Юридический портал - Ipoteka112

Присоединение сибирского ханства кратко. Сибирское ханство кратко и понятно – все самое важное

, Ногайской Ордой , Казахским ханством и телеутами . На севере оно достигало низовьев Оби, а на востоке соседствовало с Пегой Ордой .

Пожалуй, впервые термин «Сибирь» упоминается в составленном в 1240 году «Сокровенном сказании монголов» («Юань-чао ми-ши»), где говорится о завоевании Джучи в 1206 году лесных племён к югу от Shibir . В то же время исследователи не могут уверенно локализовать эту область; высказывается предположение, что «может быть, так называлась северная окраина Барабинской плоскости между Обью и Иртышом» (Палладий) .

Более уверенно можно отождествить с Тоболо-Иртышским междуречьем области Сибирь и Ибирь , упоминаемые в первой половине XIV века в составе Золотой Орды секретарём египетского султана Аль-Омари . В том же веке города будущего Сибирского ханства встречаются на западноевропейских картах: Кашлык в форме Sebur фигурирует в карте венецианцев братьев Пиццигани (1367) , а Чинги-Тура в форме Singui появляется в Каталонском атласе (1375) .

У историков нет единого представления о том, какая административно-политическая единица послужила основой для образования Тюменского (Сибирского) ханства. На этот счёт существуют две почти равноправные версии и одна оригинальная.

Согласно версии, происходящей от академика Г. Ф. Миллера , опиравшегося в свою очередь на т. н. «сибирские летописи » XVII века (Есиповскую , Ремезовскую и воеводы Петра Годунова), земли будущего ханства первоначально входили в Тайбугинский юрт , основанный в 1220 году и являвшийся наследственным владением потомков сибирского князя Тайбуги . В отличие от прочих улусов Золотой Орды , Тайбугинский юрт обладал автономией. Приверженцы этой версии даже наделяют Тайбугинов статусом ханов , то есть ставят их на один уровень с Чингизидами . Поэтому Тайбугинский юрт и должен называться собственно Тюменским ханством .

Сообщается, что предание о Тайбуге обсуждается также в «Родословной тюрок» узбекского историка, шибанида хана Абулгази . Правда, данное произведение составлялось в то же время, что и сибирские летописи, то есть спустя 400 лет после описываемых событий. К сожалению, сейчас оно малодоступно.

В числе современных исследователей версию о ханах из рода Тайбугинов отстаивает, например, Г. Л. Файзрахманов. Последовательно развивая свою точку зрения, он следом за рядом других историков (З. Я. Бояршинова , Н. Н. Степанов, Н. Г. Аполлова) утверждает, что столицей ханов-шибанидов Хаджи-Мухаммада , Абу-л-хайра и даже Ибака была не Чинги-Тура , а городок Кызыл-Тура (ныне село Усть-Ишим) на месте впадения Ишима в Иртыш . А хан Ибак овладел Чинги-Турой только в начале 1480-х годов, что и означало занятие им престола Тюменского ханства .

Ханство Туран (Сибирь) на карте Азии XIII века (обведено жёлтым). .

Из книги «Литературный и исторический атлас Азии» (под ред. Э. Риза), Нью-Йорк, 1912 год)

В дальнейшем состав и границы улусов неоднократно менялись, однако Шибанидам в целом удалось сохранить за собой прежний улус (юрт). Улус Шибана оказался единственным в Золотой Орде , сохранившим свою территорию и статус после административно-территориальной реформы хана Узбека :

Одним словом, выше мы упоминали уже в подробностях, [что] так как Шайбан-хан рубил саблей и покорял врагов [и] вилайеты, то /48а/ почитали и уважали по той причине все люди сыновей его и внуков. Когда [Узбек-] хан в гневе на этих огланов отдал [их] в кошун Исатаю, то и Исатай воздал огланам Шайбан-хана уважение за отца их, передал [им] буйрак и карлык, кои суть двусоставный эль, и предоставил их самим себе .

Имеется описание улуса в последней четверти XIV - первой четверти XV веков, из которого очевидно, что земля будущего Сибирского ханства в тот момент целиком контролировалась Шибанидами :

Определённый свет на отношения между Улусом Шибана и Тайбугинским юртом проливает сообщение «Избранных летописей из книги побед» (Таварих-и гузиде нусрат наме ) о том, что главу одного из четырёх подчинённых Шибану племён звали Тайбуга из буркутов (связано с кунгиратами ), а главу ещё одного племени - Тукбуга из тюменей . Когда Абу-л-хайр в 1428 году брал Чинги-Туру, её хакимами (наместниками) были Ададбек и Кебек-ходжа-бий из племени буркут , рода вышеназванного Тайбуги.

Ж. М. Сабитов отождествляет Тайбугинов с потомками салджиута Алатая , одного из четверых эмиров хана Узбека, мотивируя тем, что это единственный эмир, о потомках которого ничего не известно . Характерно, что в одном из списков «Чингиз-наме» Алатай назван тоже буркутом .

Версия Ж. М. Сабитова относительно Алатая интересна ещё и тем, что Узбек передал Алатаю в управление племя минг , то есть мангытов (будущих ногаев). А по замечанию А. З. Валиди , полная версия «Чингиз-наме» называет Чинги-Туру времён хана Хаджи-Мухаммада мангытским поселением . Наконец, зависимость многих узбекских и сибирских ханов от ногайских мурз общеизвестна, а после разгрома Сибирского ханства Тайбугинский юрт вошёл в состав Ногайской Орды.

По логике Ж. М. Сабитова, Тайбугинский юрт возник как осколок Золотой Орды времён «Великой замятни», созданный потомками эмира Алатая, действовавшими по аналогии с потомками прочих эмиров хана Узбека - Исатая, Нангудая и Кутлук-Тимура, которые стали править в разных частях Золотой Орды за спиной марионеточных ханов-чингизидов . С усилением в Золотой Орде мангытов статус ханов-марионеток распространился и на Шибанидов, что выражалось в формуле:

С древних времён до настоящего времени каждый хан, которого провозглашали эмиры мангытов, предоставлял эмирам мангытов волю в государстве. Если теперь [Мухаммад Шайбани-] хан тоже поступит согласно нашему древнему обычаю, то прекрасно [то есть мы его провозгласим ханом], а если нет, [тоже] хорошо [то есть обойдемся без него] .

В 1359 году в Золотой Орде начинается Великая замятня, в которой шибаниды принимают самое деятельное участие.

