключительными владельцами прав на киевское наследство.

Поэтому в Российской империи немедленно начали раздаваться обвинения профессора Грушевского в "сепаратизме". Эти нападки особенно усилились после того, как в 1899 году он ребром поставил вопрос о допущении на археологическом съезде, который должен был состояться в Киеве, рефератов на украинском языке. Данное требование вызвало сильную оппозицию в российских профессорских кругах и было отвергнуто. Тогда Грушевский и другие украинские ученые из Австро-Венгрии уклонились от участия в съезде.

В 1906 г Харьковский университет осмелился возвести Михаила Грушевского в степень почётного доктора русской истории. Однако кандидатура Грушевского, выставленная на кафедру русской истории в Киевском университете в 1907 году, по политическим соображениям была отклонена.

Политикой Грушевский пытался заниматься задолго до образования Украинской Народной Республики – еще в Австро-Венгрии. В 1899 году он принимал самое активное участие в создании Украинской национально-демократической партии, которая, по его мнению, должна была объединить разрозненные силы украинских патриотов Австро-Венгрии. Однако надеждам Грушевского не суждено было сбыться – на протяжении всей своей истории УНДП большую часть времени занималась внутрипартийными склоками, а перед Первой мировой войной оказалась на грани окончательного развала.

Накануне Первой мировой войны Грушевский предполагал покинуть кафедру Львовского университета и возвратиться в Киев. Но война поломала план переезда. Из-за преследований полиции, которая видела в нем российского агента, ученый перебрался в Италию, а затем через Румынию вернулся в Киев.

Но здесь в Грушевском увидели уже агента австрийцев! Поэтому, в декабре 1914 года Грушевский был арестован и после нескольких месяцев тюрьмы вынужденно покинул Украину. В приказе начальника Киевского военного округа было сказано: «Профессора Львовского университета Михаила Грушевского как пропагандиста украинского сепаратизма и видного деятеля украинской национально-демократической партии выслать в Симбирск на время состояния местностей, из коих он выслан, на военном положении». Из Симбирска ему разрешили переехать в Казань, где он смог продолжать научную работу, а позднее - в Москву.

Ходатайством о переводе Грушевского в Москву занимался сам Владимир Вернадский. Он вместе с другими учеными Российской Академии Наук и Московского университета направил министру внутренних дел Хвостову письмо, в котором указывалось, что все меры, предпринятые против Грушевского, являются безрассудными и недопустимыми.
Именно в Москве Грушевского и застала Февральская революция.

Окраины бывшей Российской империи начинают приходить в движение и на волне национального подъёма заявляют о своих претензиях на автономию и независимость. Не стала исключением и Украина. В марте 1917 года в Киеве создается Украинская Центральная Рада – орган общенационального самоуправления, которому срочно потребовался всенародно известный и уважаемый лидер. И тут основатели Центральной Рады вспомнили о Грушевском.

«Никто так не подходил для роли национального вождя, как Грушевский», – писал известный политический деятель тех лет Дмитрий Дорошенко. На московский адрес Грушевского начали приходить многочисленные телеграммы из Киева с просьбой немедленно вернуться и занять должность главы Украинской Центральной Рады. Прихватив с собой лишь ценные книги, 11 марта он выехал в Украину.

Возвращение Грушевского на родину получилось весьма своеобразным. Ночь в поезде прошла спокойно, однако утром недалеко от Брянска в вагоне, где он ехал, начался пожар. Пламя из соседнего купе быстро охватило весь вагон. Грушевский кинулся собирать свои книги, но было поздно. Буквально за пять минут вагон сгорел дотла.

Из-за этого инцидента поезд прибыл в Киев с большим опозданием. На вокзале Грушевского никто не ждал. Киевляне, которые готовились к его встрече, уже разошлись. Родных тоже не было. Побродив по неосвещённым улицам и по мокрому снегу без калош (они сгорели в поезде), в одном белье, с пледом на плечах, только под утро он попал домой. Так необычно и более чем скромно произошло возвращение Грушевского на родную землю.

