Юридический портал - Ipoteka112

Сознание как высшая стадия психического развития. Четвертая стадия развития личности

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко). I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы. II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл. Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия. Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного "Я". Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания: 1. отражательная, 2. порождающая (творчески-креативная), 3. регулятивно-оценочная, 4. рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: 1. отражение мира, 2. мышление о нем, 3. способы регуляции человеком своего поведения, 4. сами процессы рефлексии, 5. свое личное сознание. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Homo sapiens – человек разумный. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая в силу необходимости совместных действий для добывания пищи осуществлялась при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходит в процессе активной деятельности. Трудовая деятельность для человека имеет продуктивный характер, поскольку труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в продукте, т.е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Труд – это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно:

1) употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования;

2) продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;

3) подчиненность труда представлению о продукте труда - трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий;

4) общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности;

5) труд направлен на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Таблица 3. Основные формы и взаимосвязь проявлений психики человека

При этом необходимо понимать, что действия человека, его активность существенно отличаются от действий, поведения животных.

Таблица 4. Важнейшие особенности деятельности животных и человека

ЖИВОТНЫЕ

Инстинктивно-биологическая деятельность

Руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации

Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты)

Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют постоянно

Приспосабливаются к внешней среде

Деятельность направляется познавательной потребностью и потребностью в общении

Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости

Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и др. системы)

Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям

Преобразует внешний мир к своим потребностям

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Структура деятельности человека

Деятельность

Мотивы – то, Действия – то, Цели – то,

что побуждает что направлено на что направлена

к деятельности на достижение деятельность

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок-действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл. Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта); моторные (двигательные действия); волевые; мыслительные; мнемические (действия памяти); внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия (табл.5):

Таблица 5. Компоненты действия

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд. Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, является речевое общение. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Основные функции речи:

1)средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта человечества;

2)средство общения (коммуникации);

3) интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Речь является формой существования мысли .

ФУНКЦИИ РЕЧИ

Общение Мышление

Коммуникация Экспрессия Обозначение Обобщение

Все психические процессы с помощью речи становятся произвольно управляемыми. Посредством слова обозначается предмет, действие, состояние, т.е. у человека со словом связано представление о предмете или явлении. Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков, т.е. каждое слово уже обобщает, и это позволяет реализовываться мышлению. Коммуникация состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым в воздействии друг на друга. Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к собеседнику.

Рассматриваемое в данном контексте, сознание выступает высшей, свойственной человеку формой обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Вторая функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: а) построение отношений, б) познание и в) переживание. Основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структуре сознания синтезируются формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Осознание переживания – это установление его объективной отнесенности к причинам его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано (С.Л.Рубинштейн).

Функции сознания : 1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная функция – основная функция (характеризует сущность сознания). К функциям сознания относятся познание (обобщенное отражение мира), переживание, отношение к миру и людям, рефлексия, регулирование поведения и деятельности, мышление (образ и мысль), эмоции и чувства, воля.

Сознание человека развивалось в филогенезе и становилось возможным в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности и социальных контактов. Сознание 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я» .

Выделяют два слоя сознания (рис.1): 1. бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя а) биодинамические свойства движений, б) опыт действий; в) чувственные образы; и 2. рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя а) значение; б) смысл. В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) и отражение мира, 2) и мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) и сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание.

Значение означает содержание общественного сознания, усваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – это объективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений.

Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и обозначение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, т.к. для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира.

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах.