Как сообщает «Чингиз-наме», царевич Тохтамыш , сперва терпевший поражения от Урус-хана и его потомков, обратился за помощью ко главе рода Шибанидов Каганбеку . Каганбек помощи Тохтамышу не оказал, однако помощь пришла от двоюродного брата Каганбека Араб-шаха . Благодаря последнему Тохтамыш смог победить и Урусханидов, и Мамая , впервые после начала «Великой замятни» объединив Золотую Орду. В качестве благодарности Тохтамыш передал Араб-шаху власть над Улусом Шибана .

Как уже сообщалось, Араб-шах с братом кочевали между верховьями Яика летом и устьем Сырдарьи зимой. Первые удары Тамерлана по Тохтамышу были нанесены именно по Улусу Шибана. Низам ад-Дин Шами свидетельствует, что в 1389 году Тамерлан отправил Джахан-шах-бахадура, Омар-бахадура и Уч-Кара-бахадура «в сторону Иртыша на поиски врага». Нойоны достигли Иртыша и совершенно разграбили вилайет . Известен и поход Тамерлана, закончившийся в апреле 1391 года возведением кургана возле гор Улытау в Карагандинской области , где высечена следующая надпись:

В стране семисот черных токмак в год овцы, в средний весенний месяц султан Турана Темурбек шел двумястами тысячи войск, имени своего рода, на кровь Токтамыш-хана. Достигнув этой он воздвиг этот Курган, дабы он был знаком. Бог да окажет провосудие! Если богу будет угодно! Бог да окажет милосердие людям! Да вспомнит о нас с милосердием!

Нельзя также пройти мимо двух рукописей, опубликованных в 1903 году под общим названием «». Согласно этим рукописям, в 1394-1395 годах 366 шейхов в сопровождении 1 700 всадников во главе с ханом из династии Шибанидов предприняли поход из Бухары вдоль Иртыша вплоть до Кашлыка с целью обращения местных жителей в ислам. В походе погибли 300 шейхов и 1 448 всадников, а потери противоположной стороны учёту не поддаются:

Язычников и татар они истребили великое множество, сражаясь так, что по берегам Иртыша не осталось ни ручейка, ни речки, где бы они не бились, и не дали тем язычникам возможности бежать…

Подробности похода свидетельствуют о том, что перепутаны либо год, либо имя хана. Учитывая, что один из героев сочинений шейх Бахауддин Накшбанд умер в 1389 году, а для Тамерлана было характерно обвинять своих врагов в вероотступничестве и вообще использовать религиозные мотивы в обоснование своих походов , время похода больше похоже на эпоху Тамерлана.

Впрочем, впервые название «Тюмень» упоминается в русских летописях в связи с представителем рода тукатимуридов ханом Тохтамышем , когда под 1408 годом летописец записал:

Из анализа «Сборника летописи» и Сибирской летописи вытекает, что основателем Сибирского ханства был потомок Шайбана Хаджи-Мухаммед , провозглашенный ханом Сибири в 1420 году. Затем в ханстве началась многолетняя междоусобная борьба, завершившаяся лишь в 1495 г. провозглашением города Сибирь (Кашлык) столицей государства.

Провинциальный статус Тюмени надолго был прерван шибанидом Абу-л-хайром , сделавшим Чинги-Туру столицей основанного им Узбекского ханства . В этом качестве город пробыл с 1428 года по 1446 год (всего 18 лет). В это же время впервые упоминается «вилайет Чинги-Тура», в который хан Абу-л-хайр назначал управляющих (даругов) . «Чингиз-наме » и «Нусрат-наме » упоминают о том, что тюменским ханам в этот период подчинялась Казань .

Тюменское ханство как самостоятельное государство возникло в XIV веке , до этого же оно входило под названием «Ибирь» в состав Золотой Орды . Оно располагалось в среднем течении Тобола и междуречье его притоков Тавды и Туры. В результате продолжительной борьбы между правителями Белой Орды , шейбанидами и тайбугинами , представлявшими местную знать, власть в государстве захватил шибанид Ибак . При братьях Ибаке и Мамуке , которые с 1480 года осмелились вести борьбу за трон Большой Орды , Тюменское ханство достигло своего наибольшего влияния. В 1495 году Ибак был убит тайбугином Махметом, перенёсшим столицу ханства в укреплённый городок Сибирь (Кашлык), ставший столицей нового Сибирского ханства. Земли Тюменского ханства вошли в Сибирское ханство в начале XVI века .

Однако в 1563 год власть захватил внук Ибака шибанид хан Кучум . Он казнил соправителей - братьев Едигера и Бекбулата . Тюменское ханство вошло в состав Сибирского ханства. Хан Кучум перестал платить дань Москве, однако в 1571 году прислал полный ясак в 1 000 соболей. В 1572 году он полностью порвал даннические отношения. В 1573 году Кучум отправил своего племянника Махметкула с дружиной с разведывательными целями за пределы ханства. Махмут Кули дошёл до Перми, потревожив владения Строгановых . Кучум прилагал немалые усилия для усиления значения ислама в Сибири.

В 1582 году, 26 октября отряд атамана Ермака после победы над Кучумом занял Кашлык . Однако три года спустя отряд погиб (сам Ермак утонул в Иртыше, уходя от внезапно напавших кучумовцев, в ночь с пятого на шестое августа 1585 года). Тем временем в Сибирь уже начали проникать новые отряды и вскоре на территории Сибирского ханства были построены русские крепости Тюмень , Тобольск , Тара , Берёзов , Обдорск и др. Кучум откочевал на юг и оказывал сопротивление русским отрядам до 1598 года. 20 августа 1598 года он

Как утверждает всезнающая Википедия, Сибирское ханство - это феодальное государство, которое находилось в Образовано оно было в середине Коренным народом ханства были тюрки. Граничило оно с Пермской землей, Ногайской Ордой и с прииртышскими телеутами. Северные границы Сибирского ханства достигали низовьев Оби, а восточные соседствовали с Пегой ордой.

А так ли все однозначно?

Как ни странно, об этом государственном формировании практически нет никакой информации. Все письменные источники, дошедшие до наших дней, относятся к тому периоду, когда произошло присоединение Сибирского ханства. Они представляют собой преимущественно мемуары казаков, собранные воедино архиепископом Киприаном в 1622 году. Достоверность этих сведений оставляет желать лучшего. Все последующие летописи составлялись в угоду христианской церкви и правящей династии. Любые документы, которые противоречили официальной теории, попросту уничтожались. Что самое интересное, до наших дней даже не дошло не единой монеты Сибирского ханства (по всей видимости, их в спешном порядке собрали и переплавили, так как они шли вразрез с общепринятой версией). Вообще-то весьма циничные манипуляции с историей нашего государства - не новость, случается это сплошь и рядом, и незачем заглядывать в ее глубины, достаточно посмотреть, насколько извращают события времен Второй мировой войны, и это при том, что многие очевидцы того периода еще живы.

