Юридический портал - Ipoteka112

Согрешит против. Толкования на Мф

(Мк. 9:33-37; Лк. 9:46-48; 17:1-2)

Тогда же ученики подошли к Иисусу и спросили:

– Кто важнее всех в Небесном Царстве?

Иисус подозвал маленького ребенка и поставил его посреди них.

– Говорю вам истину, – сказал Иисус, – если вы не изменитесь и не станете такими, как маленькие дети, вы никогда не войдете в Небесное Царство. Поэтому, кто смирит себя и станет таким, как этот ребенок, тот и самый великий в Небесном Царстве. Кто ради Меня принимает такого ребенка, тот принимает и Меня. Но если же кто введет в грех одного из этих малых, верующих в Меня, то для него было бы лучше, если бы ему повесили на шею мельничный жернов и утопили в море.

Иисус предупреждает об искушениях

(Мк. 9:43-47)

Горе миру от всего, что ведет людей ко греху! И хотя в этом мире неизбежны соблазны, но горе тому человеку, кто будет этому содействовать! Если же твоя рука или нога влечет тебя ко греху, отсеки ее и выбрось вон. Лучше войти в жизнь калекой, чем с двумя руками и двумя ногами быть брошенным в вечный огонь. Если твой глаз влечет тебя ко греху, вырви его и отбрось. Лучше тебе войти в жизнь с одним глазом, чем с двумя глазами быть брошенным в огонь ада. Смотрите, не презирайте никого из этих малых. Говорю вам, что их ангелы на небе всегда видят лицо Моего Небесного Отца.

Притча о потерянной овце

(Лк. 15:4-7)

– Сын Человеческий пришел спасти погибших, – продолжал Иисус. – Как вы думаете? Если у человека есть сто овец и одна из них заблудится, то разве он не оставит девяносто девять на холмах и не пойдет искать пропавшую? И если он найдет ее, то, говорю вам истину: он будет рад этой одной больше, чем девяноста девяти, которые не терялись. Так и ваш Небесный Отец не хочет, чтобы потерялся хоть один из этих меньших.

Согрешающий брат

(Лк. 17:3)

Если твой брат согрешил против тебя, то пойди и с глазу на глаз скажи ему, в чем он не прав. Если он послушает тебя, то ты приобрел своего брата. Если же он не будет тебя слушать, то возьми с собой еще одного или двух человек, чтобы «каждое слово было подтверждено показаниями двух или трех свидетелей». Если он и их не захочет слушать, то скажи об этом церкви, и если он не послушается и церкви, то тогда пусть он будет для тебя как язычник или как сборщик налогов.

Говорю вам истину: что вы запретите на земле, то будет запрещено и на небесах, и что вы разрешите на земле, то будет разрешено и на небесах. Еще раз говорю вам, что если двое из вас здесь, на земле, согласятся вместе просить о чем-либо, то Мой Небесный Отец непременно сделает для вас все, о чем вы просите . Потому что там, где двое или трое собраны вместе во имя Мое, там и Я нахожусь вместе с ними.

Притча о непрощающем слуге

(Лк. 17:4)

Тогда Петр подошел к Иисусу и спросил:

– Господи, сколько раз я должен прощать своего брата, если тот согрешит против меня? Семь раз?

Иисус ответил:

– Не семь, а семьдесят раз по семь. Царство Небесное можно сравнить с царем, который решил рассчитаться со своими слугами. Когда царь начал расчет, то первым к нему привели того, кто был должен ему десять тысяч талантов. Так как у должника не было чем расплатиться, то царь повелел продать для уплаты долга самого должника, его жену, детей и все их имущество. Слуга пал и, поклонившись ему, стал просить: «Дай мне еще немного времени, и я все выплачу». Царь пожалел слугу, простил ему весь долг и отпустил его.

Тот вышел и, встретив такого же слугу, который должен был ему всего сто динариев, схватил его и начал душить. «Верни сейчас же все, что ты мне должен», – требовал он. Должник пал ему в ноги и стал умолять: «Дай мне еще немного времени, и я все выплачу». Но тот не захотел ждать и бросил его в темницу, пока не будет выплачен весь его долг. Другие слуги видели, что произошло, и это их возмутило. Они пошли и рассказали все царю.

Тогда царь позвал слугу. «Ах ты, негодный слуга, – сказал он, – я по твоей просьбе простил тебе все долги, так неужели и ты не мог простить своего товарища, как и я простил тебя?» Разгневавшись, царь отдал его в руки истязателей до тех пор, пока тот не выплатит весь свой долг.

Так и Мой Небесный Отец поступит с вами, если не простите брата от всего сердца.

18:10: Их ангелы – иудеи верили, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель. Новый Завет говорит об ангелах-хранителях у детей и у последователей Иисуса Христа (см. Евр. 1:14; см. также Пс. 33:8; 90:11).

18:16: Втор. 19:15.

18:18: Здесь говорится о том, что Церковь Христа может принимать решения, которые соответствуют воле Бога, и быть уверенной, что ее решения будут поддержаны и на небесах.

18:22: Или: «семьдесят семь раз».

18:24: То есть 340 т.

18:28: Динарий – римская монета, примерно равная дневному заработку наемного работника (см. 20:2). Согласно Тациту, динарий, также, был ежедневной платой солдату во времена императора Тиберия.