Во вторник 14 марта он пришёл на первое заседание Центральной Рады. Здесь встреча была уже более торжественная, Грушевского буквально носили на руках. Он с воодушевлением выступал перед собравшимися, говорил о целях революции, призывал соотечественников активно строить новую Украину, однако, пока только как автономию в составе России. В то время о полном отделении Украины большинство еще даже не помышляло. Сказывался веками насаждаемый комплекс национальной неполноценности. Как же! Ведь украинцев "всего" тридцать миллионов. Куда им до собственного государства, в сравнении с восемью миллионными шведами или там, голландцами? «Украинцы не имеют намерения отделиться от Российской Республики, - писал Грушевский в брошюре «Откуда появилось украинство и куда оно ведет», изданной летом 1917 года. - Они хотят остаться в добровольной и свободной связи с ней».

Отстаивая позиции Центральной Рады, Грушевский доказывал беспочвенность выдвинутых против нее обвинений в сепаратизме, подчеркивая: «Мы думаем как раз, что Украина не только для украинцев, а для всех, кто живет в Украине и любит ее, а любя, хочет трудиться на благо края и его жителей. И так всякий, кто разделяет подобные взгляды, - дорогой согражданин для нас, независимо от того, кто бы он ни был - великоросс, еврей, поляк, чех».

В июле 1918 года Михаил Грушевский избирается председателем Украинской Центральной Рады. Первые же шаги историка Грушевского на этом посту были более чем странными. Вообще поведение тогдашних вождей УНР, стремившихся в своей государственной деятельности выглядеть «святее Папы Римского» вызывает полное недоумение!

С одной стороны он в паре с главой Народного секретариата (правительства) УНР писателем Владимиром Винниченко на равных ведет переговоры с Временным правительством России о предоставлении Украине широкой автономии и пишет декларирующие эту автономию универсалы.

С другой – делает все для развала еще только создаваемых украинских вооруженных сил.
Грушевский, видите ли, пытался убедить всех и вся, что новосозданное Украинское государство является демократичным и исключительно миролюбивым и ни с кем воевать не собирается, а потому не нуждается в профессиональной армии.

Кабинетный учёный, он совершенно не разбирался в реальной политике, оставаясь приверженцем «бумажных» теорий и схем. И это в условиях продолжающейся Мировой и начинающейся Гражданской войны!

В итоге УНР осталась без армии, а Центральную Раду стало просто некому защищать.

И Грушевскому вместе с другими членами Центральной Рады под угрозой наступления большевиков пришлось срочно бежать из Киева. Правда перед этим ему еще удалось отправить на верную смерть под Крутами отряды киевских гимназистов и студентов. Которые, годясь Грушевскому во внуки, своими жизнями заплатили за «теории» нашего профессора.

Таким образом, можно сделать вполне закономерный вывод, что этот благообразный «отец нации» принес вреда этой самой нации не меньше, чем любой из её врагов.

Михаилу Грушевскому удалось вернуться в Киев довольно скоро, но уже с немецкими войсками, откликнувшимися на призыв Центральной Рады очистить, в обмен на продовольствие, территорию Украины от российских и местных большевиков. Воистину, не желающий содержать собственную армию, будет кормить чужую!

После возвращения в Киев Грушевский был переизбран председателем Центральной Рады и стал проводить прежнюю политическую линию. Пообещав немецким союзникам регулярные поставки продовольствия, Грушевский от их закономерных требований выполнять обещанное, попросту отмахивался, отговариваясь тем, что требуемые меры по изъятию продуктов и наведению порядка в стране недемократичны.
Естественно, что немецким оккупационным властям была нужна более послушная Украина, и в ночь с 29 на 30 апреля в результате государственного переворота УНР Грушевского и Винниченко перестала существовать. Ее место заняла Украинская Держава во главе с гетманом Скоропадским.

Последним же аккордом политической деятельности Михаила Грушевского как главы Центральной Рады можно считать принятие буквально накануне гетманского переворота 29 апреля 1918 года Конституции УНР. Согласно этому документу Украина становилась суверенным парламентским государством, гарантировавшим права всем проживавшим здесь народам. Власть делилась на исполнительную, законодательную и судебную. Верховным органом УНР провозглашалось Всенародное собрание – законодательная власть Украинской Республики.