А коренные народы Сибири против…

Историки при составлении хронологии развития нашего государства опираются исключительно на письменные документы. Для сравнения: при описании древних цивилизаций мира ученые часто использовали в качестве источников устные предания народов, их легенды, сказки и прочие, и только когда речь заходит о России, они встают в позу и требуют неопровержимые письменные документы, а все остальные артефакты: архитектуру, драгоценные украшения, оружие, не говоря уже о громадном пласте устной информации, передающейся из поколения в поколения, - принимать отказываются. Почему так? Дело в том, что все эти источники резко противоречат официально-признанной версии истории. Мы не станем даже брать за основу русские сказки, былины и легенды. Обратимся к независимому источнику - коренным Дальнего Востока и русского Севера. Оказывается, они хранят в своих преданиях информацию о том, кто заселял эти территории в древности. Со слов хранителей древней культуры: эвенков, чукчей, якутов, хантов, мансей и многих других - раньше здесь проживали бородатые белые люди с глазами цвета неба, они научили предков современных коренных народов охотиться, ловить рыбу, разводить оленей и прочим премудростям, позволяющим выживать в непростых природных условиях севера. И подобных рассказов очень много, однако ученые предпочитают их не замечать. В результате возникает масса вопросов, в том числе и о том, кем были заселены так называемые тюркские государства? Все ли в этом однозначно? Ведь неспроста нет ни одного письменного источника того времени.

Ну, что же, закончим на этом наше лирическое отступление и познакомимся с официальной версией истории того периода и узнаем, как происходило присоединение Сибирского ханства. Тем более что грамотный человек и сам уловит нестыковки и явные фальсификации в этой теории.

Тюрки Западной Сибири: до монгольского завоевания

Считается, что это те же самые гунны, которые изначально обитали в районе Китая и впоследствии мигрировали сначала в Сибирь в 90-х годах до нашей эры, а затем часть из них в 150-х годах нашей эры - дальше на запад. Вот эта вторая волна в четвертом веке навела ужас на всю Европу. Информации о том, что собой представляло на заре цивилизации Сибирское ханство (время возникновения его неизвестно), практически нет. Однако историк Г. Файзрахманов приводит список первых правителей этого государства (Ишимское ханство): Кызыл-тин, Девлет-Юваш, Ишим, Мамет, Куташ, Аллагул, Кузей, Ебардул, Бахмур, Яхшиметь, Юрак, Мунчак, Юзак, Мунчак и Он-сон. Ученый ссылается на некую летопись, которую ему повезло изучать, однако достоверных данных об этом документе нигде нет. При условии, что данный список реален, выходит, что правители держали власть с конца одиннадцатого века до 1230-х годов. Последний хан из списка подчинился Чингисхану.

после татаро-монгольского завоевания

Здесь мы опять сталкиваемся с ограниченной информацией. О том, каким образом происходило монголами, практически ничего не известно. Можно предположить, что все обошлось малыми силами. Поэтому поход небольшого отряда просто не стали вносить в официальные монгольские хроники. Хотя название "Сибирь" упоминается в их документах, значит, Чингисхан все-таки завоевал это государство. Официальные летописи (например, Петра Годунова) говорят, что после того, как Чингисхан завоевал Бухару, Тайбуга выпросил у него для себя удел по рекам Туре, Иртыш и Ишима. Потомки этого Тайбуги продолжали владеть этими землями. Согласно летописи, Тайбуга был ханом небольшого кочевого отряда, который присоединился к войску Чингисхана.

Новая династия

Так что старая династия Ишимского ханства была прервана, и появился новый правитель. В это время возникла новая столица Сибирского ханства - Тюмень, что можно интерпретировать как "тумен", то есть "десять тысяч". По всей видимости, Тайбуга обязался выставлять со своих владений десятитысячное войско. На этом информация о ханстве заканчивается. Правда, историк Г. Файзрахманов, снова ссылаясь на неизвестную летопись, приводит новый список правителей этого государства: Тайбуга, Ходжа, Мар (или Умар), Адер (Обдер) и Ябалак (Еблак), Мухаммад, Ангиш (Агай), Казый (Касим), Едигер и Бек Булат (братья), Сенбакта, Саускан.

Тохтамыш и Сибирское ханство

Великий хан Золотой орды был выходцем из Синей орды, которая соседствовала с Тюменским юртом. После поражения в битве на Ворскле он бежал в Западную Сибирь. Чем он тут занимался, информации нет, скорее всего, возглавил Сибирское ханство. Что происходило далее, можно только гадать, в течение двухсот лет правители сменяли друг друга. Более или менее достоверная информация появляется с приходом к власти хана Кучума в 1563 году.

Завоевание Сибирского ханства

30 мая 1574 года в столице русского государства рождается прообраз современной геополитической миссии. Иван IV выдает жалованную грамоту клану Строгановых (в рамках этой статьи мы не будем рассматривать политические причины и закулисные игры, предшествующие данным событиям) на владение земель, которые предварительно следует завоевать. И вот начинается эпопея Ермака Тимофеевича, возглавлявшего военные походы в эти земли. Мы не будем описывать данную компанию, она хорошо изложена в традиционной версии истории нашей страны. Скажем только, что официально Сибирское ханство было завоевано в 1583 году. Однако уходит в подполье и продолжает вести партизанскую войну с захватчиками, в результате чего Ермак погибает, попав в засаду, устроенную войсками хана в 1584 году. Но это уже не может спасти ханство. В 1586 году отряд стрельцов, посланный из метрополии, завершает начатое Ермаком дело.

Народы Сибирского ханства

Подводя итог, следует в очередной раз задаться вопросом о народах, населявших это государство. Было ли это тюркское население? Может быть, официальная версия скрывает от нас правду?..

Распад государств обычно приводит к образованию новых. Золотая орда не была этому исключением. Именно на ее территории возникло Сибирское ханство.

Становление Сибирского ханства

Впервые название «Сибирь» упоминается в летописном источнике в 1240 году, который рассказывает о захвате Джучи-ханом земель «лесных племен». В 13 и 14 веке на территории Западной Сибири стоял улус татарского хана Тайбуги. В отличие от других вассальных владений Золотой Орды, он был практически автономным.

Некоторые исследователи даже называют его Тюменским ханством и приравнивают его повелителей к чингизидам. Но против этой версии выступает свод законов Чингисхана «Яса» – ханами могли быть только его потомки, к которым Тайбуга не имел отношения.

В русских летописях их статус также обозначен достаточно четко. Например, хан Кучум там назван царем, а Тайбуги – князьями.

Также тайбугинский юрт существовал и в составе , позже в него входило Сибирское ханство, и в , из чего можно сделать вывод, что это было скорее родово-племенное образование, а не территориально-географическое.

