Человек имеет большое анатомо-физиологическое сходство с высшими человекообразными обезьянами: относительно крупные размеры тела, редукция хвостового отдела позвоночного столба. Конечности приматов и человека пятипалы, большой палец противопоставляется другим. Кости предплечья - лучевая и локтевая не срастаются между собой: лучевая, вращаясь около локтевой кости, вместе с собой вращает и кисть. Отсюда большая подвижности кисти и в целом передней конечности. Конечности других млекопитающих не способны к таким движениям. Концы пальцев приматов и человека расширены, имеют чувствительные голые участки кожи, с повышенной осязательной чувствительностью и папиллярными узорами на пальцах, ладонях и стопах, наличие ногтей. Зубная формула, состоит из 32 зубов. У обезьяны имеются такие же группы крови, как и у человека. Высшие антропоморфные обезьяны имеют хорошо развитый мозг, наблюдается сходство и по строению коры полушарий большого мозга.
Оценивая морфологические особенности человека и человекообразных обезьян, английский анатом Артур Кейз еще в 1929 г. выделил у человека 1065 признаков, из которых 312 свойственны только человеку, остальные 700 признаков свойственны и человеку и приматам (из них 396 признаков свойственны человеку и шимпанзе, 385 - человеку и горилле, 354 - человеку и орангутану). Наибольшая степень сходства признаков у человека и шимпанзе.
Установлено, что человек и горилла имеют два различия в структуре молекулы гемоглобина, а у человека и шимпанзе аминокислотный состав и последовательность расположения аминокислот гемоглобина полностью совпадают. Поэтому кровь человека, введенная в сосуды шимпанзе, не оказывает на ее организм вредного действия. При введении крови человека другим животным наблюдалось образование тромбов вследствие антигенной несовместимости.
Для высших антропоморфных обезьян характерна сложная высшая нервная деятельность, быстрое образование рефлексов, наличие в зачаточной форме способности к абстрагированию. У самок имеются месячные менструальные циклы, продолжительность беременности у шимпанзе и горилла около 9 месяцев, вскармливание детенышей длится около года, половое созревание наступает к 8-12 годам.
Вопросы и задания для самоконтроля
І. Дайте ответы на контрольные вопросы.
1. Что такое антропогенез? Перечислите биологические предпосылки очеловечивания.
2. Назовите ведущие факторы гоминизации.
3. Перечислите этапы появления и эволюции первобытных людей.
4. Человекообразные обезьяны - Дриопитековые, Рамапитековые - что о них известно?
5. Охарактеризуйте австралопитеков, их образ жизни.
6. Каким был человек умелый, когда он жил, его образ жизни и труда? Перечислите археологические находки архантропов.
7. Опишите человека прямоходящего, его образ жизни и ареал обитания.
8. Перечислите основные археологические находки ископаемых палеоантропов.
9. Выделите основу в классификации древних людей и назовите самые известные археологические находки этого периода.
10. Дайте характеристику орудиям труда и образу жизни неандертальцев.
11. Назовите время появления современного человека, опишите его облик.
12. Опишите образ жизни и орудия труда кроманьонца.
13. Соотнесите этапы эволюции человека и возникновение известных Вам культур.
14. Приведите отличия и сходства приматов и человека. Какая "грань" отделяет человека от обезьяны?
15. Что такое "гоминидная триада", какие другие биологические и небиологические признаки можно считать уникальными для гоминид?
ІІ. Выбирите правильный вариант ответа.
1. К типу хордовых, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид относятся:
А человекообразные обезьяны;
Б полуобезьяны;
В человек;
Г шимпанзе;
Д все ответы верны.
2.Человек наибольшую степень близости по анатомическим, генетическим и биохимическим параметрам имеет:
А с понгидами;
Б с гориллами;
В с гиббонами;
Г с шимпанзе;
Д с орангутанами.