Биодинами- Мир производст-

ческий опыт венной практичес-

действий, кой деятельности

Бытийное движений

сознание

Чувствен- Мир пред-

ные обра- ставлений,

зы культурных

Самосознание символов

Мир идей,

Значение научных

Рефлективное знаний

сознание

Смысл Мир пережива-

ний, эмоций

Рис. 1. Структура сознания

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существует только как язык, в нем объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Язык и объектированные в нем формы мышления – это определенным образом рационализированные формы сознания, которые обретают видимую самостоятельность, но в действительности являются только вершиной айсберга. Рефлектированные, рациональные структуры сознания имеют в своем основании другое содержание, источник и энергию образования этих рациональностей. Рациональные структуры являются, во-первых, только частной реализацией базовых оппозиций сознания; во-вторых, в сознании часто наличествуют конфликтующие структуры. И разрешение таких конфликтов, есть освобождение энергии и сознания для следующего цикла развития возможно только через акры осознания на себе.

Функция организации сознания (ее задача и смысл) состоит в освобождении психической энергии сознания, в расширении горизонтов сознания и, что самое главное, в создании оптимальных и необходимых условий для нового цикла развития.

Поскольку сознание, рассмотренное извне, объективно является определенной знаковой структурой и структурой объективированного мышления, то его можно исследовать и описывать объективно. В то же время, внешняя структура указывает на наличие внутренней структуры сознания, поэтому возможен переход к пониманию внутренних содержаний сознания.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы в контексте идеи непрерывного развития:

1. Необходимо двойственное (извне и изнутри) описание генезиса развития знания, деятельности

2. В ходе проектирования развития необходимо совмещение этих двух точек зрения. Основанием проектирования развития может быть или заданная форма сознания, или задаваемые извне свойства деятельности, способности к деятельности и т.п.

3. Развитие знаний, деятельности можно описывать самостоятельно как извне, так и изнутри (извне это будет описание деятельности, ее развертывания в ходе введения проблемных ситуаций, рефлексивных выходов и т.п.; изнутри – это будет генезис форм сознания, их трансформации, преобразования друг в друга).

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Многие наблюдения психологов показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования.

Возникшие затруднения привлекают внимание и они, таким образом, осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств, способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления обеспечивает человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Недаром известный психиатр А. Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи решает человек подсознательно, реализуя автоматизмы.

Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне.

Все стадии развития личности и сознания, как мы уже говорили, делятся на и находящиеся над ними духовные этапы. Граница между социальным и духовным отличается интересной особенностью. Если нам приходится чем-то жертвовать ради других, для нас это некомфортно и неприятно, а вот кто-то делает что-то значительное ради нас, это приносит нам удовлетворение и счастье. Это обычный человеческий эгоизм. Социальные этапы развития характеризуются тем, что наше эго приобретает четко выраженные черты, кристаллизуется и постепенно развивается. Для людей, находящихся на них, потребность утверждаться за счет других является доминирующей. Человек живет только ради себя, любимого, часто проявляет агрессию, жадность, раздражителен, часто обижается, волнуется, порой унижает окружающих. Со стороны кажется, что ему чего-то очень не хватает, но он даже не может сознательно дать себе отчет, чего именно. Как только черта между социальными и духовными уровнями перейдена, наступает неминуемое облегчение, связанное с перестройкой эго и кардинальным изменением мировоззрения. По словам известного Дона Хуана, человек уже шествует по жизни, лишь слегка интересуясь окружающими его проявлениями внешнего мира. Как это бывает, описано ниже. Рассмотрим три последующие этапа развития личности: блаженный, мудрец и просветленный.

Четвертая стадия развития личности

Люди, достигшие этого этапа, - блаженные . Они перестают лелеять собственное эго и практически полностью избавляются от чувства собственной важности . Часто эту ступень связывают с истинным духовным взрослением, когда человек выходит из детского состояния души и способен по-настоящему заботиться об окружающих. Ему не нужны никакие покровители, в то время как члены социума с трех предыдущих этапов развития не заинтересованы в том, чтобы прожить свою жизнь полностью самостоятельно и так, как стремятся они. Даже рассказ или чтение об этом способны повергнуть такую личность в тоску. Однако, с другой стороны, интерес к этой теме говорит о том, что человек уже готов переступить рубеж между социальным и духовным. Однако переход может растянуться по времени на года и даже десятилетия или совсем не произойти, если вы не будете практиковать осознанную мудрость.