В конце 15-го века в результате распада Золотой Орды в Западной Сибири образовалось Сибирское Ханство – тюркоязычное феодальное государство с элементами патриархально-клановых отношений и полувоенным строем.

Состав населявших Ханство племен был самым разным – от так называемых сибирских татар – это название объединяло несколько разных этнических групп, до манси, зауральских башкиров и так далее. Они занимались охотой, скотоводством, рыболовством, бортничеством, изготавливали предметы обихода.

Государство состояло из многих мелких улусов, возглавляемых беками или мурзы. Маленькие укрепленные городки играли роль гарнизонов для боевых отрядов, которые пополнялись самыми низшими слоями населения: называемыми «черными людьми». Из них знать формировала свои дружины, и именно они стали первыми принимать ислам, который впоследствии распространился на все ханство.

О тайбугидах сведений осталось мало – только легенды и сказания. Более достоверные сведения появляются о ханстве с 1396 года – начале правления Тохтамыша.

Тохтамыш, вновь объединивший Золотую Орду, к власти шел через многие поражения. Урус-хан, правитель Голубой орды, неоднократно одерживал победы над Тохтамышем до тех пор, пока тот не обратился к Каганбеку, главе Шибанидов, и получил отказ. Но выручка все-таки пришла.

Двоюродный брат Каганбека Араб-шейх помог Тохтамышу. С его помощью он победил и темника Мамая, и урусханидов. В благодарность же за помощь Араб-хан получил Улус Шибан.

Основание Сибирского ханства заложил хан Ибак, который возглавлял Ногайскую орду. Столицей в его правление был город Чимга-Турой. Убив Ахмада, правителя Большой орды, он объединил Ногайскую орду с Сибирским Юртом.

Но был сначала смещен ногайцами, которым не нравились амбициозные планы хана, но единомышленники сумели восстановить Ибака на троне.

Жизнь его кончилась трагически — в 1495 году его убил Мухаммед из рода Тайбугидов, который и перенес столицу в город Искер.

Правление братьев-ханов

Едигер отправил посольство с поздравлениями и предложением выплачивать дань Москве в надежде на ее покровительство. Царь дань принял, но помощь впоследствии так и не оказал. И на то у него были свои причины.

В 1557 году Шибаниды заняли Кызыл-Туру и провозгласили ханом старого Муртазу Бен Ибака, но здоровье последнего не позволило ему перенести воинский поход, потому на завоевание Сибирского ханства отправился Кучум бен Муртаза.

В 1563 году он завоевал Искер и казнил братьев-ханов.

Эпоха Кучума Шейбанида

В пятнадцатом веке ханство достигает своего максимального рассвета в экономическом и политическом плане. Кучум основал пятнадцать городов, завоевал племена башкирцев и имел у себя под знаменами вполне многочисленное войско.

Но его разобщенность, отсутствие современного вооружения сыграло роковую роль в проигрыше войска хана русским впоследствии.

Татары были непревзойденными мастерами в разведке – они прекрасно знали местность, умело маскировались, но вооружение – лук, стрелы – давно перестало быть тем грозным оружием, каким было раньше.

Царь считал, что воцарение Кучума ему выгоднее – брать дань с чингизида было политически престижнее, нежели с тайбугида. Как военного противника Иван Грозный его не боялся – в его планы уже входило покорение Сибирского ханства, и он просто выжидал выгодный для себя момент.

Кучум, решая свои внутренние проблемы, дань платил исправно, и повода для недовольства Москве не давал. Но в 1572 году он решил полностью освободиться от гнета Москвы — не только разорвал дипломатические отношения с Россией, но и напал на земли Строганова – в 1574 году царь дал ему грамоту на постройку городков на землях Сибирского ханства.

На Деньги Строганова была собрана дружина под руководством Ермака, которая и двинулась вглубь, овладев в 1582 года городом Кышлык. Но поход, который хоть и помог освоить и завоевать многие сибирские земли, закончился трагично. Голод в разрушенной стране подрывал боевой дух казаков, а смерть атамана, утонувшего в реке, окончательно их деморализовала, и они ушли из уже завоеванной Сибири.

Хан Кучук и его наследник не сумели воспользоваться этими обстоятельствами. Али, воцарившийся после Кучука, на троне не удержался. Его сместил племянник убитого Едигея Сейдяк.

Завоевание сибирских земель русскими

Русские не оставили идею завоевания богатых сибирских земель, потому вернулись снова, уже в 1585 году. Регулярное войско стрельцов заняло Чигир-Туру, основав рядом Тюмень, весной в 1587 году рядом с Искером возник Тобольск.

Хана Сейдяка русские пленили хитростью – он получил приглашение на пир и был взят в плен. Но Кучук-хан не сдавался – он начал вести партизанскую войну, до 1598 года совершая набеги на города русских, а в 1601 году был убит ногайцами.

Ханом снова провозгласил себя Али, его сын. Но другие сыновья также стали претендовать на ханство, и эта междоусобица не способствовала восстановлению Сибирского Ханства.

Закончилась история этого государства подавлением восстания башкир в 1662-1664 году. Давлет Гирей возглавил смуту, решив захватить все русские города, сделав своей столицей Тобольск. Но это восстание было подавлено, хоть и с большим трудом, а с восставшими расправились очень жестоко.

В Сибирь потянулись русские люди – служилые, торговые, туда же бежали и крепостные. Сибирь осваивалась, росла, обогащая Россию.

