Юридический портал - Ipoteka112

Производственное обучение рабочих. Производственное обучение – оптимальный способ профессионального развития работников

Производственное обучение - это процесс и учебный предмет в системе профессиональной подготовки. Его можно рассматривать как составляющая профессионального образования; подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих непосредственно на производстве; часть трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации в средних общеобразовательных школах. Для производственного обучения, как составляющей учебного процесса, характерны специфические цели, задачи, содержание, формы, методы и средства обучения.

Производственное обучение включает теоретическая часть - знания основ наук, техники, технологии, организации и экономики конкретной отрасли и отдельных производств; умение применять эти знания в профессиональной деятельности; практическая часть (целью которой является привлечение студентов/учащихся к производственному процессу): вступление к специальности; учебно-производственную работу в мастерских, лабораториях, на полигонах училищ, в учебных и производственных цехах и отделах предприятий; производственную практику. Производственное обучение охватывает от 20 - 30 % (для среднего специального образования) до 50 % (для профессионального образования) учебного времени.

Производственное обучение как учебный процесс осуществляется мастерами производственного обучения. Важная задача профессиональной подготовки - приблизить производственное обучение до реального производства. Цель - подготовить студентов/учащихся к самостоятельной трудовой жизни, быстрой адаптации и. реальных производственных условиях, жесткой конкуренции на рынке труда. В условиях рыночных отношений система производственного обучения, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменения потребностей производства в работниках определенной квалификации и специализации, а с другой - предоставить работникам или студентам возможность обучаться в зависимости от их интересов. Решить эту задачу помогают современные тренажеры (комплексные, универсальные и т.д.), электронно-вычислительная техника" специальные мастерские, лаборатории, учебные научно-производственные комплексы, которые позволяют в значительной степени имитировать производственный процесс. Целесообразно создавать такие ситуации, чтобы студенты/учащиеся имели возможность творчески подходить к решению практических задач, самостоятельно находить их оптимальные решения.

До общих закономерностей производственного обучения относятся: профессиональная обусловленность, связанная с наличием многих профессий и профессиональных групп; взаимосвязь производственного, учебного и воспитательного процессов; взаимодействие между человеком и техникой; интеллектуализация профессиональной деятельности квалифицированных рабочих; сочетание и рациональное чередование систем производственного обучения на отдельных этапах обучения; политехническая и профессиональная направленность производительности труда; совмещение профессий и овладение несколькими специальностями; единство социальных, профессиональных и индивидуальных качеств личности.

Производственное обучение имеет характерные особенности. Его основу составляют общеобразовательные, общетехнические и специальные знания, профессиональные умения и навыки. Фундаментальными принципами процесса производственного обучения является интеграция и дифференциация общеобразовательных и профессиональных знаний, кооперация трудовой деятельности, політехнізм, комплексность видов работ, системность обучения и т.д. Эффективность системы производственного обучения обеспечивается органической связью с предприятиями, если базовые предприятия и учреждения предоставляют необходимое оборудование, материалы; обеспечивают рабочие места и квалифицированных специалистов для консультирования.

Основные направления производственного обучения - создание условий для студентов/учащихся для овладения производственными процессами, социально-экономическими, научно-техническими и профессиональными знаниями, передовым опытом; воспитание конкурентоспособного специалиста, подготовленного к разнообразной деятельности. Критерий профессиональной подготовленности будущего специалиста - квалификация, а главные ее показатели - профессиональная мобильность, владение несколькими профессиями, способность к смене вида работы.

Производственное обучение может осуществляться непосредственно на предприятии, в специальных учебных центрах, а также в системе среднего и высшего специального образования.

На предприятии производственное обучение осуществляется собственными силами. Тогда его можно рассматривать как практическое и теоретическое обучение по избранной профессии в процессе производственной деятельности. Если производственное обучение осуществляется вне предприятия, то роль заказчика специалистов заключается в определении не только количества специалистов, но и направлений обучения, что закрепляется в соответствующих договорах на подготовку кадрів1.

Производственное обучение в учебных мастерских осуществляется через моделирование видов профессиональной деятельности. В условиях предприятий учебный процесс включается до производственного. Основная форма производственного обучения в учебном заведении - урок, а на предприятии - учебно-производственная работа и производственная практика. Промежуточная организационная форма - лабораторно-практические занятия, обеспечивающие взаимосвязь теоретического и производственного обучения. В структуре занятий доминируют упражнения, включающие инструктажи мастера производственного обучения (вводный; текущий, в основном индивидуальный; заключительный).

Разработаны различные типы систем производственного обучения. Они едины для всех специальностей, но применяются с учетом специфики профессии.

Предметная система производственного обучения возникла одновременно с развитием ремесленного производства и ремесленного студенчества и ориентировалась на индивидуальную деятельность тех, кто учится. Система была распространена в ремесленных училищах (с XVII в.). В процессе обучения студенты от изготовления простых изделий переходили к изготовлению более сложных. Однако система имела значительные недостатки, а именно: слабое закрепление трудовых навыков; неравномерность в изучении элементов трудового процесса (одни усваивались основательно, другие поверхностно); затруднения отбора изделий для осложненных операций.

Операционная система производственного обучения появилась в период мануфактурного производства. В ее основе лежит последовательное усвоение учащимися сначала отдельных операций, а затем приемов самостоятельной работы с изготовления простых изделий. Эта система давала возможность тем, кто учится, подготовиться к выполнению всех работ по профессии и значительно ускоряла процесс обучения. Большую роль в совершенствовании системы отыграл Д.К. Совєткін, который осуществил в 1868 г. анализ содержания труда рабочих станочных профессий. Им разработаны учебные программы производственного обучения, предполагающих последовательное изучение конкретных приемов и операций по обработке фрагмента детали, а не конечного изделия. Система Д.К. Совєткіна с учетом местных условий использовалась в профессионально-техническом образовании ряда стран Европы под названием "российской" и стала стимулом для разработки других средств обучения. Эта система также не лишена недостатков. Подход к процессу обучения как к простому сочетание отдельных изолированных операций оказался ошибочным, поскольку в результате ученики забывали приемы, изучали, при переходе к изготовлению цельного изделия и не видели результатов труда через значительные перерывы между изучением элементов трудового процесса и последующим их использованием. Это приводило к очень медленному формированию устойчивых умений.

Операционно-текущая система производственного обучения связана с развитием текущей системы организации производства и базируется на разделении технологического процесса на операции. Каждый ученик выполнял определенный вид работы, затем передавал деталь за постоянным маршрутом для дальнейшей обработки. Система позволяла овладеть приемами труда в условиях багатоверстатної системы и высокомеханизированного производства. Но такая организация производственного обучения не давала тем, кто учился, полного представления о производственный процесс, лишала возможности менять виды работы, значительно ограничивала развитие личности.

Операционно-предметная система производственного обучения базируется на изучении трудовых операций при изготовлении изделий с ростом сложности. Предложена она в 1887 г. директором Московского ремесленного училища С.А. Владимирским, который обратил внимание на возможность комбинирования приемов и операций в порядке возрастания сложности их выполнения. Аналогичная система была разработана мастером технической школы Балтийского судостроительного завода П.И. Устиновым. Несмотря на ряд усовершенствований, по сравнению с операционной, операционно-предметная система имела немало существенных недостатков, в частности: закреплялись отдельные навыки, а не их системы, тем самым выполнение работ при незначительных изменениях технологического процесса значительно затруднялось.

Система производственного обучения Центрального института труда (Москва) разработана в конце 20-х годов XX ст. Основным принципом этой системы стал деление трудового процесса на трудовые приемы, которые выполнялись в системе упражнений. На основании анализа содержания труда различных профессий были определены формы и методы трудового обучения. Каждому трудовому процессу отвечала специальная методика обучения (анализ двигательных навыков, письменные инструкции и тренажеры). Следовательно, у студентов создавались устойчивые автоматизированные умения и навыки, что было значительным преимуществом системы. Однако неучитывание в упражнениях реальных условий труда, механическое выполнение работ по строго регламентированной инструкцией, что исключает творческий подход, длительное обучение одного вида деятельности и отсутствие новых познавательных элементов были серьезными недостатками системы.

Операционно-комплексная система производственного обучения возникла в середине 30-х годов XX в. в отечественных школах фабрично-заводского ученичества и предусматривала усвоение обучающимися основных операций с чередованием комплексных работ, постоянно усложнялись. Овладение учащимися всеми приемами работы в комбинациях, которые возникают на производстве, давало большие возможности для использования этой системы производственного обучения. В то же время плохое развитие творческих способностей в трудовой деятельности и недостаточной взаимосвязь отдельных операций уже тогда противоречили темпам развития производства и осложняли переход к новым технологиям.