Как должно обличать согрешающих. — Почему Спаситель посылает оскорбленного к оскорбившему и повелевает обличать ему, а не кому другому. — Цель обличения. — Почему молитва живущих согласно не всегда бывает услышана. — Любовь к ближним должна иметь основанием Христа. — Непостоянство любви, проистекающей из житейских выгод, и твердость любви ради Христа.

1. Так как Спаситель произнес строгое обличение против соблазнителей и поразил их страхом, то чтобы, в виду этого обличения, в свою очередь и соблазняемые не впали в беспечность и, все, почитая не до них касающимся, по ложной надежде, что все им должно служить, не впали в безумную гордость, — смотри, как Он и их воздерживает. Он повелевает их обличать, но обличать только наедине, чтобы обличение в присутствии многих свидетелей не показалось слишком тяжким и обличаемый, вместо того, чтобы исправиться, не сделался еще наглее. Потому и говорит: “Обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего” . Что же это значит: “если послушает” ? Если осудит самого себя, если сознается в своем грехе. “То приобрел ты брата твоего” . Не сказал: ты достаточно отмстил ему, но: “приобрел ты брата твоего” , — показывая, что от вражды происходит вред тому и другому. Не сказал: он получил пользу только для себя; но: и ты с своей стороны приобрел его. А этим показал, что и тот, и другой прежде того много теряли, — один терял брата, а другой — собственное спасение. Тому же учил Он и тогда, когда сидел на горе; то оскорбившего Он посылал к оскорбленному, и говорил: если ты, предстоя алтарю, “там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, … пойди прежде примирись с братом твоим” (Мф. 5:23,24); то оскорбленному повелевал простить ближнего: “Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим” (Мф. 6:12), — так Он учил говорить в молитве. Здесь же употребляет и другой способ: не оскорбившего посылает Он к оскорбленному, а последнего к первому. Так как оскорбивший, от стыда, неохотно бы пошел просить прощения, то он посылает к нему оскорбленного, и посылает его с тем именно намерением, чтобы исправить происшедшее между ними расстройство, и не говорит: обвини, или укори, или потребуй на него суда и наказания; но только — обличи. Оскорбивший тебя, от гнева и стыда, находится как бы в усыплении; а ты, здоровый, и должен придти к больному, и для того, чтобы врачевство твое скорее могло быть принято, ты должен производить суд не публично. Слово: “обличи” не другое что значит здесь, как: напомни ему о грехе, и скажи ему о том, что ты от него претерпел. Если это будет сделано как должно, то ты сделаешь два дела: и себя будешь оправдывать, и другого склонять к примирению. Но что, если он не послушает и будет упорствовать? “Возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово” (Мф. 18:16). Чем он будет бесстыднее и дерзновеннее, тем более нам должно прибегать к врачевству, а не к гневу и негодованию. И врач, видя, что болезнь не прекращается, не оставляет больного и не гневается на него, но тем более прилагает попечение. То же самое и здесь повелевает делать Спаситель. Ты был слаб, когда был один; будь сильнее при помощи других. Двое могут обличить согрешившего. Видишь ли, как Спаситель ищет пользы не оскорбленного только, но и оскорбившего? Обижен собственно тот, кто объят страстью; он и болен, и слаб, и немощен. Потому-то Спаситель и посылает к нему оскорбленного, то одного, то с другими. Если же и тогда он будет упорствовать, то посылает вместе с Церковью: “Скажи ,говорит, — церкви” (ст. 17). Если бы Он искал только пользы оскорбленного, то не повелел бы кающегося прощать до седмижды седмидесяти раз и не указал бы столько врачей для его болезни, но раз он остается упорным после первого обличения, и приказал бы его оставить; напротив, Он повелевает врачевать его однажды, и дважды, и трижды, и то одному, то с двоими, то, наконец, со многими. Когда дело касалось одних внешних, то Он там ничего такого не заповедовал, а говорил: “Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую” (Мф. 5:39), а здесь не так. Тому же самому и Павел научает, говоря: “Что мне судить и внешних” (1 Кор. 5:12)? И тот же Павел повелевает и обличать, и обращать братьев, а непокорных отсекать, дабы устыдились. И Спаситель здесь то же делает, когда предписывает такое правило касательно братьев; троих дает оскорбившему учителей и судей, которые бы вразумили его в том, что сделал он во время Своего опьянения. Хотя он и сам говорил и делал все непристойности, но имеет нужду в постороннем вразумлении, как и пьяный. Гнев и грех приводят человека в сильнейшее исступление, нежели всякое пьянство. Кто был мудрее Давида? Но и он, когда согрешил, ничего не чувствовал, похоть овладела всем его рассудком и, подобно дыму, наполнила его душу. Потому-то он и имел нужду в светильнике пророческом и в тех словах, которые бы привели ему на память то, что он сделал. Потому-то и здесь Спаситель приводит к согрешившему таких людей, которые бы рассказали ему о его поступке.