На обширных просторах сибирской тундры и тайги, лесостепи и черноземных просторах расселилось население, едва ли превышавшее 200 тыс. человек ко времени прихода русских. В районах Приамурья и Приморья к середине XVI в. обитало около 30 тыс. человек. Этнический и языковой состав населения Сибири был очень разнообразен. Очень тяжелые условия жизни в тундре и тайге и исключительная разобщенность населения обусловили крайне медленное развитие производительных сил у народов Сибири. Большая их часть ко времени прихода русских еще находилась на тех или иных стадиях патриархально-родового строя. Лишь сибирские татары находились на стадии формирования феодальных отношений.
В хозяйстве северных народов Сибири ведущее место принадлежало охоте и рыболовству. Вспомогательную роль играло собирание дикорастущих съедобных растений. Манси и ханты так же, как буряты и кузнецкие татары, добывали железо. Более же отсталые народы еще пользовались каменными орудиями. Большая семья (юрт) состояла из 2 - 3 мужчин и более. Иногда в многочисленных юртах жило несколько больших семей. В условиях Севера такие юрты представляли собой самостоятельные поселки - сельские общины.
Пор. Оби жили остяки (ханты). Главным их занятием была рыбная ловля. Рыбу употребляли в пищу, из рыбной кожи выделывали одежду. На лесистых склонах Урала жили вогулы, которые занимались преимущественно охотой. У остяков и вогулов существовали княжества, возглавлявшиеся родовой знатью. Князья владели рыбными ловлями, местами охоты, и им сверх того еще приносили «подарки» их соплеменники. Между княжествами нередко вспыхивали войны. Захваченных пленных обращали в рабов. В северной тундре жили ненцы, занимавшиеся оленеводством. Со стадами оленей они постоянно передвигались от пастбища к пастбищу. Олени давали ненцам пищу, одежду и жилище, которое делалось из оленьих шкур. Распространенным занятием была рыбная ловля и охота на песцов и диких оленей. Жили ненцы родами во главе с князьями. Далее, к востоку от Енисея, жили эвенки (тунгусы). Их основным занятием была охота на пушного зверя, а также рыбная ловля. В поисках добычи эвенки перемещались с места на место. У них также господствовал родовой строй. На юге Сибири, в верхнем течении Енисея, жили хакасы-скотоводы. УАнгары и Байкала обитали буряты. Их главным занятием было скотоводство. Буряты находились уже на пути становления классового общества. В Приамурье жили племена дауров и дючеров более развитые в хозяйственном отношении.
Якуты занимали территорию, образуемую Леной, Алданом и Амгою. Отдельные группы размещались на р. Яне, вустье Вилюя и района Жиганска. Всего по русским документам якутов в это время насчитывалось около 25 - 26 тыс. человек. Якуты ко времени появления русских были единым народом с единым языком, общей территорией и общей культурой. Якуты находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Основными крупными общественными группами были племена и роды. В хозяйстве якутов широкое развитие получила обработка железа, из которого выделывалось оружие, кузнечные принадлежности и другие орудия труда. Кузнец пользовался у якутов большим почетом (больше, чем шаман). Основное богатство якутов составлял скот. Якуты вели полуоседлую жизнь. Летом они выезжали на зимники, имели также летние, весенние и осенние пастбища. В хозяйстве якутов большое внимание уделялось охоте и рыболовству. Якуты жили в юртах-балаганах, утепленных дерном и землей в зимнее время, а летом - в берестяных жилищах (урса) и в легких шалашах. Большая власть принадлежала родоначальнику-тойону. Он имел от 300 до 900 голов скота. Тойонов окружала челядь-чахардар - из рабов и домашних слуг. Но рабов у якутов было немного, и способа производства они не определяли. Бедные родовичи не были еще объектом зарождения феодальной эксплуатации. Частной собственности на промысловые и охотничьи угодья также не было, но сенокосные угодья распределялись между отдельными семьями.

Сибирское ханство

В начале XV в. в процессе распада Золотой Орды образовалось Сибирское ханство, центром которого первоначально была Чимга-Тура (Тюмень). Ханство объединило многие тюрко-язычные народы, сплотившиеся в его рамках в народность сибирских татар. В конце XV в. после длительных междоусобиц власть захватил Мамед, который объединил татарские улусы по Тоболу и среднему Иртышу и расположил свою ставку в старинном укреплении на берегу Иртыша - «Сибирь», или «Кашлык».
Сибирское ханство состояло из мелких улусов, во главе которых стояли беки и мурзы, составлявшие господствующий класс. Они распределяли кочевья и промысловые угодья и превращали в частную собственность лучшие пастбища и источники воды. Среди знати распространялся ислам, ставший официальной религией Сибирского ханства. Основное трудовое население состояло из «черных» улусных людей. Они платили мурзе, или беку, ежегодные «дары» из продуктов своего хозяйства и дань-ясак хану, несли военную службу в отрядах улусного бека. В ханстве эксплуатировался труд рабов - «ясырей» и бедных, зависимых общинников. Сибирское ханство управлялось ханом с помощью советников и карачи (визиря), а также ясаулов, посылавшихся ханом в улусы. Улусные беки и мурзы были вассалами хана, который не вмешивался во внутренний распорядок жизни улуса. Политическая история Сибирского ханства была полна внутренними междоусобицами. Сибирские ханы, ведя завоевательную политику, захватили земли части башкирских племен и владения угров и тюркоязычных жителей Прииртышья и бассейна р. Оми.
Сибирское ханство к середине XVI в. располагалось на обширном пространстве лесостепи Западной Сибири от бассейна р. Туры на западе и до Барабы на востоке. В 1503 г. внук Ибака Кучум овладел властью в Сибирском ханстве с помощью узбекских и ногайских феодалов. Сибирское ханство при Кучуме, состоявшее из отдельных, экономически почти не связанных между собой улусов, было политически очень непрочным, и при любом военном поражении, нанесенном Кучуму, это государство сибирских татар было осуждено на прекращение своего существования.

Присоединение Сибири к России

Природное богатство Сибири - пушнина - издавна привлекало к себе внимание. Уже в конце XV в. предприимчивые люди проникали за «каменный пояс» (Урал). С образованием Российского государства его правители и торговые люди увидели в Сибири возможность большого обогащения, тем более что предпринимавшиеся с конца XV в. поиски руд драгоценных металлов пока не давали успеха.
В известной мере проникновение России в Сибирь можно поставить в один ряд с происходившим в то время проникновением некоторых европейских держав в заморские страны с целью выкачивания из них драгоценностей. Однако были и существенные отличия.
Инициатива в развитии связей шла не только от Российского государства, но и от Сибирского ханства, которое в 1555 г., после ликвидации Казанского ханства, стало соседом Российского государства и обратилось с просьбой о покровительстве в борьбе со среднеазиатскими правителями. Сибирь вступила в вассальную зависимость от Москвы и платила ей дань пушниной. Но в 70-х годах в связи с ослаблением Российского государства сибирские ханы начали нападения на русские владения. На их пути встали укрепления купцов Строгановых, которые уже начинали посылать свои экспедиции в Западную Сибирь для скупки пушнины, а в 1574г. получили царскую грамоту с правом строить крепости на Иртыше и владеть землями по Тоболу для обеспечения торгового пути в Бухару. Хотя этот план и не был выполнен, Строгановым удалось организовать поход казачьей дружины Ермака Тимофеевича, который вышел на Иртыш и к концу 1582 г. после жестокого боя взял столицу Сибирского ханства Кашлык и изгнал хана Кучума. Многие вассалы Кучума из числа подвластных хану сибирских народов перешли на сторону Ермака. После нескольких лет борьбы, продолжавшейся с переменным успехом (Ермак погиб в 1584г.), Сибирское ханство было окончательно уничтожено.
В 1586 г. была поставлена крепость Тюмень, а в 1587 г. - Тобольск, ставший русским центром Сибири.
В Сибирь устремился поток торговых и служилых людей. Но помимо них, туда двинулись крестьяне, казаки, посадские люди, бежавшие от крепостнического гнета.