Приемно-комплексно-видовая система производственного обучения разработана К.Н. Катхановим (середина 70-х годов XX ст.). Основой системы является выделение важных элементов профессии - приемов труда, видов работ; обеспечение устойчивого овладения ими в пределах каждого вида деятельности и дальнейшей комбинации приемов в комплексы. В этой системе, в отличие от операционно-комплексной, основным элементом производственного обучения является не операция, а прием работы, что дает возможность применить систему для подготовки большинства рабочих профессий. Основной метод формирования умений и навыков - упражнение. Все элементы учащиеся выполняют под руководством мастера производственного обучения до полного усвоения и только после этого переходят к другому виду работ. На завершающей стадии подготовки по этой системе у студентов вырабатываются автоматические навыки производственной деятельности. Система имеет определенные особенности. Она построена на основании тщательного анализа содержания труда рабочих и обобщения уровня профессиональной подготовки, которого были достигнуты; раскрывает взаимосвязи всех элементов обучения. Система наилучшим образом способствует переносу технологического и трудового процессов в учебно-производственную деятельность студентов/учеников. Недостатками приемно-комплексно-видовой системы есть трудности в отборе отдельных приемов для каждого вида работы, которые, в свою очередь, включают несколько способов их выполнения, что часто нарушает последовательность действий работника; изменения приемов работы в зависимости от используемых, техники, технологии и организации труда, тем самым вызывая нестабильность методики обучения.

Проблемно-аналитическая система разработана С.Я. Батишевим для производственного обучения в условиях автоматизации производства и новых производственных специальностей, в которых преобладают интеллектуальные знания и навыки. Цели - формирование в рабочих расчетных, управленческих, диагностических, коммуникативных навыков. Базируется на распределении содержания обучения на учебные проблемы и элементы трудового процесса; определении соответствующих функций для регулирования технологических процессов и оборудования; овладении умениями и навыками в определенной последовательности, обусловленной реальными условиями производства и характеру участия в нем рабочего.

В проблемно-аналитической системе каждая учебная проблема является самостоятельной задачей. Производственное обучение включает общее ознакомление с технологическим процессом, выделение проблем, установление связи между ними, изучение каждой проблемы в отдельности, анализ учебной ситуации. Система предусматривает три периода обучения: изучение и тренировка в выполнении отдельных ситуаций, проблемы в целом, усвоение всего технологического процесса, когда студенты/ учащиеся самостоятельно выполняют все задания. В каждом периоде выделяются этапы решения интеллектуальных задач (одна из основных функций системы) и самостоятельная работа под руководством инструктора. Студенты/учащиеся овладевают приемами умственной деятельности (планирование, наблюдение, выделение признаков, дифференциация, систематизация и обобщение фактического материала и т.д.), приобретают навыки контроля и самоконтроля, что свидетельствует об их развитии и готовность заниматься более сложными проблемами. К недостаткам системы следует отнести сложность запоминания последовательности выполнения действий студентами/учениками распознавания основных и вторичных ситуаций и перенос полученных навыков на новые виды деятельности.

Процессуальная система производственного обучения предложенная А.Е. Шильниковою (начало 70-х годов XX ст.). Она основывается на изучении характера и содержания труда рабочих химической промышленности, ее сущность - овладение профессией широкого профиля (на основании классификации учебного материала по процессуальным признакам) и средствами управления и обслуживания типовых групп процессов. В практическом обучении студенты/учащиеся получают общепроизводственные навыки. Система базируется на анализе структурных компонентов производства и научном познании общепроизводственных закономерностей, на качественных изменениях труда рабочих высокомеханизированных и автоматизированных производств. К содержанию производственного обучения входит усвоение общих средств планирования трудовой деятельности, технологических приемов и последовательности их выполнения, формирование умений и навыков анализа производственного задания.

Процесс производственного обучения на предприятиях состоит из ознакомления с типичными группами технологических процессов, производственной специализации и самостоятельной работы. Производственное обучение осуществляется тремя этапами: подготовительным (занятия в мастерских, на тренажерах и т.д.), основным (специализация студентов/учеников) и заключительным (самостоятельное ведение технологического процесса). Но, несмотря на весомые преимущества, система имеет ряд существенных недостатков, а именно: возможность использования преимущественно в условиях, требующих высокого уровня материально-технического оснащения производства, использование отдельных тренажеров, что не позволяет сформировать целостную систему профессиональных умений, а следовательно, не обеспечивает возможность производственной деятельности на уровне профессионального мастерства с первых дней самостоятельной трудовой деятельности.

Интегративно-модульная система разработана А.П. Бєляєвою (80-е годы XX ст.) на основе теории профессионально-педагогической интеграции, объединяющая основные сферы науки, образования и производства. Интеграция обеспечивает высокий уровень производственного обучения работников, стимулирует их к творческой работе.

Содержание производственного обучения по группам профессий формируется на основании анализа видов производства и трудовой деятельности квалификационных рабочих различных профилей. Учебные планы и программы включают разделы: общий, интегрированный для группы профессий (общеобразовательные, общетехнические и общепрофессиональные предметы) и дифференцированный (специальные учебные предметы и факультативы). Распространена интеграция содержания производственного обучения для групп профессий одной отрасли народного хозяйства или промышленного комплекса.

Процесс производственного обучения по интегративно-модульной системой состоит из обучения всей группы профессий по общей программе, а потом отдельных профессий (или 2-3) из модульной подготовки. Под модулями понимают комплексы операций, трудовых и технологических процессов, присущих профессиям, которые входят в группу. Модульное обучение осуществляется преимущественно в период систематизации навыков в определенной части технологического процесса или во время усвоения навыков работы на новом оборудовании, а также с целью лучшего овладения конкретными умениями. Используются учебные автоматизированные системы, моделирование производства, процесса на всех стадиях производственного обучения. Основные трудности - отсутствие интеграции с некоторыми видами профессий, плохое комплексное обеспечение материально-технической базы, недостаточное количество квалифицированных педагогических кадров, недостаточная разработанность интегрированного содержания обучения.

Как свидетельствует проведенный анализ, системы производственного обучения постоянно усложнялись в зависимости от состояния производства. Каждая из них имела определенные преимущества и недостатки, соответствовала существующему уровню развития техники, технологии, системы организации труда, трудовых ресурсов. С усложнением производства, появлялась потребность в новых знаниях, умениях и навыках, в возможности рабочей силы быстро переквалифицироваться и менять род занятий, поэтому каждая новая система впитывала опыт предыдущей и учитывала новые тенденции, что обеспечивало эффективную подготовку квалифицированных специалистов для всех сфер народного хозяйства.

Как было указано выше, производственное обучение целесообразно разделить на три периода:

1. Период упражнений (демонстрируются, усваиваются и закрепляются типичные приемы и операции).

2. Период выполнения учебно-производственных задач (с помощью типовых приемов и операций выполняется ряд заданий и их комбинаций с постоянным усложнением).

3. Период самостоятельной работы (студенты/учащиеся самостоятельно выполняют работы на рабочем месте, где они будут работать после обучения). Этот период заканчивается квалификационным экзаменом и присвоением соответствующего тарифно-квалификационного разряда, класса, звание и т.д.

Во время производственного обучения инструктор передает свой опыт по использованию эффективных механизмов тренинга в условиях, приближенных к реальным, а студент/ученик воспринимает этот опыт - учится работать. В течение обучения инструктор предоставляет ученику все большей самостоятельности, продвигаясь от объяснений к текущим замечаниям, напоминаниям и советам.

Производственное обучение сопровождается теоретическим обучением, при котором изучаются основы знаний, необходимые для сознательного выполнения производственных работ и полезны специалисту для дальнейшего карьерного роста. Они предоставляют студенту/учащемуся знание технологии, понимание смысла и правил выполнения работ.

Для теоретических занятий организуются группы рабочих (5 - 30 человек), обучающихся по одной или родственным специальностям.

Теоретические занятия проводят квалифицированные специалисты по программе и определенному расписанию, что обеспечивает окончания занятий до начала третьего периода производственного обучения. Студент выполняет самостоятельную работу с пониманием ее теоретических основ, использует приобретенные теоретические знания на практике.

Практическая часть целесообразно начинать с вводного инструктажа мастера производственного обучения, на котором инструктор старается максимально подготовить студента/ученика, к практической работе, большое внимание обращая на связь теоретических знаний с практикой; показывает приемы и средства выполнения производственного задания в полном объеме медленно; демонстрирует отдельные приемы; останавливается на наиболее характерных моментах; разделяет один из приемов на элементы и демонстрирует средства их выполнения. В ходе выполнения учебных упражнений происходит закрепление приобретенных студентами умений, формирование профессиональных навыков с растущими требованиями к темпу работы, производительности, уровня самоконтроля.