2. А почему повелевает обличать оскорбленному, а не кому-либо другому? Потому что оскорбивший может удобнее перенести обличение от него, как от обиженного, оскорбленного и потерпевшего вред. Не все равно слышать обличение от других, которые вступаются за обиженного, и от самого обиженного, — особенно когда обличителем бывает только он один. В самом деле, если тот, кто имел бы право требовать от него удовлетворения за обиду, появляется перед оскорбившим с заботами о спасении его, — тогда скорее всех может привести его в стыд. Видишь ли, что обличение здесь делается не с тем, чтобы обидеть, но чтобы исправить. С тою же целью и двоих повелевает Спаситель брать для обличения не вдруг, а когда сам обиженный уже не будет иметь успеха; да и тогда не повелевает обличать вдруг многим, но повелевает взять только двоих, или одного; а когда обличаемый презрит и этих, тогда предоставляет его суду Церкви. Таким образом Спаситель великое прилагает попечение о том, чтобы о грехах ближнего не было разглашаемо. Хотя право поведать Церкви Он мог бы предоставить обиженному в самом начале, но чтобы грех не разглашался, Он повелевает делать это уже после одного и двух обличений. А что значит: “устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово” ? Это значит, что ты с своей стороны сделал все, и не опустил ничего, что тебе надлежало сделать. “Если же не послушает их, скажи церкви” , то есть, ее представителям; “а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” . Таковой неизлечимо болен. Вспомни, что Он везде мытаря представляет в пример самого тяжкого грешника. И выше сказал Он: “Не то же ли делают и мытари” (Мф. 5:46)? И еще в другом месте: “Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие” (Мф. 21:31), — т. е. люди самые презренные. (Пусть слушают те, которые ищут неправедных ростов, и требуют процентов на проценты!). Почему же Он поставил человека, преслушавшего Церковь, в ряду с мытарями? В намерении утешить обиженного и устрашить того. Но в этом ли только наказание? Нет; но послушай далее: “Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе” (Мф. 18:18). Он не говорит предстоятелю Церкви: свяжи его; но: если и ты свяжешь (все дело предоставляется оскорбленному), — то узы будут также неразрешимы. Итак, он подвергнется крайнему несчастию; но не тот виноват, кто связывает, а тот, кто не хочет покоряться. Смотри, каким бедам он подвергает упорного: и здешнему наказанию, и будущему мучению! А этим он угрожает не для того, чтобы так и случилось, но чтобы устрашенный угрозою, т. е. и отсечением от Церкви, и опасностью быть связанным на небесах, стал кротче и, зная то, если не в начале, то по крайней мере после многих осуждений, оставил гнев. Так Спаситель установил первый и второй и третий суд, а не вдруг отверг грешника, чтобы, если он не послушает первого суда, то покорился бы второму, а если презрит и этот, то устрашился бы третьего, если же не уважит и последнего, ужаснулся бы будущего наказания, — определения и суда Божия.

“Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного” (ст. 19). “Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (ст. 20). Смотри, как еще Он разрушает вражду, истребляет мелкие расчеты и мирит враждующих, — не возвещением только казни, но и представлением благ, от любви проистекающих. После вышесказанных угроз против вражды, Он возвещает великие награды за согласие. Единодушные преклоняют Отца на то, чего просят, и Христос пребывает среди их. Но что же? Ужели нет нигде и двух, между собою согласно живущих? Есть, конечно, во многих местах, а может быть, и везде. Почему же они не все получают? Потому, что есть много причин других, которые препятствуют получать. Не получают например потому, что часто просят бесполезного. И чему же дивиться, если так бывает с другими, когда то же самое испытал и Павел: “Довольно для тебя, — сказано ему, — благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи” (2 Кор. 12:9)? Не получают потому, что недостойны того, чтобы слушали их, не делая с своей стороны того, что от них требуется; а Спаситель ищет таких молящихся, которые бы уподоблялись апостолам, почему и говорит: (два) от вас , т. е. добродетельные и ведущие жизнь ангельскую. Или потому, что приносят молитвы против оскорбивших, требуя им отмщения и наказания, что запрещено, именно говорится: ? “Любите врагов ваших , благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас … и молитесь за обижающих вас” (Мф. 5:44). Или потому, что просят милости грешники нераскаянные, а им получить невозможно, хотя бы не только они сами просили, но и даже другой, имеющий дерзновение к Богу, ходатайствовал за них. И Иеремия, молившийся за иудеев, услышал в ответ: “Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошений; ибо Я не услышу” (Иер. 11:14). Если же все эти требования исполнены, то есть: если ты и полезного просишь, и делаешь все, что от тебя требуется, и жизнь ведешь апостольскую, и с ближними находишься в согласии и любви, — то получишь по своей молитве, потому что Господь человеколюбив.