Конечно, история Сибирского ханства не сводится к его крушению. Степные пространства Западной Сибири входили в состав кочевнических государств еще в эпоху раннего Средневековья. В начале II тыс. н. э. на этих землях расселялись кыпчаки, против которых совершали далекие походы войска хорезмшаха Мухаммеда и старшего сына Чингисхана Джучи.

В XIII веке южные районы Западной Сибири вошли в состав улуса Джучи. Развал Золотой Орды привел к образованию в Западной Сибири в XV веке Тюменского, а затем Сибирского ханств. По территории Западной Сибири проходили важные торговые пути из Поволжья, Средней Азии и Восточного Туркестана. В средние века туда попадали товары из Хазарии, Волжской Булгарии, Ирана, Китая, Франции, Германии, Скандинавии.

На территории Сибирского юрта существовали города и оседлые поселения, получила распространение одна из мировых религий - ислам и арабская письменность. Под властью сибирских ханов находились не только татары, но и угорские и самодийские племена. Сибирское ханство поддерживало отношения с Казанским ханством и государством Шейбанидов в Средней Азии.

Отношения с Московским царством были неровными: сибирские ханы то признавали свою вассальную зависимость от московского царя, то посылали военные отряды для сбора дани с угорского населения и грабежа русских деревень в Прикамье. В Западной Сибири нашел свое последнее убежище хан Тохтамыш, сюда совершали походы Едигей и Кучум. Все это не позволяет согласиться с пренебрежительными оценками Сибирского ханства как "эфемерного государства".

Период, охватывающий XV-XVI века, в военной истории кочевых народов Евразии остается малоизученным. Отчасти это объясняется необратимыми изменениями в развитии военного дела, произошедшими тогда. Освоение огнестрельного оружия в европейских странах дало регулярным армиям значительное военно-техническое превосходство над конницей кочевников. В какой-то мере это снизило интерес к истории военного искусства кочевников в эпоху позднего Средневековья. Однако исследование вооружения сибирских татар может стать своеобразным эталоном для анализа других кочевых культур этого периода.

К событиям военной истории Сибирского ханства европейская наука обратилась в XVIII веке, вскоре после того, как это государство перестало существовать. Основные письменные источники, прежде всего сибирские летописи, были собраны в XVIII веке немецким ученым на российской службе, "отцом сибирской истории", Г. Ф. Миллером. Тогда же началось изучение археологических памятников сибирских татар. Внимание ученых было сосредоточено на обследовании фортификационных сооружений (Изучением татарских крепостей занимались многие известные ученые - Д. Г. Мессершмидт, Г. Ф. Миллер, И. Г. Гмелин, И. Э. Фишер, П. С. Паллас, И. П. Фальк и другие. Наиболее значительные раскопки средневековых памятников в Барабинской лесостепи и Прииртышье в XIX - начале XX века произвели В. Радлов и В. Н. Пигнатти. В последние десятилетия изучением археологических памятников сибирских татар активно занимались В. И. Молодин, В. И. Соболев, А. И. Соловьев, Б. А. Коников и другие ученые).

Письменные исторические источники содержат отдельные сведения о вооружении и оборонительных сооружениях, тактике ведения боя татарскими войсками, о характере военных действий во время похода отряда Ермака.

Среди археологических находок и этнографических материалов культуры сибирских татар есть детали луков и колчанов, стрелы, палаши и сабли, кинжалы, копья и боевые топоры, фрагменты кольчуг и панцирей.

Судя по имеющимся материалам, основным оружием дистанционного боя были луки и стрелы. Миллер называл луки и стрелы, наряду с копьями и саблями, "обыкновенным оружием татар". Исследовав луки средневекового населения Западной Сибири, А. И. Соловьев выделил несколько типов, характерных для сибирских татар: луки с фронтальными срединными и плечевыми накладками и изготовленные целиком из дерева. Это было достаточно эффективное оружие для стрельбы на короткие и средние расстояния, которое широко применялось во всем кочевом мире с начала II тыс. н. э. По сравнению с громоздкими и трудоемкими в обращении пищалями татарские луки были более простым, удобным и скорострельным оружием.

Помимо татарских военных отрядов в столкновениях принимали участие таежные угорские племена, вооруженные луками и стрелами, копьями, мечами, боевыми топорами и защитными панцирями.

Вопросы численности и формирования войска в Сибирском татарском ханстве мало исследованы. Вероятно, у сибирских татар применялась азиатская десятичная система деления войска и народа. Отдельные мурзы имели в своем распоряжении различные отряды и могли воевать как самостоятельно, так и вступать в бой, объединив свои силы.

Кучум-хан - сибирский хан. Шибанид. Его отцом был один из последних ханов Золотой орды Муртаза, сын Ибака - хан Тюмени и Большой Орды. Родился Кучум предположительно в 1510-1520 годах на Северном побережьи Аральского моря, в улусе Алты аул. В некоторых легендах отмечено, что Кучум был выходцем из Бухарского ханства. Тем не менее, Хади Атласи считает, что родиной Кучума были «киргизские», т. е. казахские, степи. Савва Есипов в летописи «О взятии Сибирской земли» также отмечает, что Кучум был родом из Казахского ханства.

Опираясь на поддержку своего родственника, бухарского хана Абдулла-хана II, Кучум вел длительную (в 1555 году борьба уже велась) и упорную борьбу с сибирским ханом Едигером используя войско, состоящее из узбекских, ногайских, казахских отрядов. Решительную победу он одержал в 1563 году.

Кучум достиг значительных успехов в укреплении своего государства. Помимо татар и кипчаков, он подчинил своей власти ханто-мансийские племена, обитавшие на Оби и Урале, барабинцев и часть башкирских племен, обитавших на восточных склонах Урала. Границы Сибирского ханства на севере доходили до Оби, на западе кое-где переходили на европейскую сторону Урала, на юге проходили по Барабинской степи.

Окончательно захватив Сибирское ханство, Кучум сначала продолжал платить ясак и отправил в Москву своего посла с 1000 соболей (1571), но когда окончились его войны с прежними сибирскими владетелями, он подступил к Перми. Появление его вызвало попытку ногайских татар отделиться от Москвы и черемисский бунт. Несколько дальнейших походов его войск во владения Ивана Грозного и Строгановых, которые отправили вооруженные отряды для его усмирения, в итоге привели к потере им власти в Сибирском ханстве.

Получив известие о появлении отрядов Ермака, хан Кучум "послал гонцов для сбора людей", то есть объявил всеобщую мобилизацию своих войск. Он приказал "собрать татар, остяков и вогулов" и отправил войско во главе с царевичем Махметкулом навстречу противнику.