Основным документом, определяющим содержание, объем и целесообразную последовательность обучения, является учебная программа. Она предполагает систематическое, последовательное освоение техники и технологии, методов труда на основе достоверных теоретических данных, то есть взаимосвязь производственного и теоретического обучения.

Любой вид обучения происходит по учебным программам. Право на утверждение учебной программы принадлежит главному инженеру или лицу, которое исполняет его обязанности, если речь идет об обучении рабочих, и руководителю учебного заведения при условии согласования с Министерством образования и науки, если речь идет о студентах.

Учебные программы могут разрабатываться как наиболее квалифицированными специалистами, преподавателями, так и сторонними лицами на договорной основе. Программа строится так, чтобы все новое базировалось на уже известном и студент/ученик постепенно переходил от простого к сложному. Каждая программа должна содержать: пояснительную записку; производственно-квалификационную характеристику по профессии и квалификации; тематический план и программу теоретического обучения; тематический план и программу практического обучения; список рекомендуемой литературы и наглядных посібників1.

Сама идея производственного обучения базируется на концепции "обучение в течение всей жизни", под которой понимаем непрерывный процесс самообразования и организованного обучения в процессе производственной деятельности. Каждый специалист должен понимать, что освоив свою специальность, он не может останавливаться. Любая перемена означает деградацию мастерства, потерю профессиональных навыков. И именно в этом случае производственное обучение становится полезным как система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Перед системой управления персоналом на предприятии возникает ряд задач: выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров; определение потребности в обучении кадров по отдельным видам работы; правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации; выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качественного обучения; выделение средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с необходимым качеством. Сравнение задач подготовки новых специалистов и повышения квалификации рабочих приведены в табл. 3.5.

Производственное обучение базируется на таких принципах:

- обучение на уровне потребностей передовой техники производства, который предполагает основательное знание научных основ производства; использование в процессе обучения современных машин и механизмов, передовых технологических процессов и средств труда;

Таблица 3.5. Задачи производственного обучения

В ходе подготовки новых специалистов

В ходе повышения квалификации

специалистов

Обучение профессиональных навыков студентов

Совершенствование профессиональных навыков

Изучение рациональных приемов труда на основе опыта передовых предприятий

Усвоение новых, более сложных работ и навыков

Усвоение норм выработки, достижение качественных показателей

Освоения новой техники и технологии, изучение передовой организации производства

Усвоение правил техники безопасности

Усвоение новых средств и методов труда и ее организация

- обучение на основе производственного труда, что реализуется путем строгого соблюдение программ производственного обучения; выполнение производственных общественно полезных работ в процессе обучения; сочетание обучения в учебных мастерских с участием в производстве;

- наглядность обучения, осуществляется путем проведения экскурсий, показ технологических, трудовых процессов и их элементов, демонстрации фильмов и т.д.; постоянного пополнения учебных аудиторий наглядными пособиями и совершенствование методов их использования;

- систематичность и последовательность в обучении, что достигается путем строгого соблюдения системы обучения по программе; постоянного перехода от известного к неизвестному материала, от простых до сложных работ; правильного отбора упражнений и учебно-производственных программ и заданий;

- доступность и посильність обучения, учета возрастных и индивидуальных особенностей студентов/учащихся, что предполагает взвешенное дозирование учебного материала; использование разнообразных методов обучения в зависимости от характера учебного материала и своевременное оказание помощи студентам/учащимся; установление норм времени для студентов/учащихся в зависимости от периодов обучения;

- высокий уровень усвоения знаний и навыков, которое происходит путем яркого объяснения и показа; систематического повторения и усложнения изучаемого материала, преподавания его в различных сочетаниях; максимальной активности и самостоятельности студентов/ учащихся во время выполнения ими задач.

Сегодня производственное обучение осуществляются по такой схеме: учебные заведения и профессиональные учреждения являются независимыми организациями, между которыми могут (или не могут) быть установлены прямые связи, что должны помогать работе как учебного заведения, так и профессиональной учреждения (в формах прохождения производственной практики, целевой подготовки работников учебного заведения на производстве, повышения квалификации рабочих в учебном заведении и тому подобное). Положительными чертами указанной схемы для подготовки и переподготовки специалистов е фиксированность мест практики (в рамках возобновления договоров с базовыми предприятиями и учреждениями); соответствие форм и содержания производственного обучения стандартизированным учебным планам (учебных заведений и отделов подготовки профессиональных учреждений); наличие у обеих сторон подробного методического обеспечения.

В таком случае нет и не может быть непредвиденных проблем в процессе подготовки специалистов (в данном случае - производственного обучения). Но при одном условии - стабильности и непрерывности сотрудничества учебного заведения и учреждения профессиональной.

Но статистика свидетельствует, что большинство производств не функционирует в связи с кризисами производства и, соответственно, сокращением финансирования учебных программ, расходов на подготовку и переподготовку кадров. Иначе говоря, сегодня связи учебного заведения и учреждения профессиональной деформируются, что приводит к разрушению производственного обучения в виде традиционной производственной практики. Производственное обучение сегодня должно быть построено с учетом изменившейся ситуации. Специалисту-выпускнику необходима программа профессионального роста и развития, что способствует его профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.

Итак, производственное обучение должно учитывать сложные условия настоящего определенное состояние науки, техники, технологии, возможность обучения в течение всей жизни, предоставление системы знаний, которая может быстро адаптироваться к любым изменениям производства, помогать студентам/учащимся конкретизировать полученные знания и использовать их в ходе выполнения различных видов производственных работ, подготовить студентов/учащихся к самостоятельной трудовой жизни и конкурирования на рынке труда быстро меняется.

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

процесс и уч. предмет в системе проф. подготовки. Основу содержания предмета «П. о.» составляют гл. элементы производств. процесса (в условиях мастерских, цехов предприятий и т. п.), они взаимосвязаны не только между собой, но и с пед. принципами и методами воспитания личности, а также с психофизиол. особенностями профессии, возрастными возможностями учащихся.

П. о. включает теоретич. часть - знание основ наук, техники, технологии, организации и экономики конкретной отрасли и отд. произ-в; умение применять эти в проф. деятельности; практич. часть (цель - приобщение учащихся к производств. процессу): вводный курс; уч.-производств. работу в мастерских, лабораториях, на полигонах уч-щ, в уч. и производств. цехах предприятий; производственную практику.

П. о. как учебный процесс осуществляется мастерами производств. обучения. Важная задача проф. подготовки - приблизить П. о. к реальному произ-ву. Решить эту задачу помогают совр. тренажёры (комплексные, универсальные и т. п.), электронно-вычислит. техника, спец. мастерские, лаборатории, уч. науч.-производств. комплексы, позволяющие в Значит. степени имитировать производств. процесс.

К общим закономерностям П. о. относятся: проф. обусловленность, связанная с наличием множества профессий и проф. групп; взаимосвязь производств., уч. и воспитат. процессов; взаимодействие между человеком и техникой; интеллектуализация проф. деятельности квалифициров. рабочих; совмещение и рациональное чередование систем П. о. на отд. этапах обучения; политехн. и проф. направленность производит, труда; совмещение профессий и овладение неск. специальностями, единство социальных, проф. и индивидуальных качеств личности.

П. о. обладает также характерными особенностями. Его основу составляют общеобразоват., общетехн. и спец. знания, проф. и навыки производит, труда. Фундаментальные принципы процесса П. о.: интеграция и дифференциация общеобразоват. и проф. знания, кооперация трудовой деятельности, политехнизм, комплексность видов работ, системность обучения и др.

Осн. направления П. о.: создания условий учащимся для овладения производств. процессами, социально-экон., науч.-техн. и проф. знаниями, передовым опытом, конкурентоспособного рабочего, подготовленного к разнообразной деятельности. Критерий проф. подготовленности будущего рабочего - , а гл. её показатели - проф. мобильность, владение неск. профессиями, способность к перемене труда.

П. о. в уч. мастерских осуществляется через видов проф. деятельности, в условиях предприятий уч. процесс включается в производственный. Осн. форма П. о. в уч. заведении - , а на предприятии - уч.-производств. работа и производств. практика. Промежуточная орг. форма - лабора-торно-практич. занятия, обеспечивающие взаимосвязь теоретич. и производств. обучения. В структуре занятий доминируют упражнения, включающие инструктажи мастера П. о. (вводный; текущий, в осн. индивидуальный; заключительный).