Не всем понятно, почему следует жить ради других и что меняется на этом этапе в сознании и душе по сравнению с предыдущими этапами. Чтобы получить ответы на эти вопросы, стоит спросить у себя: а в чем смысл жизни, направленной на удовлетворение лишь своих эгоистических потребностей иможет ли она сделать вас по-настоящему счастливым ? Человек, который думает лишь о себе, подсознательно хочет, чтобы весь мир вращался вокруг его личности. Однако даже если бы такое желание осуществилось, он бы познал бесконечное одиночество, а не счастье. Чтобы найти родственные души, необходимо уметь раскрываться для полного и гармоничного общения. Если вашу душу сжигает огонь алчности, жестокости и властолюбия, быть самим собой опасно, дискомфортно и страшно. Перед тем как выплеснуться из чаши вашего внутреннего Я, ледяное пламя самолюбия и стремления к власти обожжет и вас своим ледяным потоком.

На данном этапе развития восприятие приобретает большую чувствительность , и человек начинает еще более внимательно и чутко относиться к происходящему. Он осознает, что мудрость не терпит эгоизма и желания получить выгоду только для себя, становится более дальновидным и понимает, что лень, ложь, грубость, корысть, жадность лишь отдаляют от истинного счастья. Даже если наши желания постоянно выполняются, это дарит нам лишь иллюзию удовлетворенности, после чего бешеная гонка за призрачным будущим начинается вновь.

На этой стадии человек сознает страхи и ложные цели, которые ставят перед собой окружающие, находящиеся на первых трех уровнях развития, но не осуждает их за это, возвеличивая свою персону. Наоборот, он исполнен сочувствия к тем, кто еще пребывает в невежестве и зачаточном состоянии сознания. Если тщательно проанализировать, большинство людей, остающихся на социальных стадиях развития, тратят свое время и материальные блага напрасно, а иногда и наносят себе непоправимый вред. Хорошо проработанная третья стадия развития дарит человеку максимальную силу, сосредоточенную на социальном уровне, но лишь на четвертой стадии он учится ею правильно распоряжаться.

Блаженный, пребывающий на четвертом уровне, истинно счастлив , потому что меньше всего беспокоится о собственном я. Он обожает жизнь и не растрачивает свою энергию и время на рефлексии и бесплодные размышления, как 90% жителей нашего мира. Смысл его бытия - творческое созидание, позитивное действие, которое несет благо всем, кто находится рядом с ним. Если же заботы о собственном эго начинают превалировать, самоотдача становится невозможной, и страдания и душевная пустота получают над вами полную власть.

Пятая стадия развития личности

Это этап, на котором человек уже может носить гордое звание мудреца . Как правило, переход с третьей ступени развития на четвертую является самым сложным как в плане чувств, так и по накалу происходящих в жизни событий. Поэтому нередко встречаются люди, неплохо проработавшие последние стадии, но при этом лелеющие чувство собственной важности. На самом деле этапы развития в идеале должны быть пройдены в строгой последовательности.

Если на третьем уровне мы учимся управлять ситуациями и событиями на уровне социума, то на пятом уровне нам предоставляется возможность контролировать собственное сознание, а значит, и корректировать на метафизическом уровне происходящее в нашей жизни.

Когда человек с полной отдачей проработал четвертый уровень, на пятом его мудрость становится по-настоящему глубокой. Именно сейчас мудрость достигает рубежа, после которого приходит интуитивное понимание того, почему в мире возникают войны, болеют и страдают люди. Смысл жизни постигается намного глубже, чем стандартный взгляд на то, что есть справедливым, а что - нет. Мудрец легко различает причину и следствие. Все, что происходит вокруг, неслучайно, каждый жизненный урок - это драгоценный камень , являющийся неотъемлемым элементом мира вокруг нас. Именно на этой стадии возможно целостное восприятие реальности.