1 (12) октября 1581 Кучум выдержал натиск Ермака под Чувашской горой, но 23 октября (4 ноября) его стан был разбит казаками, основные войска состоявшие из местных народов разбежались, и через три дня Ермак беспрепятственно вступил в Искер, столицу Сибири.

Относительно легкая победа немногочисленной (менее тысячи человек) казачьей экспедиции под руководством Ермака над целым ханством объясняется непрочностью объединения различных народов, зачастую исповедовавших разную религию и образ жизни. Помимо этого многие местные князьки считали, что им намного выгоднее было подчиниться казакам, а потом московскому царю, чем служить пришлому хану, опиравшемуся к тому же на силу чуждых им бухарских, узбекских, ногайских, казахских отрядов. А главное – у Кучума не было большого опытного войска, его гвардия и уланы, набранные в южных степях и усиленные местными сибирскими татарами, были относительно плохо вооружены, использовали устаревшую тактику и вооружение. Им было сложно противостоять опытным в военном искусстве казакам и иностранным наемникам, в большинстве своем использовавшим огнестрельное оружие, качественные защитные доспехи и владевшим самыми передовыми техниками боя.

Несомненно, что по общей численности войска Сибирского ханства и его вассалов во много раз превосходили отряд Ермака. К тому же татары воевали у себя дома и подчинились отнюдь не "добровольно", а сопротивлялись долго и ожесточенно. Не обладая огнестрельным оружием, они были знакомы с его действием и вовсе не разбегались "как дикари" от одного звука выстрелов. В источниках подчеркивается, что во многих боях татарские воины храбро сражались. Например, бой в устье реки Туры с войсками шести татарских мурз "продолжался несколько дней с переменным успехом", хотя победа осталась за отрядом Ермака. Бой с отрядом Махметкула у Бабасанских юрт длился пять дней.

Как справедливо отметил Р.Г. Скрынников, помимо военно-технического превосходства воины отряда Ермака обладали большим боевым опытом в сражениях с кочевниками, татарами и ногайцами. Сам Ермак принимал участие в Ливонской войне. Атаманы Иван Кольцо, Никита Пан и другие успешно воевали с кочевниками в Поволжье. По некоторым источникам, купцы Строгановы, отправляя Ермака в Сибирь, включили в состав его отряда "триста человек немцев и литвы" из числа военнопленных с Ливонской войны. Европейские военные специалисты высоко ценились в Российском государстве в этот период и последующие века и сыграли огромную роль в освоении Сибири.

Оценивая боеспособность войск Сибирского татарского ханства, необходимо отметить, что она вполне соответствовала уровню развития военного искусства в кочевом мире в эпоху позднего Средневековья. Военная организация обеспечила Сибирскому ханству почти двухсотлетнее господство над угорскими и самодийскими племенами Западной Сибири, позволила противостоять другим кочевым объединениям. Однако их боевых сил и умения воевать оказалось недостаточно для успешной борьбы с вооруженным огнестрельным оружием, обладающим большим боевым опытом и решимостью в достижении цели противником.

Татары также имели некоторый опыт войн с русскими. Военные отряды сибирских татар и вогулов-манси неоднократно совершали походы через Урал, в земли купцов Строгановых. Однако крупных сражений при этом не происходило.

Татарские полководцы не смогли приспособиться к военной тактике отряда Ермака и в большинстве боев терпели поражения.

Вероятно, определенную роль в военных успехах отряда Ермака сыграл и психологический фактор. Ермак и его атаманы, в сущности, не могли вернуться без победы, так как на родине их ждала неминуемая расплата за предшествующие разбои. Лишь покорив для царя Сибирское ханство, они могли рассчитывать на царские "милости".

Поэтому Ермак продолжал упорно двигаться к цели, не считаясь со всеми трудностями и людскими потерями, преодолевая не только сопротивление татар, но и неверие своих подчиненных в успех предприятия. В то же время для Кучума и других татарских князей потеря того или иного "городка" не означала полного краха. За спиной у них лежала спасительная степь, в которой они могли укрыться.

После серии поражений Кучум без боя сдал столицу ханства Кашлык, что имело роковые последствия. Сибирское ханство развалилось не только под ударами извне, но и под напором внутренних противоречий. Для сибирских татар и угров Кучум и его окружение были пришельцами, завоевателями. После падения Кашлыка от Кучума отошли многие подданные. Некоторые татарские мурзы и угорские князья перешли на сторону Ермака.

Против Кучума поднялся Сеид-хан, потомок правящего ханского рода сибирских татар Тайбугидов, и мурза Карача. Даже после гибели Ермака и ухода остатков его отряда из Сибири за Урал Кучуму и другим претендентам на ханский престол не удалось восстановить целостность Сибирского ханства.

После уничтожения отряда Ермака хан Сибирского ханства Кучум вновь сумел во многом восстановить своё могущество и обложить данью значительные территории Западной Сибири. Русское правительство перешло к тактике последовательного продвижения вглубь Сибири с закреплением занятых территорий путём строительства укрепленных острогов и городов. На протяжении 15 лет Кучум вёл активные боевые действия с русскими отрядами, сам пытался захватывать русские остроги, но безуспешно.

Решающие удары по государственности сибирских татар были нанесены в конце 1580-1590-х годов.

В 1586 году в Сибирь были отправлены воеводы Василий Сукин и Иван Мясной. В следующем году в Сибирь с отрядом стрельцов прибыл голова Данила Чулков. Силы ханства были подорваны из-за междоусобной борьбы. Сейдяк (Сеид-хан), соперник Кучума, изгнал его сыновей из Искера, но в 1588 году сам был пленён Данилой Чулковым.

В 1588 году дьяк Д. Чулков заманил Сеид-хана и мурзу Карачу в Тобольский острог на пир и переговоры, во время которых их охрану предательски перебили, а самих татарских предводителей взяли в плен и отправили в Москву.

В 1590 году хан Кучум решил снова навестить свои прежние владения. 23 июня подошёл довольно близко к городу Тобольску, убил в деревнях нескольких татар и с захваченной добычей бежал, раньше чем тобольский воевода мог получить известие о его приближении. В другой раз хан сделал набег на Каурдакскую и Салымскую волости, которые находились вверху Иртыша и платили ясак русским; он убил там много людей и награбил большое количество всякого добра. Это было его местью тем татарам, которые не признавали его своим государем и подчинились русским

8 июля 1591 года выступил в поход воевода князь Владимир Васильевич Кольцов-Мосальский, и 1 августа напал на хана на реке Ишиме, у озера Чиликула, что после короткого сражения многие бывшие с ханом были убиты, а оставшиеся в живых бежали. Царевич Абдул-Хаир и две жены хана со многими другими пленными должны были в знак полной победы последовать за русскими, возвратившимися с богатой добычей в Тобольск.