Разработаны многообразные типы систем П. о. Они едины для всех специальностей, но применяются с учётом специфики профессий.

Предметная система П. о. возникла с развитием ремесл. произ-ва и ремесл. ученичества и ориентировалась на индивидуальную учащихся. Занимала ведущее место в ремесл. уч-щах (с 17 в.), в процессе обучения учащиеся от изготовления простейших изделий переходили к более сложным. Недостатки системы: слабая закрепляемость трудовых навыков; неравномерность в изучении элементов трудового процесса (одни усваивались основательно, другие - поверхностно); трудность отбора изделий для усложнённых операций.

Операционная система П. о. появилась в период развития мануфактурного произ-ва. В её основе - последо-ват. учащимися сначала отд. операций, а затем приёмов самостоят. работы по изготовлению простейших изделий. Эта система позволяла учащимся подготовиться к выполнению всех работ по профессии и значительно ускоряла . Большую в совершенствовании системы сыграл Д. К. Советкин, осуществивший в 1868 науч. содержания труда рабочих станочных профессий. Им разработаны уч. программы П. о., предусматривавшие последоват. изучение конкретных приёмов и операций по обработке фрагмента детали, а не законченного изделия. Система Советкина с учётом местных условий была использована в проф.-тех. образовании ряда стран Европы под названием «русской» и послужила стимулом для разработки др. способов обучения. Недостаток системы - подход к процессу обучения как к простому соединению отд. изолиров. операций. В результате учащиеся забывали изученные приёмы при переходе к изготовлению цельного изделия и не видели результатов труда из-за Значит. перерывов между изучением элементов трудового процесса и дальнейшим их применением, поэтому медленно формировались прочные и устойчивые умения.

Операционно-поточная система П. о. связана с развитием поточной системы организации произ-ва и основана на разделении технол. процесса на операции, при к-ром каждый ученик выполняет один вид работы, затем передаёт деталь по постоянному маршруту для последующей обработки. Позволяла овладеть приёмами труда в условиях многостаночной системы при высокомехани-зиров. произ-ве.

Операционн о-п редметная система П. о. является усовершенствованным вариантом операц. системы. Основана на изучении трудовых операций при изготовлении изделий возрастающей сложности. Предложена в 1887 директором Моск. ремесл. уч-ща С. А. Владимирским, обратившим на возможность комбинирования приёмов и операций в порядке возрастания сложности их выполнения. Аналогичная система была разработана мастером техн. школы балтийского судостроит. завода П. И. Устиновым. Недостаток систем: закрепляемость лишь отд. навыков, а не их системы, что затрудняет выполнение работы при незначит. изменениях в технол. процессе.

Внедрение операц. систем потребовало разработки спец. методики обучения ручному труду. Одним из первых предложил методику преподавания ручного труда О. Соломон (Швеция) в учительской , впоследствии ставшей междунар. центром для учителей по ознакомлению с организацией трудового обучения. Преподавание труда вошло в обязат. предметы в уч. заведениях Германии (с 1881), США (с 1887), России (с 1888), в нар. и учительских школах Франции (в . 19 в), в учительских колледжах Велико британии (с 1901, в высш. нач. уч-щах с 1902) В России методику обучения труду пропагандировал преподаватель Петерб учительского ин-та К Ю Цируль, под руководством к-рого было подготовлено метод пособие по преподаванию ручного труда Цируль совм. с H В Касаткиным разработали программу II о, широко распространившуюся в рос. школе

Система II о Центрального института труда, ЦИТ (Москва) В кон. 20-х гг. 20 в ЦИТ разработал систему II о, заключающуюся в разделении трудового процесса на трудовые приемы, выполняемые в системе упражнений На основе анализа содержания труда разл. профессий были определены формы и методы трудового обучения Каждому трудовому процессу соответствовала спец. методика обучения (анализ двигат навыков, письменные инструкции и тренажеры) Преимущество системы - создание у учащихся прочных автоматизиров умений и навыков, недостатки - отрыв упражнений от реальных условий труда, механич. выполнение работ по строго регламенти-ров инструкции, препятствующей творческому подходу, длит одному виду деятельности и отсутствие новых познават. элементов (см также ст А К Гостев)

Операционно - комплексная система II о возникла в сер. 30-х гг. в отеч. школах фабрично-заводского ученичества и предусматривала освоение учащимися осн. операций с чередованием постоянно усложняющихся комплексных работ (выполнение 3-4 операций и соответственно одной комплексной работы, затем освоение более сложных приемов и последу ющих комплексов и т. д.) Преимущество системы - овладение учащимися всеми приемами труда в сочетаниях, встречающихся на произ-ве Недостатки системы - слабое развитие творческих начал в трудовой деятельности, формирование приемов, не встречающихся в упражнениях в чистом виде, недостаточная взаимосвязь отд. операций и их комплексов и др

Приемно - комплексно-видовая система II о разработана К H Катхановым (сер. 1970-х гг.) и заключается в выделении важнейших элементов профессии - приемов труда, видов работ и в обеспечении прочного овладения ими в пределах каждого вида деятельности и последующего сочетания приемов в комплексы В отличие от опе-рац -комплексной системы, в этой системе осн. элементом II о является не операция, а прием работы, что позволяет применять систему для подготовки большинства рабочих профессий Осн. метод формирования умений и навыков - Все элементы учащиеся выполняют под руководством мастера производств обучения до полного освоения и только после этого приступают к др. виду работы На завершающей стадии обучения у учащихся вырабатываются автоматич навыки производств деятельности К особенностям системы относятся ее построение на основе тщательного анализа содержания труда рабочих и обобщения достигнутого уровня проф. подготовки, раскрытие взаимосвязи всех элементов обучения Она наилучшим образом способствует переносу технол и трудового процессов на уч. -производств деятельность учащихся Недостатки - трудности в отборе для каждого вида работы отд. приемов, к-рые, в свою очередь, включают неск способов их выполнения, что часто нарушает последовательность действий рабочего, изменение приемов работы в зависимости от применяемой техники, технологии и организации труда, что вызывает нестабильность методики обучения

Проблемно - аналитическая система II о разработана С Я Батышевым для II о в условиях автоматизации произ-ва и появления рабочих профессий, в к-рых преобладают интеллектуальные знания и навыки Преследует цели формирования у рабочих расчетных, управленческих, диагностич, коммуникативных навыков Состоит в разделении содержания обучения на уч проблемы и элементы трудового процесса и в определении соответствующих функций по регулированию технол процессов и оборудования, овладению умениями и навыками в определенной последовательности, обусловленной реальными условиями произ-ва и характером участия в нем рабочего Каждая уч проблема является самостоят. заданием II о включает последоват общее знакомство с технол процессом, выделение проблем, установление связи между ними, изучение каждой проблемы в отдельности, анализ уч ситуаций Система предусматривает 3 периода обучения изучение и упражнения в выполнении отд. ситуаций, проблемы в целом, освоение всего технол процесса, когда учащиеся самостоятельно выполняют все задания В каждом периоде выделяются этапы решения интеллектуальных задач (одна из осн. функций системы) и самостоят. работа под руководством инструктора Учащиеся овладевают приемами умственной деятельности (планирование, выделение признаков, дифференциация, и обобщение фактич материала и др), приобретают навыки контроля и самоконтроля, что свидетельствует о их развитии и готовности заниматься более сложными проблемами Однако учащимся трудно запоминать последовательность выполнения действий, отличать осн. ситуации от второстепенных и переносить обретенные навыки на новые виды деятельности Система широко применяется при подготовке рабочих машиностроит.профиля

Процессуальная система II о предложена А Е Шильниковой (нач. 1970-х гг.) на основе изучения характера и содержания труда рабочих хим пром-сти Ее сущность - овладение профессией широкого профиля (на основе классификации уч материала по процессуальному признаку) и способами управления и обслуживания типичных групп процессов (тепло- и массообмен-ных, химических и др) В практич.обучении учащиеся получают общепроиз-водств навыки Система опирается на анализ структурных компонентов произ-ва и науч. общих производств закономерностей, на качественные изменения труда рабочих высокомеханизи-ров и автоматизиров произ-ва В содержание II о входит освоение общих способов планирования трудовой деятельности, технол приемов и последовательности их выполнения, формирование умений и навыков анализа производств задания

Процесс II о в цехах предприятий состоит из ознакомления с типичными группами технол процессов, производств специализации и самостоят. работы II о осуществляется по периодам подготовительный (занятия в мастерских, на тренажерах и т п), основной (специализация учащихся) и заключительный (самостоят. ведение технол процесса) Недостатки системы - возможность применения гл. обр. в условиях, требующих высокого уровня мате-риально-техн оснащения произ-ва, использование отд. тренажеров, не позволяющих создать целостную систему проф. умений