3.Укажите последовательность появления звеньев в эволюции человека; приведите в соответствие времена, когда эти существа жили:
А человек прямоходящий; 1) 5 млн. лет н.
Б ранний австралопитек; 2) 2 млн. лет.н.
В кроманьонец; 3) 1,6 млн. лет.н.
Г неандерталец; 4) 100-30 тыс. лет. н.
Д человек умелый 5) 40 тыс. лет.н.
4.Укажите, у какого звена человеческой эволюции появились следующие особенности жизни, приведите их в соответствие:
1) кроманьонец;
2) питекантроп;
3) неандерталец;
4) человек умелый;
5) австралопитек.
А впервые использовали орудия труда, использовали мясну пищу;
Б занимались собирательством, использовали каменный топор, жили в первобытном стаде;
В занимались охотой и рыбной ловлей, шили одежду из шкур с помощью костяных игл, имели общую собственность, табу, матриархат.
Г были растительноядны, не использовали, не сохраняли каменных орудий труда.
Д создали каменные орудия, жили в пещерах, полуземлянках, занимались охотой, появилось первое искусство и первые погребения.
5. Вставте необходимые слова:
В ходе антропосоциогенеза - ….. и ….. выступало в единстве, выживание человека было возможным лишь в условиях ….. .
6.Приведите в соответствие звено человеческой эволюции и название культур:
1) кроманьонец;
2) питекантроп;
3) неандерталец;
4) человек умелый;
А мустьерская культура;
Б перигорская культура, граветтийская культура,ориньякская культура;
В олдувайская культура;
Г ашельская культура;
Д соответствия нет.
7.Какие факторы способствовали гоминизации:
А все ответы правильные;
Б развитие механизма защиты с помощью бросания камней и особенно охоту;
В кратковременное повышение уровня радиации;
Г перемены в поведенческих реакциях;
Д трудовая деятельность.
8.Какой признак не входит в систему гоминидной триады?
А прямохождение;
Б высокоразвитый мозг;
В строение руки, приспособленной к изготовлению орудий;
Г группы крови;
Д все ответы правильные.
9.Какое анатомо-физиологическое сходство человек имеет с высшими человекообразными обезьянами:
А хорошо развитый мозг;
Б месячные менструальные циклы;
В конечности пятипалы, большой палец противопоставлен другим;
Г зубная формула, состоит из 32 зубов;
Д все ответы правильные.
10.Человек рождается менее защищенным, более беспомощным, чем животные, не имеет готовых человеческих качеств, т.е. ему присуща:
А родовая неспециализированность;
Б изначальная пассивность и зависимость от среды;
В свобода в выборе решений и стиля жизни;
Г самоактуализация и самосозидание;
Д все ответы правильные.
Страница 5
I. Выберите один правильный ответ:
1. У человека как и у человекообразных обезьян:
А- 4 группы крови
Б- S- образный позвоночник
В- сводчатая стопа
Г- объем головного мозга 1200- 1450 см
2. О родстве человека и человекообразных обезьян свидетельствует наличие у человека:
А- S- образного позвоночника
Б- развитого зрения
В- живорождения, выкармливания потомства молоком
3. У человека в отличие от человекообразных обезьян есть:
А- трудовая деятельность
Б- четырехкамерное сердце
В- забота о потомстве
Г- 4 группы крови
4. Человек в отличие от обезьян имеет:
А- аппендикс
Б- волосяной покров
В- 4 группы крови
5. У человека, как у человекообразных обезьян, есть:
Б- трудовая деятельность
В- сознание
Г- внутриутробное развитие зародыша
6. У человека, как и у человекообразных обезьян:
А- сводчатая стопа
Б- есть диафрагма, млечные железы
В- S-образный позвоночник
Г- развитое сознание
7. К социальным факторам эволюции человека НЕ относится:
А- трудовая деятельность
Б- естественный отбор
В- общественный образ жизни
Г- развитое мышление
8. Прямохождение у предков человека привело к:
А- общественному образу жизни
Б- развитию мышления
В- появлению S- образного позвоночника
Г- развитию речи
9. Трудовая деятельность у предков человека привела к появлению:
А- S- образного позвоночника
Б- сводчатой стопы
В- прямохождения
Г- общественного образа жизни.