3. Далее, так как Спаситель сказал: “от Отца Моего” , то, чтобы показать, что и Он сам есть податель, а не один Отец, присовокупил: “Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф. 18:19). Итак, что же? Неужели не случается, чтобы двое или трое собрались во имя Его? Случается, но редко. Христос не просто говорит о собрании, и не его только требует, но главным образом, как я и выше сказал, вместе с тем другой добродетели; а потом уже и этого также непременно требует. Слова Его имеют такой смысл: если кто поставляет Меня за первое основание любви к ближнему, и если притом имеет другие добродетели, с тем Я буду находиться вместе. Но мы видим, что многие имеют другие побуждения к любви: один любит потому, что его самого любят; другой потому, что его уважают; иной потому, что ближний в некотором житейском деле был для него полезен; а четвертый почему-нибудь другому. Но трудно найти такого, который бы любил ближнего искренно и как должно — для Христа. Большинство соединены друг с другом только житейскими делами. Павел не так любил: он любил для Христа; потому-то, хотя и не был любим так, как сам любил, однако не ослаблял любви своей, а дал ей укорениться в себе. Не такова нынешняя любовь. Если мы исследуем все причины любви, то найдем, что у большинства они отличаются от указанной. И если бы кто позволил мне в этом многолюдном собрании учинить такое исследование, то я показал бы, что весьма многие соединены между собою житейскими видами. Это открывается из причин, производящих вражду. Так как они соединены между собою преходящими выгодами, то поэтому любовь их не имеет ни пламенности, ни постоянства; напротив, каждая обида, или потеря денег, или зависть, или любовь к тщеславию, или другое что подобное легко разрушает их любовь, не имеющую духовного корня. Если бы был такой корень, то ничто бы житейское не могло разрушить духовного. Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима; расторгнуть ее не может ничто, — ни клевета, ни опасности, ни смерть, ни другое что-либо подобное. Кто таким образом любит, хотя бы претерпевал тысячу поражений за свою любовь, не оставит ее. Кто любит за то, что его любят, тот, случись с ним неприятность, прервет любовь свою; а кто соединен тою любовью, никогда не оставит ее. Потому и Павел сказал: “Любовь никогда не перестает” (1 Кор. 13:8). Что ты скажешь мне в защиту свою? Что тебя обидел тот, который был почтен тобою? Или что облагодетельствованный тобою хотел убить тебя? Но если ты любишь для Христа, то и это самое располагает тебя к большей любви. Что у других служит к разрушению любви, здесь то же самое служит к утверждению ее. Почему же? Во-первых, потому, что таковой бывает для тебя виновником наград; во-вторых, потому, что он имеет нужду в большей помощи и заботливости о нем. Вот почему, кто так любит, тот не разбирает ни рода, ни отечества, ни богатства, ни взаимной любви к себе, ни другого чего-либо подобного. Но хотя бы его ненавидели, обижали, умерщвляли, не перестает любить, имея достаточную причину к любви — Христа. На Него неуклонно взирая, он пребывает тверд и неизменен. И Христос таким же образом любил врагов, неблагодарных, обидчиков, поносителей, ненавистников, не хотевших и смотреть на Него, предпочитавших Ему даже дерево и камни, — любил их высочайшею любовью, которой нельзя найти подобной. Он говорит: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15:13). Смотри, как он заботится и о тех, которые распяли Его, и которые столько оказали неистовства над Ним! Так говорил Он об них к Отцу: “Прости им, ибо не знают, что делают” (Лк. 23:34)! И впоследствии послал еще к ним учеников. Итак, поревнуем и мы этой любви, и будем взирать на нее, чтобы, сделавшись подражателями Христу, удостоиться и здешних, и будущих благ, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

23 рядовое воскресенье (год А)

Проповедь на Евангелие от Матфея 18, 15-20

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них. (Мф 18, 15-20)

Дорогие братья и сестры.

Все тексты Священного Писания, которые мы слышали, таким или иным образом связаны с взаимоотношениями. Некоторые больше смотрят на жизнь верующего человека, общение верующих. Некоторые, можно сказать, имеют более общее значение. Однако, таким или иным образом, все они связаны с каждым из нас. Потому, что каждый из нас — верующий человек. Каждый из нас, таким или иным образом, живет в общине верующих. Кто-то теснее, кто-то слабее. Но думаю, каждый здесь присутствующий человек считает себя верующим. Таким образом, он находится не только в каком-то безвоздушном пространстве, а именно в Церкви. И не только в церкви, которая построена сколько-то лет тому назад из камней. А в Церкви, которая построена из «живых камней». В приходе, в конкретном приходе здесь у нас.

Тема, о которой эти тексты говорят, очень непростая. Речь идет о том, что и в приходе бывает, что люди поступают неправильно. И в приходе бывает, что люди грешные. Мы все грешные, да. Можно, правда, сказать «мы все не святые, к сожалению». Однако, как раз эти тексты, которые мы слышали, сосредоточены на том, как мы должны поступать. И удивительным образом они не говорят о том, что мы все грешны. А говорят о том, что делать, если есть человек, который поступает так, как он не должен поступать, как не надо. Сами подумайте, какие шаги вы принимаете, если видите, что в приходе кто-то поступает так, как не надо.

Бывают разные подходы к этому вопросу. Бывает, что человек вообще не видит такого. Бывает, что человек видит и говорит: «Что я буду вмешиваться? Пусть сами разбираются». Бывает, что человек начинает обсуждать это со своими близкими друзьями. Если тот человек, который поступает неправильно, не близкий друг. Бывает, что человек сразу прекращает общение с тем человеком. Тут не нужно прилагать особых усилий и напрягать фантазию. Каждый из вас знает, как мы часто поступаем, когда видим, что другой человек поступает по нашему мнению неправильно. И все, что я выше перечислил, все это не согласуется с теми текстами, которые мы слышали из Священного Писания. А Священное Писание очень ясно говорит, что надо было бы делать.