Интегративно - модульная система разработана А II Беляевой (1980-е гг.) на основе теории проф. -пед.интеграции, объединяющей осн. сферы науки, образования и произ-ва Интеграция обеспечивает высокий уровень II о рабочих кадров, стимулирует рабочих к творческому производит труду

Содержание II о по группе профессий формируется на основе анализа видов произ-ва и трудовой деятельности квали-фициров рабочих разл. профилей Уч планы и программы включают разделы общий, интегрированный для группы профессий (общеобразоват, общетехн и общепроф. предметы) и дифференцированный (спец. уч предметы и факультативы) Широкое распространение получила интеграция содержания II о для групп профессий одной отрасли нар. х-ва или пром комплекса (машиностроит. топливно-энергетического и т п)

Процесс Пав интегративно-модуль-ной системе состоит из обучения всей группе профессий по общей программе, а затем - отд. профессиям (или 2-3) на основе модульной подготовки Под модулями понимаются комплексы операций, трудовых и технол процессов, свойственных профессиям, к-рые входят в группу Модульное обучение осуществляется гл. обр. в период систематизации навыков в определенной части технол процесса или при освоении нового оборудования, а также в целях более глубокого

освоения конкретных умений. Используются автоматизиров. обучающие системы, моделирование производств. процесса на всех стадиях П. о. Интегративно-модульная система постепенно внедряется в уч. процесс ПТУ, переходящих на подготовку рабочих по группам профессий. Осн. трудности - отсутствие по нек-рым видам профессий интеграции, слабое комплексное обеспечение материально-техн. базы, нехватка квалифициров. пед. кадров, недостаточная разработанность интегрированного содержания обучения. Лит.: Дидактика производств. обучения, М., 1973; Организация и методика производств. обучения, М., 1978; Основы методики комплексного подхода к содержанию образования в ср. проф.-тех. уч-щах, под ред. А. П. Беляевой, М., 1979; Б а т ы III с в С. Я., Науч. организация уч.-воспитат. процесса, M.; его же, Производств. , M.; Шапоринский С. А., Вопросы теории производств. обучения, М., 1981; Я куб а Ю. А., Взаимосвязь теории и практики в уч. процессе ср. проф.-тех. училищ, М., 1985; Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся ср. проф.-тех. уч-щ, М., 1986; Новиков А. М., Процесс и методы формирования трудовых умений, М., 1986; К а т х а и о в К. Н., Пед. основы производит, труда, M.; Скакун В. А., Преподавание курса «Организация и методика производств. обучения», М., 1990.

А. П. Беляева.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ" в других словарях:

    ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ - 1) составная часть профессионального образования.2) Подготовка рабочих и повышение их квалификации непосредственно на производстве (в Российской Федерации главным образом в группах и на краткосрочных курсах с присвоением тарифно квалификационного … Большой Энциклопедический словарь

    производственное обучение - 1) составная часть профессионального образования. 2) Подготовка рабочих и повышение их квалификации непосредственно на производстве (в Российской Федерации главным образом в группах и на краткосрочных курсах с присвоением тарифно… … Энциклопедический словарь

    производственное обучение - rus производственное обучение (с) eng on the job safety training fra formation (f) à la prévention sur le tas deu Sicherheitsausbildung (f) am Arbeitsplatz spa formación (f) en materia de seguridad en el empleo … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

    Производственное обучение - практическое и теоретическое обучение по избранной профессии в процессе производственной деятельности. 1) Составная часть профессионально технического образования (См. Профессионально техническое образование) (в учебных планах… … Большая советская энциклопедия

    Производственное обучение - учебный предмет в системе профессиональной подготовки. Включает теоретическую часть знания основ наук, техники, технологии, организации и экономики в конкретной отрасли и отдельных производств и практическую часть учебно производственную… … Педагогический терминологический словарь

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ - главный компонент педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении, основной целью которого является формирование у учащихся основ профессионального мастерства в определенной области …

    ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ - форма первичной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников ручного труда в промышленности или сфере обслуживания, практикуемая непосредственно на предприятиях. Теоретические занятия проводятся со всей группой … Профессиональное образование. Словарь

Руководитель учебного центра на производственном предприятии должен обладать большим массивом информации из разнообразных источников: государственных органов, образовательных учреждений и, конечно, непосредственно от самих рабочих. Важно понять цели и задачи обучения на производстве. С чего начать? Читайте в новой статье.

Когда я впервые пришла работать на производственное предприятие руководителем учебного центра, чувствовала себя словно турист, заблудившийся в чужой стране, в незнакомом городе. Всё было не так, как в прошлом опыте руководителя государственного образовательного учреждения, не так, как читала в книжках, не так, как меня учили в институте и на курсах повышения квалификации. Сколько новых слов и понятий обрушилось на меня: «атомка», Ростехнадзор, НАКС, охрана труда, ядерная безопасность, ПНАЭГ и т.д. Как в этом разобраться?!

Опытный проводник, с улыбкой, обращается к группе туристов, в горах:

- Смотрите, это опасное место. Осторожно, не сорвитесь. Ну, а если уж это случилось, то, падая, обязательно посмотрите направо - редкой красоты пейзаж!

В интернете много рекомендаций для заблудившихся туристов. Мне понравилась памятка «Что взять с собой, если Вы намерены заблудиться»: обязательно понадобится карта и фонарик. Некоторые правила подходят и для начинающего руководителя, которому доверили настроить процесс обучения производственного персонала. Остановлюсь на пяти из них. Остальные прочтите в интернете и при желании адаптируйте под себя.

Правило первое «Без паники!»

Говорят, «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Чтобы почувствовать себя уверенней в новом месте, в первую очередь возьмем управление в свои руки, оглядимся вокруг и найдем ориентиры. Туристам-«потеряшкам» рекомендуют определить местонахождение по карте. Организационная структура предприятия сойдет за «карту местности». На ней видно, кому я подчиняюсь, кому подчиняется мой непосредственный руководитель, какое место занимает отдел, в котором я работаю, с кем взаимодействовать и по каким вопросам.

Здорово, что на предприятии, куда я впервые попала, найти нужного сотрудника можно было на корпоративном электронном ресурсе, посмотреть на фотографии, как он выглядит, в чьем подчинении работает, по каким контактам связаться. Внутреннюю «карту» процессов отдела пришлось складывать из того, что мне говорили руководители и коллеги, отыскивая в «Консультант плюс» нормативные акты, способные прояснить картинку.

Правило второе: «Не заплутай еще больше!»

Турист спрашивает местного жителя:

- Вы не подскажете, как мне побыстрее попасть вон на ту гору?

- Минуточку, сейчас отвяжу свою собаку…

Четыре вопроса - как четыре ножки у стола, помогли мне найти опору в действующей на предприятии системе подготовки кадров:

  • Что делаем?
  • Как делаем?
  • Кто делает?
  • Сколько стоит то, что мы делаем?

1. Что делаем?

Например, подготовка рабочих включает три основных направления:

  1. Обучение и проверка знаний в области промышленной безопасности, охраны труда. В Постановлении Правительства РФ №263 от 10.03.1999 говорится, что это вопросы отдела охраны труда, но иногда их отдают на отработку дирекции по персоналу. Здесь не будем спорить, кто кому и что должен, а разберемся, чтобы в дальнейшем чувствовать себя уверенно и комфортно.
  2. Обучение рабочим профессиям.
  3. Оценка квалификационного уровня рабочих (иначе - «повышение разрядов»).

2. Как делаем?

Обучение рабочих (даже инструктаж) включает в себя теоретическое и практическое обучение. Практику организуют на рабочих местах начальники цехов в форме стажировки, закрепляя ученика за наставником с квалификационным разрядом выше третьего, иногда роль наставника выполняет мастер или бригадир.

На экзамене комиссия проверяет теоретические знания и практические навыки - для этого рабочий выполняет в цехе пробную (квалификационную) работу.

Технологии обучения и проверки знаний используются как традиционные - «из уст в уста», так и современные, с электронными средствами, симуляторами и т.д. Это зависит от уровня экономического развития отдельно взятого предприятия и целесообразности.

3. Кто делает?

Когда нет возможности провести обучение внутренними ресурсами, обучают во внешних образовательных центрах, потому что нет образовательной лицензии, нет соответствующих «носителей» знаний - преподавателей, обучение (аттестация) в специализированных центрах регламентируется нормативным актом. Набирая большую по количеству группу, провайдера (как юридическое, так и физическое лицо) приглашают обучить сотрудников на территории предприятия.