Именно с Конституцией связан существующий до сих пор миф о президентстве Грушевского, который уже давно эксплуатируется историками и публицистами. В середине 90-х годов практически все исследователи и журналисты писали, что на последнем заседании Центральной Рады вместе с принятием Конституции был избран и президент. Очень быстро этот недоказанный факт перекочевал с экранов телевизоров и газетных страниц в школьные учебники и закрепился в сознании миллионов украинцев.

Считается, что этот миф вышел из среды украинских эмигрантов. Пока в СССР запрещались любые положительные упоминания о независимом украинском государстве, они, напротив, всячески подчёркивали полноценность данного государства. И в их интерпретации председатель Центральной Рады Михаил Грушевский превратился в президента. Возможно, это связано с тем, что на иностранных языках (французском, немецком) должность
«председателя» Рады передавалась как president (du parlement), но соответствовала лишь должности спикера парламента. Во всяком случае, тогдашний соратник Грушевского, Владимир Винниченко прямо указывает в своих воспоминаниях, что иногда председателя Центральной Рады Михаила Грушевского звали президентом, но это название не было официальным.

В итоге оказалось, что документы, подтверждающие факт президентства Грушевского, отсутствуют. А в Конституции УНР, с которой всё вроде и началось, ни единого слова о таком институте власти не сказано. Её текст гласил следующее: «Созывает Всенародное собрание и руководит им глава, избранный Всенародным собранием. Власть главы длится всё время, пока не будет созвано новое собрание и избран новый глава».

Исследователи считают, что таким образом в Украине вводилась парламентская форма правления, а не президентская или парламентско-президентсткая, поэтому Грушевского вряд ли можно было избрать на должность, которой тогда вообще не существовало.

Правда, в начале 90-х годов ХХ века бытовало мнение, что признать на государственном уровне историка Грушевского первым президентом Украины мешал Леонид Кравчук, считавший таковым самого себя. Он якобы однажды заявил: «Я понимаю, что Грушевский первый президент, но и я ж не второй».

Сам же экс-президент на вопрос, кого он считает первым, практически всегда отвечает: «Первым президентом Украины являюсь я. А вот президентом Украинской Народной Республики был избран Грушевский, и не народом, а депутатами. И был он в этой должности одну ночь. То есть никаких документов, подписанных президентом Грушевским, нет. Поэтому большинство исследователей этой проблемы считают, что Грушевский не был первым президентом вообще».
Действительно, во всех протоколах заседаний Рады он значится исключительно главой.

И всё же, несмотря на научные выводы историков, многие украинцы считают первым президентом страны главу Центральной Рады Михаила Грушевского. Видимо, правы были древние философы, считающие, что миф гораздо легче создать, нежели развенчать.

В конце 1918 года, когда гетманат сменила украинская Директория, Грушевский снова попытался реанимировать идеи Центральной Рады, но, встретив оппозицию со стороны новой власти, покинул Киев и украинскую политику. Но как оказалось ненадолго.

О судьбе Грушевского после окончания Гражданской войны современные украинские историки, как правило, пишут вскользь. В Украине как-то не особо принято распространяться о том, что символ украинской Независимости в 1924 году вернулся в СССР и превратился в апологета Советской власти и коммунистического режима. В советского академика, председателя Всеукраинской Академии Наук, автора проникновенных статей о великом социалистическом государстве. Тем не менее, это именно так.

Единственное о чем обычно пишут подробно – это о том, как Грушевский был арестован по сфабрикованному делу «Украинского национального центра». Но при этом его, после нескольких допросов, отпустили. А ведь мало кому удавалось, попав в поле зрения всесильного НКВД, выйти на свободу без судебного разбирательства и тюремного срока. Более того, Грушевского перевели работать в Москву, лечили в Кисловодском санатории и похоронили, после смерти в 1934 году, со всеми почестями на престижнейшем киевском Байковом кладбище.