10. Благодаря общественному образу жизни у предков человека:
А- появилась речь
Б- появился S-образный позвоночник
В- освободилась рука
Г- появилось прямохождение
11. Биологический фактор эволюции человека:
А- сознание
В- наследственная изменчивость
12. Эволюция древнейших человекообразных обезьян по пути приспособления к наземному образу жизни определялась:
А- способность к быстрому бегу
Б- объемным зрением, развитой способностью к ориентации
В- отсутствием хвоста
Г- укороченной лицевой частью черепа
13. К анатомо-морфологическим изменениям, связанным с прямохождением, у предков человека относится:
Б- развитое мышление
В- общественный образ жизни
Г- сводчатая стопа
14. Эволюция древнейших человекообразных обезьян по пути создания орудий труда определялась:
А- большим объемом головного мозга
Б- большой мышечной силой
В- способностью к ориентации
Г- способностью к быстрому бегу
II. Выберите несколько правильных ответов:
15. Перечислите признаки характерные для кроманьонца:
А. Объем мозга около 1600 см
Б. Присутствие каннибализма.
В. Целенаправленная передача опыта потомкам
Г. Приручение животных
Д. Сильно развиты надбровные дуги
Е. Отсутствие орудий труда.
Ответ: А, Б, Г
16. Какие из перечисленных признаков относятся к атавизмам:
А. Многососковость
Б. Зубы мудрости
В. Околоушные мышцы
Г. Наличие хвоста
Д. Густая шерсть на лице
Ответ: А, Г, Д
III. Из предложенных элементов с помощью букв составьте ответ на вопрос:
17. Какова последовательность стадий эволюции человека:
А. Ископаемый человек современного типа
Б. Древнейший человек
В. Древний человек
Ответ: Б, В, А
IV. Заполните таблицу:
18. Из перечисленных ниже признаков, выберите характерные для европеоидной, монголоидной и негроидной рас. Соответствующие буквы занесите в таблицу.
А. Широкий нос
Б. Светлый или смуглый цвет кожи
В. Глаза узкие, часто раскосые
Г. Широко открытые глаза карего цвета
Д. Курчавые черные волосы
Е. Кожа с желтоватым оттенком
Ж. Сильно растут борода и усы
З. Верхнее веко закрыто кожной складкой
И. Сильно выступающие скулы
Вопрос 1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.
Человек относится к типу Хордовых, подтипу Позвоночных, классу Млекопитающих, подклассу Плацентарных, отряду Приматов, подотряду Человекоподобных (антропоиды-Высшие обезьяны) приматов, надсемейству Высших узконосых обезьян, семейству Гоминид (Людей),единственному роду Человек (Homo) с единственным видом Человек разумный (Homo Sapiens).
Кроме подотряда антропоидов, к приматам относят еще лемуров и долгопятов.
Вопрос 2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.
Человека можно отнести к классу Млекопитающие по следующим признакам:
семь шейных позвонков;
волосяной покров, потовые и сальные железы кожи;
хорошо развитые губы и мускулистые щеки;
диафрагма и альвеолярные легкие;
ушная раковина и три слуховые косточки среднего уха;
одна дуга аорты (левая) и безъядерные эритроциты;
теплокровность;
молочные железы, забота о потомстве;
сходство в развитии зародыша.