Для организации внутреннего обучения преподавателями выступают сотрудники предприятия по согласованию с их непосредственными руководителями.

4. Сколько стоит организуемое обучение?

Стоимость услуг внешних провайдеров договорная или на основании официального прайса. В основу бюджета внутреннего обучения включают оплату преподавателей и наставников и расходные материалы (тетрадки, ручки, тиражирование раздаточных материалов, тестов, блокноты для флипчарта).

Правило третье: «Язык до Киева доведет!»

Заявление от работника:

На мой взгляд, этот анекдот отражает суть работы учебного центра на производственном предприятии. Поначалу я не понимала, почему мы с производственными руководителями иногда не понимаем друг друга? Вроде на одном языке разговариваем. Они говорят про обучение и я про обучение, они про аттестацию персонала и я про аттестацию, они про повышение квалификации и я про то же. Когда же я стала внимательней вслушиваться в то, что говорят производственники, оказалось, что слова-то мы употребляем одинаковые, да вот смысл в них вкладываем разный!

Процесс

Понимание службой персонала

Понимание производственным персоналом

Обучение персонала

Процесс приобретения знаний, умений, навыков

Получение «корочки» для допуска к работам

Аттестация персонала

Оценка (проверка) уровня знаний и умений в соответствии с требованиями к занимаемой должности

Оформление документов (протоколов, удостоверений)

Повышение квалификации

Обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников

Повышение квалификационного разряда/категории с целью повышения заработной платы

Развитие персонала

Комплекс мероприятий службы управления персоналом, включающий в себя обучение, оценку, адаптацию, карьерное планирование и др.

Абстрактное понятие

Язык до Киева доведет, главное - говорить на одном языке с теми, кто поможет приблизиться к цели.

Правило четвертое «Обратись к стражу порядка!»

«Стражи порядка» для сотрудников учебного центра - нормативные акты, в том числе внутренние стандарты, такие, как:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Закон «Об образовании в РФ»;
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам;
  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
  • Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих;
  • РД-3-19-2007 «Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»;
  • РД-3-20-2007 «Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»;
  • Типовая инструкция об организации проведения квалификационных экзаменов при профессиональном обучении рабочих на производстве (документ утратил силу);
  • Порядок обучения по охране труда;
  • Методические рекомендации по организации обучения по пожарной безопасности;
  • Постановление Правительства РФ «О подготовке населения в области защиты ЧС»;
  • Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства.

Для работы со студентами:

  • Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования;
  • Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования;
  • Порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении;
  • Порядок создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность;
Ниже приведена таблица, которая помогла мне сориентироваться в видах обучения и аттестации персонала. Только нужно не лениться и периодически обновлять информацию, так как законодательство постоянно меняется.

Таблица 1. Виды обучения* (требует актуализации в соответствии с законодательными требованиями на сегодняшний день).

Формы обучения

Программы

Аудитория

Документ

(на выходе)

Профессиональное обучение

Обучение рабочим профессиям

После прохождения теоретического курса обязательна стажировка (практическое обучение)

Специалисты (преподаватели, мастера производственного обучения) должны иметь педагогическую подготовку и аттестованы в Ростехнадзоре по преподаваемой дисциплине

Свидетельство

Повышение квалификации

Программы в объеме от 16 до 250 часов

Руководители, специалисты, рабочие

Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно

Удостоверение

Профессиональная переподготовка

Программы в объеме свыше 250 часов

Руководители, специалисты

Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно

Специальная подготовка (технические курсы)

ПНАЭ Г-7-003

Сварщики

Не требуется

ПНАЭ Г-7-010

Контролеры

Согласование программ с головной материаловедческой организацией

Не требуется

Подготовка по безопасности в атомной энергетике

Руководители, специалисты

Внутренний стандарт предприятия

Не требуется

Подготовка по промышленной безопасности

Руководители, специалисты

Программы, согласованные с Ростехнадзором

Не требуется

Охрана труда

Руководители, специалисты

Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно

Удостоверение

Обучение проводит непосредственный руководитель

Запись в журнале

Пожарно-технический минимум

Руководители, специалисты, электрогазосварщики

Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно

Согласование программ с МЧС России

Удостоверение

Гражданская оборона

Руководители

Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно

Удостоверение

Правило пятое «Найди других туристов!»

Совет для тех, кто не хочет «заблудиться» в управлении заводским учебным центром - найти себе подобных, чтобы пообщаться, обменяться опытом, узнать последние новости в профессиональной сфере. Места скопления «HR-туристов» - это специализированные конференции, семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы. На курсах повышения квалификации слушатели с жадностью изучают опыт коллег, разговаривая в перерывах и после лекций. На конференциях совершают виртуальное путешествие по HR-достопримечательностям, анализируя наработанный опыт и отвечая на вопросы: что я правильно делаю, что скорректировать, куда стремиться и какие они - HR-вершины заводского учебного центра.

Производственное обучение способствует формированию определенных навыков и умений, необходимых для повышения эффективности труда. Об организации, программе и плане пойдет речь в материале статьи.

Из статьи вы узнаете:

Программа производственного обучения: основная информация

Производственное обучение - это практическое и теоретическое обучение профессии в процессе производственной деятельности. На него отводится около 50% времени. Обучение происходит под контролем мастера, который должен:

  • создавать у учащихся полное представление о задачах предстоящего трудового процесса, средствах, условиях, способах правильного выполнения и контроля действий;
  • руководить деятельностью учеников при выполнении трудовых функций;
  • контролировать и анализировать учебные достижения учащихся, проверять и оценивать их знания, умения и навыки.

Учащиеся должны внимательно слушать руководителя и наблюдать за его действиями, поэтому нужно заранее донести информацию, что после обучения будет выполнена проверка знаний. Эксперты отмечают, что именно в ходе производственного обучения сотрудники понимают принцип работы, порядок действий.

Программа производственного обучения разрабатывается с учетом установленных стандартов. Она может зависеть от текущего уровня квалификации, потребностей организации. В ходе обучения может выполняться промежуточная аттестация с помощью контрольных срезов. По окончанию курсов полагается проведение итоговой проверки, которая включает пробные работы, письменные экзамены.

Для производственного обучения приоритетным считается формирование умений и навыков перед формированием профессиональных знаний. Должны предъявляться высокие требования к мастеру, ведь именно он определяет методы и методические приемы процесса обучения. Ведущим способом обучения считаются упражнения, при этом значение приобретает демонстрация приемов и способов, использование производственной и учебной документации.

Производительный труд учащихся является основным средством обучения. Участие работников в труде, необходимость самостоятельно принимать решения в различных ситуациях определяет требования к уровню учебно-производственной и познавательной активности. Должна поддерживаться тесная взаимосвязь теории и практики, что определяет необходимость координации изучения предметов и производственного обучения. Важно, чтобы теория несколько опережала практику по содержанию и времени изучения.

Производственное обучение выполняется в специальных условиях: в мастерских, лабораториях, хозяйствах, на учебных участках, полигонах, а также на производстве. Особое значение имеет учебно-материальное оснащение производственного процесса: оборудование, контрольно-измерительные средства, рабочие инструменты, техническая и технологическая документация, оснастка.

Как выполняется организация производственного обучения

Организация производственного обучения - основная задача мастера. Процесс реализуется в раз­личных формах: производственная экскурсия, консуль­тация, практикум, занятие в учебном цехе училища, обучение в цехах организаций, предвыпускная практика на рабочих местах. При обучении используется комплекс организационных форм.

Учебно-производственное обучение осуществляется различными методами. Его основной формой является урок. Данная форма занятия характеризуется руководящей ролью мастера, при этом все ученики изучают один материал, выполняют однотипные задания. Уроку присущи четкость целей, содержания. Организационная структура варьируется, например, это может быть вводный или текущий инструктаж, самостоятельная работа, рефлексия деятельности.

Можно выделить следующие разновидности уроков:

  1. урок-беседа;
  2. урок-лекция;
  3. урок с использованием видеоматериала;
  4. урок теоретических, практических самостоятельных работ;
  5. урок смешанный, сочетающий элементы различных видов урока.

Работа мастера производственного обучения заключается в объяснении важной информации, показе приемов, методов выполнения тех или иных задач. Может применяться фронтально групповая, бригадная, индивидуальная форма обучения. Фронтально-групповая деятельность реализуется путем проведения уроков, экскурсий. Вместе с тем широко применяются бригадные, индивидуальные формы учебно-производственной деятельности учеников.