А всё дело в том, что Грушевский, в итоге, подписал все протоколы и доносы, которые предложили ему чекисты. И против себя и против тех, кого должны были по делу «Украинского национального центра» взять. И его показания, даже после смерти Грушевского, отправили под расстрельные статьи и в лагеря многих ни в чем не повинных людей.

И только спустя некоторое время после смерти объявили, что он руководил нелегальной буржуазно-националистической организацией. За это его труды позднее были запрещены, а многие родственники репрессированы, в том числе родная дочь Екатерина. Она была уже известным культурологом, социологом, фольклористом, продолжившим после смерти Грушевского его научную работу, но погибла в ссылке в 1943 году.

В своё время Грушевский стал единственным из лидеров украинской революции 1917-1921 годов, который вернулся в СССР. Это вызвало бурную негативную реакцию в среде украинских эмигрантов. Они заклеймили его позором, как одного из «ренегатов, которые абсолютно спокойно пошли на службу злейшему врагу, пошли позорно, без каких-либо уступок с его стороны». "Политической смертью" назвал возвращение Грушевского бывший министр УНР Никита Шаповал в одноименной статье, опубликованной 18 марта 1924 года. «Грушевський… викреслив… себе з числа борців за Україну. Обернувся в політичного трупа, повз котрого йдучи, українці повинні затуляти носа».

Интересно, как оценивала этот поступок Грушевского перед собственной гибелью его дочь? И как оценивать личность Грушевского нам?

Да, это именно Грушевский создал капитальную историю Украины. Да, это именно он возглавил новорожденное Украинское государство. Но, в то же время, это он обрек это государство на гибель, оставив его в самый решающий момент без армии. Это он привёл на родную землю оккупационные войска. Это он, будучи живым символом украинской Независимости, публично отрёкся от своих политических взглядов и перешел на службу к Советской власти. И это по его показаниям этой самой властью был уничтожен цвет украинской интеллигенции.

Такой вот получается из Михаила Грушевского неоднозначный государственный символ…
А что было бы с нашей страной, если бы УНР удалось тогда сохранить свою почти миллионную армию?

В этом вопросе попытаемся разобраться, проанализировав деяния уже упоминавшихся ранее Владимира Винниченко и Симона Петлюры в статье "Петлюра без купюр".

7 (20) марта 1917 года - 29 апреля 1918 года Предшественник должность учреждена,
Владимир Науменко
как и. о. председателя УЦР Преемник должность отменена,
Павел Скоропадский
как Гетьман Украины Вероисповедание православие Рождение 29 сентября (1866-09-29 )
  • Холм , Холмский уезд , Люблинская губерния , Царство Польское , Российская империя
Смерть 26 ноября (1934-11-26 ) (68 лет)
  • Кисловодск , Северо-Кавказский край , РСФСР , СССР
Место погребения
  • Байково кладбище
Отец Грушевский, Сергей Фёдорович Супруга Грушевская, Мария-Иванна Сильвестровна [d] Дети Грушевская, Екатерина Михайловна [d] Партия
  • Украинская партия социалистов-революционеров
Образование
  • КНУ
Учёная степень академик АН СССР Автограф Научная деятельность Научная сфера история Место работы
  • Львовский национальный университет имени Ивана Франко
Михаил Сергеевич Грушевский на Викискладе

Грушевский наиболее известен как автор «Истории Украины-Руси » - десятитомной монографии, ставшей основополагающим трудом в истории украинистики и повлекшей острые научные споры. Он отстаивал тезис об обособленности славянского населения на территории нынешней Украины, начиная с середины I тысячелетия нашей эры, таким образом, Грушевский постулировал концепцию неразрывного этнокультурного развития в регионе, которое, по его мнению, в конечном итоге привело к формированию особого этноса , отличного от других восточных славян . Согласно концепции Грушевского, Киевская Русь рассматривалась как форма украинской государственности, то есть как «Украина-Русь ». Опираясь на данное историографическое допущение, Грушевский, с одной стороны, провозглашал этногенетическое различие украинского и русского народов и принципиальное расхождение векторов их развития, а с другой стороны, постулировал государственную преемственность украинцев как гегемона в отношении Киевской Руси . При этом политика собирания русских земель от Ивана III до Екатерины II рассматривалась Грушевским как сугубо негативное явление.