Вопрос 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
Человека с человекообразными обезьянами (понгидами) роднят большая величина тела, отсутствие хвоста и защечных мешков, хорошее развитие мимической мускулатуры, сходная структура черепа и скелета вообще. Кроме того, общими у людей и человекообразных обезьян являются группы крови и резус-фактор, сходство хромосом (из 23 хромосом 13 сходны с шимпанзе), различные заболевания, длительный срок беременности и продолжительный препубертатный (дорепродуктивный) период. Объединяет их и высокий уровень развития высшей нервной деятельности, способность к быстрому обучению, способность использовать орудия, хорошая память, богатые эмоции. В качестве примера можно привести эксперименты по обучению человекообразных обезьян языку глухонемых, в ходе которых гориллы и шимпанзе усваивали до 200-300 слов-жестов. Геном человека и шимпанзе совпадает на 98,5%.
Вопрос 4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.
Существуют отличия человека от животных.
Человек - социальное существо, производящее орудия труда, использующее их для воздействия на природу. Человек имеет высокоразвитый мозг, обладает сознанием, мышлением, членораздельной речью и рядом анатомических особенностей, возникших в связи с трудовой деятельностью, свойственной только человеку. Отличия связаны с направлением эволюции. Человек и человекообразные обезьяны - две ветви отряда приматов, которые в сравнительно недавнее время отделились от общего родословного ствола.
Для человека характерно:
1. Приспособление к прямохождению. Позвоночник приобрел S-образную изогнутость, стопа имеет куполообразную форму. Это главные приспособления, обеспечивающие амортизацию ударов и сотрясений тела при ходьбе, прыжках, что важно для защиты головного мозга. Большой палец ноги выполняет функцию опоры. Таз шире, он принимает на себя давление органов в вертикальном положении. Грудная клетка плоская, сжата с боков, в связи с давлением, которое внутренние органы оказывают на ребра, вследствие горизонтального положения туловища при ходьбе. Мозговая часть черепа увеличилась и преобладает над лицевой. Отсутствуют надбровные дуги. Челюсти и жевательная мускулатура развиты слабее. В нижнем отделе тела особенно развиты ягодичные, четырехглавая, икроножная, камбаловидная мышцы. Последствия прямохождения связаны с ограничением быстроты передвижения, гипертонией, неподвижным крестцом, расширением вен на ногах, остеохондрозом.
2. Наличие гибкой кисти руки - органа труда, приспособленного к сложным движениям. Кисть человека специализирована как хватательный орган, хорошо подвижен большой палец. У человека руки короче ног.
3. Хорошо развит мозг. У человека сильно развиты височные, лобные и теменные доли, где находятся главнейшие центры высшей нервной деятельности. Поверхность мозга - 1250 см2. Поверхность коры в лобном отделе вдвое больше, чем у высших обезьян. Характерно появление речи, отвлеченное мышление, сознание.
4. Кожа, лишенная шерсти, стала гигантским рецепторным полем, способным приносить в мозг ополнительную информацию. Это послужило фактором интенсивного развития мозга. "Полысение" кожи - последняя биологическая предпосылка для становления человека как творческого социального существа.
Вопрос 5. Какое
Увеличение размера и усложнение структуры мозга обеспечили человеку возможность развития множества функций, таких как высокоорганизованная нервная деятельность, способность к обучению, наличие большого объема памяти и сложных эмоций, речи. Также они способствовали возникновению абстрактного мышления и способности к труду. Центры, связанные с органами чувств, обеспечивают тончайший анализ зрительной и слуховой информации, что позволяет нам воспринимать и понимать мимику и речь. Двигательные центры мозга осуществляют чрезвычайно точное и оперативное управление мышцами пальцев, голосовых связок и т. д. Во многом именно развитие мозга позволило человеку достичь той высокой ступени эволюционного развития, кото-рую он сейчас занимает.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Восточносибирская Государственная Академия Образования»
Человек и обезьяна. Сходство и различия
Выполнила:
Ропель Алина
Группа 2б3
Иркутск 2010
1. Введение
2. Доказательства животного происхождения человека
3. Различия строения и поведения человека и животных
4. Заключение
5. Библиографический список
1. ВВЕДЕНИЕ
Человекообразные обезьяны во многом напоминают человека. Они выражают чувства радости, гнева, печали, нежно ласкают детенышей, заботятся о них, наказывают за непослушание. У них хорошая память, высокоразвитая высшая нервная деятельность.