В Евангелие Иисус говорит, что если согрешит против тебя брат твой, — ну или сестра твоя, это тут тоже включено, — пойди и разбирайся между тобою и им одним. Разбираться, естественно, словами, не о единоборстве речь. И только после того, как вопрос окажется неразрешимым, можно пригласить свидетелей, чтобы каждое слово было подтверждено устами двух или трех свидетелей. И даже если их не слушают, тогда уже можно публично что-то сказать. Это сложный путь, это очень «тонкая материя». Однако, каждый из нас, думаю, делает хорошо, если думает, упражняется, может быть, и поступает по слову Евангелия.

Из книги пророка Иезекииля мы слышали, что если мы не будем принимать мер, когда видим, что брат грешит, то человек может умереть в своем грехе, а грех его будет на нас. Потому, что мы молчали. Потому, что мы не говорили. Потому, что мы никакие меры не приняли из-за всяких разных причин: «не мое дело», «что я буду выпендриваться»… Иисус очень ясно говорит, если есть такое - скажи. Любопытно, что Иисус в Евангелии, как и текст Ветхого Завета, не говорит о том, что мы все грешные, никто из нас не лучше другого. Нет такого. Наоборот, очень ясно сказано - иди и скажи, иди и исправляй, иди и подними речь о том, что на самом деле тебе мешает, иди и разберись.

Однако, было бы странно, находить себе такое извинение: «я не самый лучший, я сам грешный человек, поэтому я не буду». Опять мы отступаем от слов Иисуса. Который очень ясно говорит - иди и разберись с братом своим. Речь не идет о твоей чистоте, о твоей «святой душе», о том, что ты тут самый лучший. Это не основание для того, что мы можем идти к другому человеку и говорить: «вот я считаю, что ты поступаешь неправильно». Конечно, нам легче, если мы стараемся соблюдать заповеди. Нам легче, если к нам никто не придет с такими или иными претензиями. Нам легче, если мы можем свидетельствовать об Истине, свидетельствовать о том, что возможно жить по заповедям, если мы можем свидетельствовать нашей жизнью. Однако, мы все должны быть готовы, что в какой-то прекрасный день и к нам приходят и говорят: «Почему так? Не делай этого, так нельзя».

Я уже в начале говорил, что это очень «тонкая материя», очень сложно. И может пройти немало времени, пока мы упражняемся в таком воистину Евангельском подходе ко взаимоотношениям. Особенно в таких моментах, когда мы обычно отругаем другого и сразу же найдем определенные часто очень обидные слова. Христианский подход очень специфический, очень сложный. Однако, есть один фундамент, есть одно дело, на котором все основано. И об этом пишет апостол Павел в Послании к римлянам. Мы это тоже слышали: «не оставайтесь должными никому ничем». И здесь речь идет не только о материальных вещах, но и о том, о чем мы уже говорили.

Другой человек поступает неправильно и мы обычно говорим: «Как так можно! Какой он плохой!». Не оставайтесь должными никому и ничем, кроме взаимной любви. Взаимная любовь, это не то, что мы сидим здесь, радуемся, что мы все вместе. Бог есть любовь. Взаимная любовь - это очень конкретное. Это любовь во Христе, которая преодолевает все то, что нам мешает быть друг с другом. Все то, что нас отделяет друг от друга. Это любовь Христова, которая должна жить в каждом из нас. Это любовь божественная, которая покрывает многие грехи. Эта любовь должна быть фундаментом всего. Только в этой любви мы можем воистину просить о прощении, если мы что-то сделали не так. Только в этой любви мы можем воистину простить другому человеку. Только в этой любви мы можем намекнуть или сказать другому человеку, если мы считаем, что он что-то делает не так. Но главное, чтобы была эта любовь.

Когда у нас возникает возмущение о чем-то, — или точнее, о ком-то, — бывает, что нам хорошо в этом. Мы видим, как человек неправильно поступает, внутри нас уже кипит, и ощущения странные, но нельзя сказать, что неприятные. Мы же знаем, что он неправильно делает. И мы знаем, как надо было бы, и это все в нас кипит и кипит. И мы уже забываем, что фундаментом наших действий должна быть любовь. У нас на языке уже лежат слова, которые мы говорили бы, если бы человек был перед нами. Мы уже готовы высказаться. И давным-давно уже забыли, что мы должны принимать решения в любви.

Любовь — это то, что мы всегда должны другим. В первую очередь. В любви мы должны принимать решения и высказывать претензии. Согласитесь, если смотреть на такой фундамент, на фундамент любви, то многое из того, что мы обычно говорим, говорить нельзя. А то, что можно было бы сказать, очень трудно найти. Найти слова, которые можно было бы сказать в любви, несмотря на то, что другой человек поступает неправильно, это сложно. Этому надо учиться, в этом надо упражняться.

Приглашаю всех в течение всего года упражняться в любви. Упражняться в том, чтобы все наши действия, все наши замыслы, все наши реакции, — может быть, бурные, — чтобы все они были основаны на любви. Чтобы мы не забывали, что как верующие во Христа, мы призваны основывать все наши действия на фундаменте любви. И тогда мир не станет сразу же лучше, не решатся сразу все проблемы вокруг. Тем более, другой человек не станет сразу же поступать по-другому. Так, как мы хотели бы. Но тогда мы сможем быть спокойны за себя. Что уже немаловажно. Такой подход не будет незаметен для других. Таким образом мы будем свидетельствовать. И, возможно, что другой человек на самом деле задумается: «а как надо было?» Пусть любовь действует в нас всегда.