Важно учитывать, что формы организации обучения и формы деятельности учеников нужно применять в единстве. Производственная практика является специфической формой организации производственного обучения. Методы способствуют овладению практическими знаниями, умениями. Они формируют основы профессионального мастерства, убеждения, отношения к труду, развивают умственные и физические силы, а также творческие способности.

Широко используются и практические методы , которые считаются основными. При применении репродуктивных способов учащиеся выполняют умственные и практические действия по образцу. При проблемно-поисковых методах ученики целенаправленно включаются в решение задач различной степени сложности, усваивают новые знании. Проблемно-поисковые методы позволяют развивать навыки творческой учебно-познавательной, а также трудовой деятельности. Они способствую осмысленному и самостоятельному овладению умениями и навыками.

Обучение производственных рабочих должно включать специальные задания творческого характера, которые выполняются под руководством мастера или самостоятельно. Результат оценивается. Не всегда с первого раза не удается достичь желаемого, поэтому требуется углубленное изучение пройденной темы.

Уровень самостоятельности учеников значительно повышается, если мастер комментирует их работу, приводит примеры из опыта работы передовиков. Дополнительно следует подчеркивать важность экономики производства: использование электроэнергии и материалов, сокращение затрат труда.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Что учитывать, составляя план производственного обучения

План производственного обучения - формальный документ, несущий дидактические и производственные функции. Он отражает производственную сторону процесса, приучает выполнять задания, проводить контроль деятельности учащихся, а также управлять ситуацией. Дополнительно ведется дневник производственного обучения, который может быть в электронном виде. В последнее время все активнее используется Outlook, который подходит и для фиксации результатов обучения, выполнения плана.

Мнение эксперта Валентины Демьяновой, экс-руководителя отдела привлечения персонала компании МФО «Акс Финанс»

Руководители ставят задачи подчиненным через Outlook, что позволяет не пускать контроль за выполнением на самотек

Благодаря Outlook выстраиваем регулярный качественный менеджмент. Программа позволяет обозначить сроки и необходимый результат, расставить приоритеты - выделить наиболее значимые задачи. Сотрудник легко может опознать их по цвету шрифта. Он - красный. Согласно правилам, принятым в компании, начинать работу нужно именно с таких задач. Мы обязали подчиненных отчитываться по задачам два раза в неделю. Они перестали откладывать все на потом. Проводим еженедельные совещания по поставленным задачам. Управленцы планируют свое время с помощью ежедневника Архангельского и все успевают.

Производственное обучение - составная часть целостного процесса профессионального обучения в учебных заведениях начального профессионального образования, выделенная в учебных планах в качестве раздела «Профессиональная подготовка». Структурными частями этого раздела является «Общетехнический цикл» предметов теоретического обучения и «Профессиональный цикл», включающий специальные предметы, а также производственное обучение и производственную практику. При этом у учащихся формируются способности ориентироваться в современном производстве, перспективах его развития, умение решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ, типичных для соответствующих профессий, специальностей.

Такой подход к определению содержания профессионального образования обеспечивает возможность подготовки в профессиональных учебных заведениях квалифицированных рабочих и специалистов, соответствующих требованиям современного научно-технического прогресса, когда преодолеваются узкие рамки старого профессионального разделения труда, происходит коренное изменение профессионально-квалификационной структуры и содержания труда работников. Такие качества квалифицированного специалиста, как умение планировать, организовывать и контролировать свой труд, находить оптимальные решения, способность к творчеству, самостоятельно пополнять свои знания и умения, применять их в изменяющихся условиях, становятся важнейшими показателями его успешной трудовой деятельности. Содержание профессии рабочего, специалиста, обслуживающего современное производство, стало охватывать не отдельную «конвейерную» операцию, а комплекс таких операций, законченную часть технологического процесса. Профессия рабочего, специалиста перерастает традиционные рамки, приобретает широкий профиль .
В труде квалифицированного рабочего широкого профиля все большее значение приобретают расчетно-аналитичеекие, контрольные и наладочные функции, характеризующиеся сочетанием умственного и физического труда в едином трудовом процессе. Указанные функции требуют от рабочих значительно больших инженерно-технических знаний, глубоких и разносторонних умений и навыков. Такой рабочий, специалист в условиях постоянных изменений техники и технологии производства имеет высокую профессиональную гибкость и мобильность, обладает способностью быстро адаптироваться к возможным изменениям условий производства, выполнять широкий круг взаимосвязанных по технологии видов работ. Он подготовлен не только к современным, но и к будущим условиям производства.

Особую актуальность широта профиля квалифицированных рабочих, специалистов приобретает в современных условиях перехода страны к рыночной экономике, когда человек выступает активным субъектом на рынке труда, свободно распоряжается своим главным капиталом - своей профессиональной подготовленностью, квалификацией.
Специфика овладения содержанием профессий широкого профиля в условиях рыночной экономики требует от учащихся владения разносторонними умениями учебной деятельности, знаниями и умениями эффективного самоопределения в разнообразных условиях рынка труда. В этой связи в ряде профессиональных учебных заведений, прежде всего в профессиональных лицеях, а также в «продвинутых» профессиональных училищах, ведущих преемственную подготовку квалифицированных рабочих и техников, в учебный процесс включаются предметы, в совокупности составляющие курс «Психология становления и саморазвития личности». Курс состоит из трех самостоятельных предметов: «Психология познавательной деятельности», в рамках которого учащиеся изучают психические особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, осваивают технологию продуктивной учебной деятельности, отрабатывают навыки эффективного слушания, рациональной работы с текстом, конспектирования, публичных выступлений; «Психология личности», в процесс изучения которого входит представление о личности, ее структуре и особенностях, о проблемах межличностных отношений; «Проектирование карьеры», целью изучения которого является получение основных знаний и практических умений построения и осуществления стратегии и тактики профессионального становления и поэтапного осуществления намеченного.

Широта профиля квалифицированного рабочего, специалиста обеспечивается не только включением в структуру профессиональной подготовки предметов общетехнического и профессионального циклов, но и содержанием их производственного обучения.
Основой определения содержания производственного обучения является анализ содержания трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста соответствующей профессии (специальности) и уровня квалификации, выделение в ней типичных элементов - «учебных единиц», составляющих предмет изучения и обучения.
Профессия - род трудовой деятельности человека, охватывающей широкую область применения знаний, умений и навыков в той или иной отрасли производства (например, токарь, слесарь).
Специальность - постоянно выполняемая трудовая деятельность человека, выделенная в профессии вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии (например, токарь-карусельщик; токарь-револьверщик; слесарь-ремонтник; слесарь механосборочных работ и т. п.).
Квалификация - степень, уровень овладения человеком профессией, специальностью. Уровень квалификации характеризуется разрядом, классом, категорией.
В Государственном стандарте профессионального образования квалификация характеризуется пятью ступенями. Первая ступень предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой в различных формах; вторая - основное общее образование и профессиональное образование, получаемое в учреждениях начального профессионального образования на одно-, двухгодичных отделениях; третья – характеризуется сочетанием среднего (полного) общего образования и профессионального образования, получаемого на двух-, трехгодичных отделениях учебных заведений начального профессионального образования; четвертая - предполагает среднее (полное) общее образование и профессиональное образование, получаемое главным образом в «продвинутых» образовательных учреждениях: профессиональных лицеях, учреждениях среднего профессионального образования (базовый и повышенный уровень), колледжах; пятая – соответствует различным уровням высшего и послевузовского профессионального образования.
Трудовая деятельность рабочего, специалиста - это совокупность трудовых действий (физических и умственных), при помощи которых он воздействует на предметы труда и управляет работой средств труда: оборудования, инструментов, оснастки, приборов, автоматизированных средств, измерительных устройств и др., т. е. осуществляет трудовой производственный процесс.
Анализ трудовой деятельности с целью определения содержания производственного обучения осуществляется с трех точек зрения: функциональной, структурной, педагогической.
С точки зрения функционального анализа трудовая деятельность (производственный процесс) по большинству профессий (специальностей) включает следующие типичные функции: планирование и подготовка - вспомогательные функции; осуществление, контроль и обслуживание - основные функции.

Кратко рассмотрим содержание этих функций.
Планирование трудового процесса - ознакомление с заданием; определение и выбор материалов, сырья, полуфабрикатов, заготовок, инструментов, приборов, приспособлений, другой технологической оснастки и т.п.; определение технологической последовательности выполнения трудового (производственного) процесса; выполнение необходимых расчетов, разработка управляющих программ, алгоритмов, схем, маршрутов и т.п.
Подготовка трудового процесса - проверка, наладка, переналадка оборудования и оснастки для выполнения роботы; подготовка к работе материалов, рабочих и контрольно-измерительных средств; подготовка документации и т. п.
Осуществление трудового (производственного) процесса – выполнение ручных операций; управление работающим оборудованием; регулирование технологического процесса, происходящего в аппаратах и установках, работающих в автоматизированном режиме; наладка и настройка оборудования в ходе работы и т. п.
Контроль трудового (производственного) процесса - текущая и итоговая проверка и оценка хода технологического процесса; выявление отклонений и неполадок в ходе работы и их устранение; проверка и оценка собственной деятельности, работы оборудования; текущая и итоговая проверка и оценка качества выполненной работы и т. п.
Обслуживание трудового процесса - уход за оборудованием; устранение неполадок; организация рабочего места.