Ж.Б.Ламарк предложил гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобных предков, которые перешли от лазанья по деревьям к прямохождению. В результате тело у них выпрямилось, изменилась стопа. Потребность в общении привела к речи. В 1871г. была опубликована работа Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». В ней он доказывает родство человека с человекообразными обезьянами, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии. В то же время Дарвин справедливо считал, что ни одна ныне живущая обезьяна не может считаться прямым предком человека.
сходство различие человек обезьяна
2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Человек относится к млекопитающим, так как имеет диафрагму, молочные железы, дифференцированные зубы (резцы, клыки и коренные), ушные раковины, зародыш его развивается внутриутробно. У человека есть такие же органы и системы органов, как и у других млекопитающих: кровеносная, дыхательная, выделительная, пищеварительная и др.
Сходство прослеживается и в развитии зародышей человека и животных. Развитие человека начинается с одной оплодотворенной яйцеклетки. За счет ее деления образуются новые клетки, формируются ткани и органы зародыша. На стадии 1,5-3 месяцев внутриутробного развития у человеческого плода развит хвостовой отдел позвоночника, закладываются жаберные щели. Мозг месячного зародыша напоминает мозг рыбы, а семимесячного - мозг обезьяны. На пятом месяце внутриутробного развития зародыш имеет волосяной покров, который впоследствии исчезает. Таким образом, по многим признакам зародыш человека имеет сходство с зародышами других позвоночных.
Поведение человека и высших животных очень сходно. Особенно велико сходство человека и человекообразных обезьян. Им свойственны одинаковые условные и безусловные рефлексы. У обезьян, как и у человека, можно наблюдать развитую мимику, заботу о потомстве. У шимпанзе, например, как и у человека, различают 4 группы крови. Люди и обезьяны болеют болезнями, не поражающими других млекопитающих, например холерой, гриппом, оспой, туберкулезом. Шимпанзе ходят на задних конечностях, у них нет хвоста. Генетический материал человека и шимпанзе идентичен на 99%.
Обезьяны имеют хорошо развитый головной мозг, в том числе полушария переднего мозга. У человека и обезьян совпадают сроки беременности и закономерности зародышевого развития. С возрастом у обезьян выпадают зубы, седеют волосы. Важным свидетельством животного происхождения человека является развитие признаков далеких предков (волосатость тела, внешний хвост, многососковость) и недоразвитые, утратившие функциональное значение органы и признаки, которых у человека насчитывают свыше 90 (ушные мышцы, дарвинов бугорок на ушной раковине, полулунная складка внутреннего угла глаза, аппендикс и др.).
Самое большое сходство с человеком по таким признакам, как пропорции тела, относительно короткие верхние конечности, строение таза, кисти и стопы, имеет горилла; шимпанзе похожа на человека особенностью строения черепа (большая округленность и сглаженность), размерами конечностей. Орангутанг, как и человек, имеет 12 ребер. Но это не значит, что человек происходит от какого-либо из нынешних видов обезьян. Эти факты свидетельствуют о том, что человек и человекообразные обезьяны имели общего предка, давшего ряд ответвлений, и эволюция шла в разных направлениях.
Научное изучение интеллекта обезьян началось с Ч. Дарвина. Ему принадлежит книга, которая и в наши дни остается классической в своей области,- «О выражении ощущений у человека и животных» (1872). В ней, в частности, показано, что мимика обезьян сходна с человеческой. Дарвин считал это следствие сходства мускулатуры лица у приматов.
Он же определил, что мимика, выражение эмоций являются, можно сказать, средством коммуникации. Дарвин заявил и о такой подробности: человекообразная обезьяна способна мимически выражать почти все человеческие эмоции, кроме изумления, удивления и отвращения.