В Луки 17:3-4 мы читаем:

«Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему».

В этих стихах несколько раз встречается слово «если». Будучи программистом по профессии, я очень хорошо знаком с функцией оператора «IF» (дословно – «если», оператор условия в программировании – прим. пер.). Оператор «IF» предваряет собой некое условие, и команды, следующие за условием, будут выполняться только в том случае, если выполняется само условие. В бесценных словах нашего Господа, которые мы прочитали выше, в первом же предложении содержится две подобных условных конструкции:

IF (ЕСЛИ) согрешит против тебя брат твой

THEN (ТО) выговори ему

IF (ЕСЛИ) он покается (после выговора)

THEN (ТО) прости ему

Именно таков порядок действий, установленный Господом. Многие желают быть прощенными без покаяния. Другие же не прощают своим братьям грехов, хотя сами ни разу не обличили их в этих грехах! Таким образом, они нарушают порядок действий, установленный Господом . Есть еще и такие, что выговаривают другим за поведение, не являющееся грехом, чем сами совершают грех против этих братьев! Есть много пустословов, критикующих всех и вся, и горе тому, кто подвернется им под горячую руку. Они делают вид, что обличают грехи других даже там, где никакого греха нет.

Наверняка вы спросите: как мне быть, если я обличаю брата в явном грехе, совершенном против меня, а он не кается и не просит прощения? К сожалению, бывает и так. Гордыня многих настолько велика, что не позволяет им просить прощения у кого бы то ни было. Я был свидетелем таких ситуаций, когда люди, чье заблуждение было бесспорным, даже после открытого обличения вели себя так, как будто ничего не случилось, и совсем не просили прощения! Вочман Ни сказал однажды: «Чем смиренней человек, тем чаще он просит прощения». Просите прощения у любого человека за любую мелочь, даже если вы просто ПОДОЗРЕВАЕТЕ, что могли его чем-либо обидеть. Вот что значит – быть смиренным. Вот что значит – быть христианином! Все остальное – не больше, чем лицемерие, когда человек знает истину, но не поступает по ней, как только дело доходит до конкретных действий. Слова «прости меня» нужны не только тому, против кого согрешили, но и тому, кто согрешил. Если человека, любящего критиковать и унижать других, не обличить вовремя, он не только причинит много вреда другим, но и сам будет страдать от того, что другие его избегают! Как можно открыто общаться с человеком, чье поведение так неприятно, а он и не думает раскаиваться? Неудивительно, что такой человек, в конце концов, останется один. Однако что сделали другие, его братья и сестры, его церковь, для того, чтобы избежать таких последствий? Обличили ли они его? Обличение с любовью, без гнева, очень важно. Это – первая ступенька лестницы, ведущей к прощению. Опять же, мы должны помнить, что обличать следует не в том, что мы сами считаем грехом, а в том, что определяется как грех Словом Божьим . Наш Господь и начальник нашей веры сказал так (Матф. 18:15-17):

Матфея 18:15-17
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».

Таков порядок, установленный Богом!!! Таков порядок, установленный Господом Иисусом Христом, Главой Церкви. Почему же мы пытаемся все делать по-своему? Почему мы считаем, что молчание – лучшая реакция на то зло, жестокость и грех, что происходят на наших глазах, в наших же церквях?! Когда мы, наконец, прислушаемся к голосу Господа вместо того, чтобы слушать голос этого мира, твердящий нам, что каждый волен поступать, как ему вздумается? Наш Господь сказал так (выражаясь весьма точным языком программирования):

IF (ЕСЛИ) согрешит брат твой THEN (ТО)

Пойди и обличи его

IF (ЕСЛИ) он раскается OK (ХОРОШО).

ELSE (ИНАЧЕ)

Возьми с собою еще одного или двух свидетелей

IF (ЕСЛИ) не послушает их THEN (ТО)

Скажи церкви

то да будет он тебе, как язычник и мытарь

А вот как обстоит дело в наших современных церквях:

IF (ЕСЛИ) согрешит против тебя брат твой THEN (ТО)

Ничего не говори ему, просто прости его!!!

Если уж ты не побоялся (!) сказать ему, а он тебя не послушал,

Ничего страшного… но тебе все равно придется его простить!

Простите, кто сказал вам так поступать??? Откройте мне Библию на той странице, где написано, что Господь или Его апостолы когда-нибудь давали подобные указания! Возможно, такой порядок вещей существует в вашем представлении или был внушен вам вашим пастором или окружающими, но порядок, установленный Богом в Библии, совершенно иной. Обратите внимание на слова Павла:

1 Коринфянам 5:1-2
«Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело».

«Изъят»? Да ладно тебе, Павел. Я ведь так удобно устроился, зачем мне во что-то вмешиваться? Я плачу десятины, хожу по воскресеньям в церковь. У меня все прекрасно. Какое мне дело до этого человека? Это его жизнь. На что Павел и Сам Бог устами Павла ответит вам: «ВЫ ВОЗГОРДИЛИСЬ! Вам стоило бы ПЛАКАТЬ, а не сидеть спокойно сложа руки! Человек, не раскаивающийся в таком грехе, должен быть изъят из среды вас». Далее Павел говорит:

1 Коринфянам 5:9-13
«Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником ; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас ».