Чтобы прикрыть город Тобольск с юга от кочевавшего в степях отряда хана Кучума, обезопасить и организовать управление вошедшими в состав России татарскими волостями Среднего Прииртышья, в Москве и Тобольске был сформирован полуторатысячный отряд из русских казаков и служилых татар и направлен в 1594 году для строительства нового города на Среднем Иртыше - Тары.

Город Тара основан в 1594 году князем Андреем Елецким и отрядом служилых казаков. Из царского наказа Андрею Елецкому: «Идти город ставить вверх Иртыша на Тару-реку, где бы государю было впредь прибыльнее, чтоб пашню завести и Кучума царя истеснить и соль завести…». Но место в устье реки Тара оказалось непригодно для постройки крепости и заведению пашни, поэтому для закладки города выбрали место ниже по Иртышу, на берегу реки Аркарка. Тем не менее, название городу дала река Тара.

Тара стала первым русским поселением на территории современной Омской области. Поскольку сразу же было определено, что Таре быть центром нового воеводства, поселению царским указом был присвоен статус города. Первой городской постройкой стала Успенская церковь, а 15 августа (по ст. ст.) (праздник Успения Пресвятой Богородицы) считается днём основания Тары.

В 1594 году князь А. Елецкий выступил во главе с более чем полуторатысячным войском по Иртышу до устья Тары, желая усыпить бдительность Кучума мирными жестами, а затем неожиданно разбить его войско и по возможности захватить в плен. Кучум, узнав о намерении русских построить город на реке Таре, отправил царевича Алея к аялынским татарам, чтобы в виду наступления русских отвести их в места более безопасные по верхнему Иртышу, где в то время находился сам хан. Алей собрал 150 татар и повел их на остров, называемый Чёрным (в 40 верстах ниже Чернолуцкой слободы), где они поставили небольшой городок. Воеводой Елецким был отправлен отряд (276 человек во главе с письменным головой Борисом Доможировым) который при первом же нападении взял татарский Черный городок, но ему не удалось помешать бегству хана Кучума и большинства татар, находившихся в городке. В полон были взяты оба аялынских есаула Мамык и Сейткул, князец Илгулуй и Темсенек, сын князца Колкилдея, а также 60 человек рядовых аялынцев с их женами и детьми.

В 1596 году воевода Ф. Елецкий разбил войско Кучума в городке Тунус. Хану удалось бежать. Царское правительство пыталось подчинить Кучума. От имени племянника Махметкула и находившегося в российском плену сына Абулхаира ему посылали письма.

В 1597 году Кучум предложил заключить мир, при условии возврата земель по Иртышу и освобождения Шаима и двух других гостей, которые были направлены к Кучуму послами, а из имущества послов прошу вернуть воз с пушниной. В ответ московские власти послали Кучуму несколько грамот от Маметкула и Абдул-Хаира с предложением перехода на царскую службу и призда в Москву. Кучум грамоты не принял.

Кучум, высоко ценивший свободу, вовсе не желал переходить под покровительство царя. В последние годы он, сломленный неудачами, всё больше склонялся к миру с русскими, но никаких действий, однако, не предпринимал, по возможности тянул время и копил силы для решающего удара. Испугавшись слуха о новом набеге Кучума, царские власти предприняли решительное наступление.

В 1598 года по указу царя Бориса Годунова воевода А. Воейков с отрядом в 700 стрельцов и казаков и в 300 служилых татар вышел из крепости Тара «в поход за царем Кучумом». Известно, что в отряде Воейкова находился соратник погибшего Ермака атаман Иван Гроза.

9 мая 1598 года воевода А. Воейков и воевода князь И. Кольцов-Мосальский выступили в поход с отрядом в 700 русских и 300 татар. 4 августа 1598 года Воейков выступил из г. Тара. Войско его состояло из 300 казаков, 30 служилых татар, 60 татар-всадников, они напали на хана в его становище, в Ирменьском сражении 20 августа 1598 года убили множество татар.

Ирменское сражение - окончательный разгром войск хана Кучума русским отрядом воеводы А. Воейкова 20 августа 1598 года.

Находясь в районе озера Убинское, воевода получил сведения о местонахождении становища Кучума. Во главе конного отряда в 405 (по другим сведениям в 397) человек, А.Воейков за 5 дней преодолел около 400 километров, обнаружил и внезапно атаковал укреплённый ханский стан у места впадения речки Ирмень в Обь (в настоящее время окрестности села Верх-Ирмень Ордынского района Новосибирской области), в котором находилось около 500 воинов Кучума.

Бой продолжался с восхода 20 августа до полудня, носил ожесточённый характер. Стан был взят приступом, остатки отряда Кучума прижаты к берегу Оби. По донесению Воейкова, погибли в бою брат, сын и двое внуков Кучума, шесть князей, пятнадцать мурз и около 300 татарских воинов. В плен попали пять младших сыновей хана, восемь жён из его гарема, пять приближённых хана, 150 воинов. Однако самому хану с отрядом в 50 воинов удалось прорваться. Через несколько дней погони этот отряд был настигнут казаками и перебит, но Кучум и на этот раз сумел спастись. Несмотря на свое бедственное положение, он отказался пойти на службу к московскому царю. Он с несколькими людьми кочевал по Алтаю и кузнецким лесам, утратив всяческую власть, вскоре погиб в стычке с местными племенами или с бухарцами в 1601 году.

Это небольшое по своим масштабам сражение (менее 1 000 участников с обеих сторон) имело громадные последствия. Владычество Кучума было полностью утрачено, от него отошли и присягнули на верность русскому царю все западно-сибирские кочевые и оседлые племена. Сибирское ханство перестало существовать фактически, а через несколько лет, после смерти последнего сына Кучума - и номинально. Огромная территория от Урала до Оби вошла в состав Русского государства, которое перешло к дальнейшему стремительному продвижению на восток.

Русские 23 августа возвратились в Тару. Знатных пленников отправили из Тары в Тобольск, а оттуда в Москву. По случаю блестящей победы, одержанной в Сибири, было отслужено в Москве благодарственное молебствие.

В течение первых десятилетий XVII века наследники Кучума - царевичи Аблайкерим и Кирей - продолжали сопротивление. Они принимали деятельное участие в восстании сибирских татар в 1620-1630-х годах с целью восстановления Сибирского ханства, однако изменить ситуацию уже не могли. Значительная часть татарской знати к этому времени перешла на российскую службу, что обеспечило необратимость присоединения земель, населенных сибирскими татарами, к России. Хотя угроза со стороны царевичей, потомков Кучума, сохранялась до второй половины XVII века.

Загрузка...