Многие неврологические заболевания человека и шимпанзе и даже других обезьян очень сходны. Сравнительно недавно стало известно, что обезьяна - единственное животное, которое с успехом используется в психиатрических исследованиях: при изучении модели изоляции, фобии, депрессии, истерии, неврастении, аутизма и других черт шизофрении. Удовлетворительную модель психоза человека можно получить при «социальной» изоляции обезьян.
В настоящее время получены важные результаты, уже используемые в практике, по изучению на низших обезьянах модели депрессии человека. Разнообразные формы глубокой депрессии у обезьян, как правило, развивались в результате разлучения обезьян с объектом привязанности, например малыша с матерью, что отражалось тяжело на обоих. Симптоматика депрессии у обезьян во многом параллельна подобным состояниям у детей и взрослых людей: подавленное настроение, расстройство сна, отсутствие аппетита, явное снижение двигательной активности, потеря интереса к играм. Показано, что у детенышей разных видов макак, изолированных от сверстников или от матерей, так же, как у самих самок, развиваются нарушения клеточного иммунитета наподобие тех, которые происходят у взрослых людей после тяжелой утраты. Состояние депрессии у обезьян может длиться годами, а главное, уже во взрослом состоянии животное оказывается биологически неполноценным, излечить же его чрезвычайно трудно. Разлучение вызывает не только депрессию, но и другие расстройства, всякий раз связанные с «персональной» историей жизни каждого индивида.
Эмоции обезьян (не обязательно высших, но и низших!) не просто сходны с человеческими. Они нередко «по-человечески» проявляются, сердце у раздраженного павиана готово выскочить из груди, но он скрывает свое возмущение от других, «спокоен», заторможен, и, наоборот, животное недвусмысленно угрожает противнику, демонстрирует грозные клыки и резко поднимает брови, а изменения в вегетативных функциях отсутствуют. (Можно отметить, что и артериальное давление, и электрокардиограмма, частота сердцебиений у обезьян такие же, как и у человека).
Высшие обезьяны поддаются гипнозу, который можно у них вызвать обычными методами. Недавно показано, что гориллы преимущественно используют правую руку, а это говорит об асимметрии мозга у обезьян, аналогичной ассиметрии мозга человека.
Особенно большое неврологическое и поведенческое сходство человека и высших обезьян установлено в младенчестве и в детском возрасте. Психомоторное развитие у детеныша шимпанзе и ребенка протекает одинаково.
Уникальна неподвижность уха обезьян и человека, почему им приходится, чтоб лучше слышать, одинаково поворачивать голову в сторону источника звука. Доказано, что шимпанзе различает 22 цвета, до 7 оттенков одного тона. Есть данные о сходстве у высших приматов обоняния, вкуса, осязания и даже восприятия веса поднимаемых тяжестей. Изучая различных представителей позвоночных, физиологи прослеживают путь развития и постепенного усложнения высшей нервной деятельности животных, их способность сохранять в памяти, выработанные условные рефлексы.
Можно сказать, что человек, шимпанзе и орангутанг - единственные из всех существ на Земле, узнающие себя в зеркале! Авторы говорят о наличии у узнающих себя обезьян элементарных представлений о собственном «я». Многие считают самоузнавание высшей формой ассоциативного поведения в животном мире. Шимпанзе в разных ситуациях принимает наиболее адекватное решение: великолепно пользуется рычагом, ключом, отверткой, палкой, камнем и другими предметами, ищет и находит их, если они не лежат под рукой.
3. РАЗЛИЧИЯ СТРОЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ
Наряду со сходством человек имеет определенные отличия от обезьян.
У обезьян позвоночник дугообразный, а у человека он имеет четыре изгиба, придающие ему S-образную форму. У человека более широкий таз, сводчатая стопа, смягчающая сотрясение внутренних органов при ходьбе, широкая грудная клетка, соотношение длины конечностей и развития отдельных их частей, особенности строения мышц и внутренних органов.