Такие дела должны осуждаться церковью. Под осуждением я понимаю не пустословие тех критиканов, которые думают , что праведно обличают других, а на самом деле лишь голословно осуждают невиновных. За такое поведение они сами заслуживают осуждения. В вышеприведенном отрывке говорится о ситуации, когда вся церковь знает, что среди них есть человек, называющий себя братом, но остающийся блудником, или лихоимцем, или злоречивым и т.п. Этот человек не раскаивается, а значит, его случай попадает под самую последнюю категорию алгоритма, данного Господом:

IF (ЕСЛИ) и церкви не послушает THEN (ТО)

да будет он тебе, как язычник и мытарь

Или, как сказал Павел: «Извергните развращенного из среды вас». Поступая так, вы даете ему еще одну возможность покаяться. Если же вы продолжаете мириться с его поведением, то тем самым как бы говорите ему: «Ничего страшного. До тебя нам и так нет никакого дела! Поступай, как знаешь!». Бог судит внешних, мы же призваны судить внутренних, находящихся среди нас. «Не внутренних ли вы судите?» - сказано в Слове (1 Коринфянам 5:12).

2 Фессалоникийцам 3:14-15
«Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата ».

«Того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним». Цель этих действий – не сделать человека изгоем, а устыдить его и тем самым привести к покаянию! Вместо этого в наших церквях сегодня МЫ САМИ стыдимся призвать человека к покаянию. Однако нам необходимо прекратить общение с ним, чтобы ОН устыдился и покаялся. Прекратить общение – не значит отвергнуть. В Слове, в Послании Иакова 5:19-20, сказано:

Иакова 5:19-20
«Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов».

Иезекииль 18:23
«Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?»

Бог не желает отвергнуть грешника навсегда, Он лишь хочет, чтобы тот пришел к покаянию . Для того, чтобы покаяние произошло, сначала должно иметь место обличение . Если же согрешающий не внимет обличению, тогда его следует отлучить, взять на замечание и не сообщаться с ним. Однако и при этом не стоит прекращать увещевать его, чтобы он вернулся. Дверь должна оставаться открытой всегда, на тот случай, если человек покается . Бог не желает, чтобы он навсегда оставался в таком жалком положении. Он желает покаяния грешника!

В заключение обратимся еще раз к словам нашего Господа из Матфея 18:18:

Матфея 18:18
«Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».

Эти слова подразумевают ответственность и принятие решения. В наших руках обличение. В наших руках покаяние. И в наших руках прощение. Будем ли мы послушны учению Слова? Указания, содержащиеся в нем, предельно ясны и точны.

Иисус не пренебрегал общением с язычниками и мытарями! Как только человек каялся, грех был прощен, и человек восстанавливал свои отношения с Богом и другими людьми. Никогда не следует закрывать дверь перед кающимся грешником, однако и не стоит держать ее открытой для тех, кто был обличен в грехе по всем правилам, установленным Господом, и, тем не менее, отказывается покаяться.

07.02.2014 00:00

«Если же согрешит против тебя брат твой…» (Мф. 18:15-17). Размышления священника.

Может быть, только у нас в провинции можно такое встретить, но подозреваю, что подобные случаи не редки и в других городах и весях нашей необъятной Родины: час пик, неплохая машина (чаще всего джип) останавливается на узкой проезжей части или напротив остановки, и ее хозяин или хозяйка, не обращая внимание на моментально скопившуюся сзади толпу автомобилей, величественно шествует к ларьку прикупить какую-нибудь мелочь…

Узнаете ситуацию? Наверняка, да. Хотя вроде бы давно уже не слышно анекдотов про «новых русских»: современные успешные предприниматели стали как-то посолидней да поинтеллигентней… Ну, так речь не про них. Мало ли на свете еще осталось грубоватых и неотесанных людей. В конце концов, нечто подобное можно встретить в любом сословии и классе, даже среди нас, призванных быть примером для всех и во всем, – попов.

Духовную жизнь патриарха или архиерея корректирует духовник. Мужу «бибикает» жена, детям – родители. И без этого никуда.

Меня удивляет в этой ситуации совсем другое: почему почти никто не пытается напомнить зазнавшемуся (а может, и мечтательно зазевавшемуся) джентльмену или леди, что они не только нарушают правила дорожного движения, но и банально мешают другим? Что мешает взять и просто, без излишнего начетничества, остановиться и сказать: брат, ты не прав и так поступать нехорошо? Смотри, мол, друг-водитель, вдруг где-то там сзади сейчас отчаянно опаздывает «скорая» к твоему ребенку. Или к ребенку твоей сестры, или еще к кому-то… Ну, или можно ничего не говорить, а хотя бы без излишней агрессии коротко «бибикнуть».

Ведь Господь наш Иисус Христос не зря заповедовал нам, христианам, обличать друг друга, описав весь алгоритм этого спасительного действия: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17).

Без этого мы все погибнем, ведь со стороны – многое всегда видней. Так уж получилось, что наша самооценка неизбежно субъективна и мы, ежели желаем совершенствоваться сами и смиренно помогать другим, непременно нуждаемся в обличающем взгляде со стороны. Нуждаемся в человеке, который нам всегда без обиняков «бибикнет». Нобелевский лауреат и академик, написав новую монографию, отнесет ее на критику рецензенту, у которого может быть меньше регалий, но тот хоть немного, да «обличит» его труд. Духовную жизнь патриарха или архиерея корректирует духовник. Мужу «бибикает» жена, детям – родители. И без этого никуда.