Биография

По отцовской линии Михаил Грушевский возводил свой род к казацкому роду Грушей-Грушевских, упоминаемому в казачьих реестрах с XVII века, одна ветвь которого стала впоследствии лицами духовного звания .

Михаил Грушевский родился в Холме (ныне Хелм, Польша) в семье профессора русской словесности Сергея Фёдоровича Грушевского и Глафиры Захаровны Грушевской (в девичестве - Опокова), происходившей из семьи священника на Подолье . В момент рождения Михаила Сергей Фёдорович работал учителем русского языка и словесности в греко-католической гимназии в Холме . Сергей Грушевский был автором принятого министерством образования Российской империи и многократно переизданного учебника церковнославянского языка . Авторские права на данный учебник приносили семье, а позже - самому Михаилу Грушевскому, стабильные доходы, позволившие ему сосредоточиться на исторических исследованиях.

Юношеские годы Михаил Грушевский провёл на Кавказе , где учился во 2-й Тифлисской гимназии.

В 1886-1890 годы учился на историко-филологическом факультете Киевского университета . За свою студенческую работу «Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV в.» получил золотую медаль и был оставлен при университете.

По окончании университета Грушевский публиковал статьи в «Киевской Старине », «Записках научного общества имени Шевченко », издал два тома материалов в «Архиве Юго-Западной России » (часть VIII, т. I и II). Предисловие к этим материалам составило магистерскую диссертацию Грушевского под названием «Барское староство» (Киев, 1894). В 1894 году защитил магистерскую диссертацию «Барское староство. Исторические очерки».

В своих произведениях Грушевский разработал свою собственную теорию происхождения и развития государственности Киевской Руси и её народа.

Галицкий период

Недолго пробыв в Симбирске, с помощью профессора Императорского Петроградского университета А. А. Шахматова М. С. Грушевский получил разрешение поселиться в Казани . 2 сентября 1915 года он выехал из Симбирска. Вместе с М. С. Грушевским следовали его жена М. С. Вояковская и их дочь Екатерина. 4 сентября 1915 года, по прибытии в Казань, он дал подписку казанскому полицмейстеру в том, что не должен никуда отлучаться из города без разрешения казанского губернатора и при переменах квартир заявлять об этом как полицмейстеру, так и соответствующим участковым приставам. В Казани М. С. Грушевский сначала проживал в номерах (гостинице) «Франция», расположенных в центре города на ул. Воскресенской (д. 33), а затем в Суконной слободе - на ул. Большой в «доме Леонтьева» (д. 29, кв. 7.).

Во время пребывания в Казани М. С. Грушевскому удалось убедить сочувствующих ему представителей либеральной интеллигенции в том, что местные условия ставят под угрозу не только его научную работу, но также жизнь и жизнь его родных. За перевод М. С. Грушевского из Казани в Москву перед министром внутренних дел А. Н. Хвостовым ходатайствовали все шесть членов Государственного Совета от Императорской Санкт-Петербургской Академии наук и университетов Д. Д. Гримм, В. И. Вернадский, М. М. Ковалевский, И. Х. Озеров, А. А. Васильев и С. Ф. Ольденбург. В соответствии с прошением М. С. Грушевского, командующим войсками Московского военного округа ему разрешено было «перейти на жительство в город Москву». 9 сентября 1916 года М. С. Грушевский выбыл из Казани в Москву , где и проживал до Февральской революции , после которой вернулся в Киев .

В ссылке М. С. Грушевский написал, в частности, историческую драму «Хмельницький в Переяславі» и «Ярослав Осмомисл», сюжетом которой послужила запись в Ипатьевской летописи об изгнании в 1173 году галичанами князя Ярослава Осмомысла за женитьбу при живой княгине на дочери «смерда ».