При этом необходимо подчеркнуть, что закономерности развития научно-технического прогресса, комплексная механизация и автоматизация производства неизбежно приводят к повышению в структуре трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста «удельного веса» вспомогательных функций планирования и подготовки производственного процесса. Рабочий все меньше непосредственно воздействует на предмет труда. Сначала он исключается из производственного процесса как источник необходимой энергии, затем последовательно машине, аппарату, установке передаются вспомогательные функции рабочего, а на этапе автоматизации производства на машину возлагается все большая часть функций непосредственного управлении производственным процессом. Основным содержанием труда рабочего, специалиста становится контроль за автоматически действующим оборудованием, наладка его, планирование работы. Ведущее место в их труде занимают интеллектуальные умения, способность быстро осмысливать обстановку, принимать обоснованные решения. Поэтому рабочий, специалист должен иметь широкие и разносторонние общеобразовательные, общетехнические и специальные профессиональные знания.
Не меньшее значение для определения содержания производственного обучения, выделения в нем «учебных единиц», т. е. элементарных составляющих, имеет структурный анализ трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста, заключающийся в разделении ее на относительно законченные структурные элементы - трудовые процессы, операции и приемы.
Наиболее крупным структурным элементом трудовой деятельности является трудовой процесс, который охватывает все действия работника, связанные с выполнением определенного вида работ, функций, должностных обязанностей, типичных для данной профессии или группы профессий. Для токаря, например, содержанием трудового процесса является обработка детали, для слесаря - изготовление изделия, ремонт станка, для наладчика - наладка станка для обработки определенного вида деталей.

Для большинства профессий квалифицированных рабочих и специалистов характерный для них трудовой процесс и связанный с ним вид работ имеют сложный (комплексный) характер. Он предполагает применение различных, специфических для определенных работ технологических процессов, использование различных по характеру применения орудий и средств производства. В этой связи целостный трудовой процесс не может быть взят сразу в качестве основы для определения содержания производственного обучения.
Трудовые процессы в этих целях принято разделять на трудовые операции , каждая из которых характеризуется постоянством предмета труда, орудий труда и неизменностью комплекса применяемых составных частей и элементов. Так, трудовые процессы по изготовлению деталей на токарных станках включают такие операции, как обтачивание наружных цилиндрических поверхностей, подрезание торцев и уступов, вытачивание канавок, отрезание и т.д.
Трудовые операции как составные части целостного трудового процесса по большинству профессий являются укрупненными и достаточно сложными элементами трудового процесса и в силу этого также не могут всегда быть исходными «учебными единицами» содержания производственного обучения. Поэтому трудовые операции, как правило, делятся на трудовые приемы, представляющие собой совокупность законченных трудовых действий, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение. Трудовые приемы и их разнообразные сочетания, разновидности и вариации - способы выполнения трудовой деятельности являются основными «учебными единицами» содержания производственного обучения по большинству профессий (специальностей). Для содержания различных трудовых процессов и операций характерны, естественно, специфические трудовые приемы и способы. Вместе с тем по характеру содержания можно выделить определенные виды трудовых приемов, характерных для любой трудовой операции: приемы планирования, приемы контроля хода и результатов работы, приемы организации рабочего места и ухода за ним.
Например, токарная операция - обтачивание наружных цилиндрических поверхностей - включает следующие рабочие приемы: установка детали в патроне, установка детали в центрах, установка и закрепление резца, настройка станка на режимы обработки детали и т. п. Многие приемы входят в различные операции, как нередко одни и те же операции включаются в различные трудовые процессы. Наряду с этим встречаются приемы, присущие только одной операции, и операции, характерные лишь для одного трудового процесса.

Таким образом, основным содержанием процесса производственного обучения с позиций функционального и структурного анализа трудовой деятельности рабочего, специалиста является формирование у учащихся совокупности умений и навыков выполнения трудового процесса, включающего трудовые операции, приемы и способы, связанные с его планированием, подготовкой, осуществлением, контролем и обслуживанием . Для различных профессий (групп профессий) соотношение «удельного веса» этих элементов трудового процесса различно, но наличие их обязательно. Результаты структурного и функционального анализа содержания трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста-профессионала определенной профессии (специальности) и уровня квалификации в определенной отработанной форме отражаются в учебной программе производственного обучения - примерной и рабочей, разрабатываемой в учебном заведении, которая представляет проект содержания процесса производственного обучения.

Как отмечалось выше, основой производственного обучения является производительный труд учащихся. Таким образом, процесс производственного обучения является процессом учебно-производственным. В этой связи важным для определения содержания и структуры производственного обучения является вопрос о взаимной приспосабливаемости учебного и производственного процессов, т. е. педагогический анализ трудовой деятельности.
Степень взаимного приспособления каждого из этих двух процессов не всегда одинакова, она зависит от особенностей содержания трудовой деятельности и условий обучения. В ряде случаев производственный процесс как таковой использовать для целей обучения настолько трудно, а подчас и невозможно, что приходится приспосабливать главным образом учебный процесс к производственному. Это характерно для обучения профессиям, связанным с обслуживанием автоматизированных процессов, в особенности химических и энергетических. В таких случаях приходится моделировать отдельные стороны управления процессами - создавать тренажеры, учебные установки, учебные полигоны, тренировочные кабины и т. п., т. е. приспосабливать к обучению уже не сам трудовой процесс, а его модель.

Однако даже при обучении профессии, где приспосабливаемость производственного процесса к учебному объективно не ограничена, в ряде случаев по сугубо организационным причинам (недостаток учебно-производственных объектов, инструментов, соответствующего оборудования и т.п.) вынужденно прибегают к чисто учебным объектам.
Основными факторами, которые определяют «взаимоотношения» учебной и производственной сторон внутри процесса производственного обучения, являются следующие:
1) возможность выделения в производственном (трудовом) процессе в целях обучения отдельных его структурных элементов: трудовых операций, трудовых приемов и способов. У одной группы трудовых процессов (и соответственно профессий) операции и приемы легко вычленяются, что создает весьма благоприятные условия для обучения. К этой группе относятся трудовые процессы металлообработки, деревообработки, швейного производства и т.п. У другой группы трудовых процессов, наоборот; отдельные операции вычленить трудно, а зачастую и невозможно (трудовые процессы химического производства и некоторые другие). Есть трудовые процессы, которые занимают промежуточное положение: некоторые части (операции) можно вычленить в производственных условиях в целях обучения, а другие нельзя. К такой промежуточной группе относятся трудовые процессы при отделочных строительных работах, обслуживание текстильных машин и др.;
2) возможность группировать разновидности трудовых операций и приемов, т. е. выделять их комплексы, располагать (варьировать) операции и составляющие их приемы в удобной для изучения последовательности с учетом технологической и дидактической целесообразности, возможность отводить на каждую часть работы столько времени, сколько необходимо для ее освоения;
3) повторяемость основных трудовых операций и приемов в трудовом процессе. Если операция в производственном процессе повторяется, например, только один раз в течение рабочего дня или реже, то обучение этой операции сопряжено с известными трудностями. В ряде случаев искусственно можно сделать выполнение такой операции более частым, притом так, что учащиеся будут проходить обучение в обычных производственных условиях. Например, операции шабрения и притирки встречаются в практике слесаря значительно реже, чем опиливание или нарезание резьбы. Тем не менее можно подобрать объекты работы таким образом, чтобы загрузить учащегося шабрением и притиркой в течение времени, достаточного для первоначального обучения этим операциям. В других случаях - при подготовке аппаратчиков, операторов, металлургов или при обучении наладке и ремонту оборудования в производственных условиях, как правило, нельзя искусственно участить выполнение операций.

Указанные характеристики трудовых процессов (возможность вычленения, учащения и варьирования в производственных условиях, повторяемость) в конечном счете можно объединить в один решающий фактор - возможность превращения той или иной части трудового процесса в более или менее самостоятельную часть процесса обучения. Этот фактор положен в основу учебной классификации трудовых процессов, приведенной в табл. 1.

Загрузка...