Если посмотреть на вопрос с другой стороны – со стороны обличаемого, то можно увидеть следующую психологию человека, совсем порабощенного грехом: как бы грешник низко ни падал – он всегда подсознательно и сознательно верит, субъективно расширяя рамки дозволенного, что на его месте, в его ситуации каждый вел бы себя так же. Заматеревший вор убежден, что все люди в той или иной степени воры, просто некоторые боятся воровать, а другим это, наверное, невыгодно. Подобным образом мыслит и развратник, и сребролюбец, и честолюбец, и любой другой человек, одержимый какой бы то ни было страстью.

Вот живет себе казнокрад, например, и в ус не дует. Но тут его спокойный мирок с высушенным чучелом совести на дальней полке начинают тревожить сомнения – один, а потом и второй близкий человек неожиданно говорит, что так поступать и жить дальше нельзя… Когда так скажет третий, уютный мирок перестает быть уютным, и какая-то неуверенность появляется у коррупционера: а вдруг оно, и правда, некрасиво – красть-то?

Ну а четвертое или пятое обличение может и вовсе пробить скорлупу субъективности, из-за которой покажется маленький, но кусачий птенец совести.

Так почему же так редко мы обличаем друг друга? Может быть, вспоминаем фразу из книги Притчей Соломоновых: «Обличаяй же нечестиваго, опорочит себе: обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе, обличай премудра, и возлюбит тя» (Притч. 2: 7–8). Да, наверное, так и есть. Нередки ситуации, когда обличение явно не вызовет раскаяния, но будет скорее всего использовано как предлог для скандала и лишь усугубит ситуацию. Некоторые, наверное, вполне справедливо не доверяют себе, полагая, что у них не получится обличить деликатно и кротко, и, скорее всего, они правильно делают, отмалчиваясь в некоторых ситуациях.

Это вообще «не всем дано» – обличать деликатно и с пользой для ближнего. Нередко сталкиваешься с жалобами людей: близкие, мол, перестали со мной общаться, звоню – кидают трубку. А начинаешь немного расспрашивать, и выясняется, что перед тобой стоит эдакий ходячий обличитель, который ежедневно настырно лезет к ближним и дальним с «духовными советами» по поводу и без. То обличение, которое не к ссоре, а к пользе – это событие редкое, исключительное в отношениях двух людей, событие обдуманное, взвешенное, совершаемое по сути нехотя, а не в боевом настрое «наставлю-ка я его сейчас на путь истинный!»

Бывает, человек терпит что-то от ближнего, не обличая его, ради хорошего к себе отношения.

А самая распространенная причина, по которой мы чаще всего всё же отказываемся обличать ближнего, – это не скромность и взвешенное решение не вмешиваться, а человекоугодническое желание всем нравиться и для всех быть приятными. Бывает, человек терпит что-то от ближнего, не обличая его, ради хорошего к себе отношения, но при этом бестактно жалуется на этого ближнего всем встречным и поперечным.

Как-то раз довелось мне среди многих других священников быть приглашенным на престольный праздник в один храм. И вот, встретив среди местных прихожан свою старую знакомую, я услышал от нее жалобу на местного священника:
– Батюшка у нас хороший настоятельствует: к людям внимателен, бескорыстен, попроси – последнюю рубашку отдаст, молитвенник… Но есть у него один недостаток, который смущает всех прихожан: произносит он очень длинные проповеди, прямо как кубинский лидер Фидель Кастро: говорит – не остановишь… Так вот, может, вы ему, отче, намекнете, чтобы чуть покороче говорил?

Я спрашиваю:
– А сами-то пробовали с ним поговорить?
– Нет, что вы… – отвечает, – он же обидеться может.
– Ну так и поговорите с ним так, чтоб не обиделся: мол, все мы знаем вашу любовь к Богу и к нам, недостойным, дорогой отче! Все мы счастливы от того, как вы славно совершаете свое служение в нашем храме, но, как известно, и солнце не без пятен. Поэтому хотим сказать, что, испытывая огромную радость от вашего служения, совсем изредка имеем мы мизерную скорбь от того, что ваше драгоценное время тратите вы на нас, присных своих богомольцев, временами слишком озадачивая наши темные умы вашими продолжительными проповедями…

Мой экспромт понравился опытной прихожанке, и она им вдохновилась. Не знаю, как там дальше было дело, но точно уверен, что если батюшку кротко обличили, то он обязательно примет к сведению и постарается исправиться, уже не беря своих горячо любимых прихожан, как говорят семинаристы, «на измор».

Станем и мы, дорогие братья и сестры, стараться в меру наших сил и способностей кротко и с любовью обличать близких, иногда (иногда!) им «бибикая» и не позволяя впасть в большее искушение. Ибо иначе и здесь можно своим равнодушным молчанием «предать Бога». Давайте, по завету Христа Спасителя, будем учиться с любовью обличать ближних и сами смиренно вкушать горькие, но спасительные пилюли обличения.

Иерей Димитрий Фетисов.

«pravoslavie.ru».

Загрузка...