1917-1918 годы

В начале апреля 1917 года состоялся Учредительный съезд Украинской партии социалистов-революционеров (УПСР), одним из основателей которой был Грушевский (вместе с Н. Ковалевским, П. Христюк , В. Голубовичем , Н. Шрагом, Н. Шаповалом и др.)

После разгона большевиками Учредительного собрания (6 (18) января 1918 года) Центральная рада провозгласила независимость УНР.

В январе 1918 года киевские большевики подняли восстание , которое было подавлено войсками Центральной рады.

29 апреля 1918 года Центральная рада была упразднена в результате государственного переворота гетмана П. П. Скоропадского , поддержанного оккупационными войсками.

1919-1934 годы

В 1929 году Грушевский был избран действительным членом АН СССР .

В 1931 году Грушевский был арестован, обвинён в «контрреволюционной деятельности». Ему инкриминировали руководство антисоветским Украинским национальным центром. Репрессиям также подверглись большинство его учеников и сотрудников, которые работали с ним в 1920-х годах.

После освобождения из-под ареста работал в Москве .

В 1934 году выехал на лечение в Кисловодск , где скоропостижно скончался после проведения несложной хирургической операции .

Судьба семьи

В конце 1930-х годов труды Грушевского были запрещены в СССР, многие родственники (среди них - его дочь, также известный историк) были репрессированы. При преследовании членов семьи Грушевского были использованы показания его бывшего ученика (и одновременно осведомителя НКВД , а позже украинского коллаборациониста) К. Ф. Штеппы .

Критика

Со стороны русских деятелей

Исторические воззрения М. С. Грушевского воспринимались неоднозначно и при его жизни, и после смерти, встречая неприятие и осуждение в историографии, главным образом среди сторонников концепции триединого русского народа и малороссийской идентичности . , однако среди его критиков были и украинофильские историки, такие как А. Е. Крымский .

Начало полемики с Грушевским и его сторонниками прослеживается в русской печати с революции 1905 года . В 1905 году в Харькове были опубликованы критические статья и книга под одним и тем же названием "Ученый труд профессора Грушевского: «Очерки истории украинского народа». Их автор историк, писатель, член Русского исторического общества Н. М. Павлов осудил украиноцентризм Грушевского и отбрасывание важных аспектов общерусской истории, которые противоречат его концепции. В 1907 году влиятельный киевский общественный деятель и публицист Б. М. Юзефович , ознакомившись с трудами Грушевского, писал о нём как об «учёном-лгуне», особенно это нашло своё резкое отражение в связи с попыткой Грушевского занять место профессора кафедры Русской истории Киевского университета Св. Владимира .

Среди умеренных оппонентов, признававших частичную правоту М. С. Грушевского, можно назвать украинского историка А. П. Оглоблина и русского - П. М. Бицилли , опубликовавшего очерк «Проблема русско-украинских отношений в свете истории».

Со стороны украинских деятелей

Одним из его наиболее непримиримых оппонентов был известный востоковед А. Е. Крымский .

Память

  • Историко-мемориальный музей Михаила Грушевского в Киеве.
  • Во Львове на территории усадьбы где М. С. Грушевский жил до 1914 года, сегодня действует музей его имени - «Государственный мемориальный музей Михаила Грушевского ».
  • Мемориальная доска на доме № 2/3, строение 1 по Погодинской улице Москвы , где жил и работал М. С. Грушевский.

Изображения на деньгах и марках

Портрет Михаила Грушевского изображен на банкнотах Украины номиналом 50 гривен 1996 и 2004 годов выпуска и на памятных монетах 1996 и 2006 годов.

Памятники

Памятник Грушевскому установлен в Киеве рядом с институтом филологии им. Тараса Шевченко , во Львове на проспекте Шевченка , а также в Луцке , Червонограде и Баре.

Киновоплощения

Год Страна Название Режиссёр В роли Примечания
СССР СССР «Правда » Виктор Добровольский
Исаак Шмарук
Сергей Петров Экранизация пьесы А. Корнейчука
СССР
Загрузка...