Ряд особенностей строения человека связан с его трудовой деятельностью и развитием мышления. У человека большой палец на руке противопоставлен другим пальцам, благодаря чему рука может выполнять разнообразные действия. Мозговая часть черепа у человека преобладает над лицевой в связи с большим объемом головного мозга, достигающего примерно 1200- 1450 см3 (у обезьян - 600 см3), на нижней челюсти хорошо развит подбородок.
Большие отличия обезьян от человека обусловлены приспособлением первых к жизни на деревьях. Эта особенность, в свою очередь, ведет ко многим другим. Существенные отличия человека от животных, состоят в том, что человек приобрел качественно новые особенности - способность к прямохождению, освобождение рук и использование их как органов труда для изготовления орудий труда, членораздельную речь как способ общения, сознание, т. е. те свойства, которые тесно связаны с развитием человеческого общества. Человек не только использует окружающую природу, но подчиняет, активно изменяет ее соответственно своим потребностям, сам создает необходимые вещи.
4. СХОДСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ОБЕЗЬЯН
Одинаковое выражение чувств радости, гнева, печали.
Обезьяны нежно ласкают детенышей.
Обезьяны заботятся о детях, но и наказывают их за непослушание.
У обезьян хорошо развита память.
Обезьяны способны использовать предметы природы как простейшие орудия.
Обезьяны имеют конкретное мышление.
Обезьяны могут ходить на задних конечностях, опираясь на руки.
На пальцах у обезьян, как у человека, ногти, а не когти.
У обезьян 4 резца и 8 коренных зубов - как у человека.
У человека и обезьян общие болезни (грипп, СПИД, оспа, холера, брюшной тиф).
У человека и человекообразных обезьян сходное строение всех систем органов.
Биохимические доказательства близости человека и обезьян :
степень гибридизации ДНК человека и шимпанзе равна 90-98 %, человека и гиббона - 76 %, человека и макаки - 66 %;
Цитологические доказательства близости человека и обезьян:
у человека 46 хромосом, у шимпанзе и мартышек по 48, у гиббонов - 44;
в хромосомах 5-й пары хромосом шимпанзе и человека имеется инвертированный перицентрическии участок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все перечисленные факты свидетельствуют о том, что человек и человекообразные обезьяны произошли от общего предка и позволяют определить место человека в системе органического мира Человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, виду человек разумный.
Сходство между человеком и обезьянами является доказательством их родственности, общности происхождения, а отличия - следствием разных направлений эволюции обезьян и предков человека, особенно влияния трудовой (орудийной) деятельности человека. Труд-ведущий фактор в процессе превращения обезьяны в человека.
На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в сочинении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», которое было написано в 1876-1878 гг. и опубликовано в 1896г. Он впервые проанализировал качественное своеобразие и значение общественных факторов в историческом становлении, человека.
Решительный шаг для перехода от обезьяны к человеку был сделан в связи с переходом наших древнейших предков от хождения на четвереньках и лазания к прямой походке. В трудовой деятельности развилась членораздельная речь и общественная жизнь человека, вместе с которыми, как говорил Энгельс, мы вступаем в область истории. Если психика животных обусловлена только биологическими законами, то человеческая психика является результатом общественного развития и воздействия.
Человек - социальное существо, создавшее величественную цивилизацию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Панов Е.Н. Зыкова Л.Ю. Поведение животных и человека: сходство и различия. Пущино-на-Оке, 1989.
2. Сифард P.M., Чини Д.Л. Разум и мышление у обезьян // В мире науки. 1993. № 2-3.
3. Столяренко В.Е., Столяренко Л.Д. «Антропология – системная наука о человеке», М.: «Феникс», 2004.
4. Хомутов А. «Антропология», М.: «Феникс», 2004.
5. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие / Сост. М.Н. Сотская МГППУ, 2003.
6. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. «Антропология. Учебник. Издание 4», М.: МГУ, 2005.
7. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. «Социальная антропология», М.: социальная защита, 2004.