Все скрытые процессы на пятой стадии развития становятся очевидными, а их глубинные предпосылки - понятными. Если при перемещении с третьего уровня на четвертый исчезает чувство собственной важности, а преодоление вины, стыда и страха приводит к полному перелому в мышлении и чувствах, то на пятой стадии мирские идеалы превращаются для истинного мудреца в ничто.

Если четвертая стадия не была достаточно проработана, переход неподготовленной души на пятый этап вызывает чувство отчаяния. Однако познание, дальновидность и чуткость восприятия здесь находятся на достаточно высокой ступени развития, поэтому духовные иллюзии постепенно разоблачаются так же, как и мирские. Обреченность, бессмысленность, неверие в свои силы - это точно такие же иллюзии, как и все, происходящее на социальном уровне.

На этой стадии человек понимает всю значимость уроков высших сил, которые ему предоставляются для дальнейшей духовной эволюции. Чувство вины, зависть, алчность, эгоизм, тоска, злость, жажда животных наслаждений даются ему для обретения внутренней силы и самопознания. Они способствуют расширению и стимуляции сознания и, следовательно, приводят к полному прощанию с грубыми иллюзиями чувственного мира. Тяжелые переживания - это некий кнут, с помощью которого мы волей-неволей начинаем развивать и увеличивать силу различения и восприятия. Зрелое сознание, наделенное этими замечательными качествами, может без проблем удалять и растворять негативные эмоции. Если предыдущие стадии развития были полноценно проработаны, на пятой ступени человек учится балансировать в любой ситуации, в любой миг жизни, причем его реакция будет наиболее адекватна и благоразумна. Человек при этом способен уравновесить события, происходящие в данный момент на весьма тонком духовном уровне.

Шестая стадия развития личности

На этом этапе на человека нисходит, а в разуме происходит как будто познавательный «взрыв». Состояние в этом случае нельзя описать как простое удивление или даже большое изумление. Просветленный человек - это человек, который навсегда оставил неведение и пришел к истине. В обычном мире при стандартном ходе событий мы можем участвовать в беседах с людьми, заниматься совместной деятельностью, но ваша душа уже изменилась навсегда. Отличительной чертой перехода с третьей стадии на четвертую является эмоциональный переворот, при достижении шестой ступени его сменяет полный переворот сознания.

Этот этап означает, что человек достигает вершины восприятия, возможного в этом мире, и видит все вещи такими, какими они являются. Он знает, что жизнь происходит только в этом месте и в этот момент, прошлое и будущее - всего лишь иллюзии , владеющие большинством обитателей планеты. Все события кажутся просветленными лишь сном разума, так сладко убаюкивающим обычных обывателей. На данной стадии личность проживает полный катарсис, восприятие по кругу замыкается в самом себе, следствием чего становится глубинное самоосознание. Сама личность превращается в объект изучения чем-то сокровенным, глубинным, что находится выше человеческой жизни и оценивает ее со стороны. Человеческая душа и сознание видятся в истинном свете, ведь они представляют собой ничто иное, как сплетения вечно меняющейся ментальной энергии, сосредоточенной в районе головы, сердца и горла. Все, что человек знал о жизни раньше, оказывается самообманом. Миром его становится мысль о самой мысли.

На этой стадии избавление от сильных страданий, легкость существования и полное отсутствие «земных» желаний - это реальность. Бытие осознается как абсолютно спонтанное явление. Просветленная личность воспринимает саму себя как реальное ощущение существования в этом мире, сопричастности ко всему, что в нем происходит, поэтому посвящает себя полностью развитию способности воспринимать и созерцать. Роль зрителя означает невмешательство в процесс, а жизнь течет сама собой, по законам своей внутренней энергии.

Просветление - это осознание того, что присутствует здесь и в данный момент. При этом сам человек воспринимается всего лишь как одно из большого количества явлений, самопроизвольно продуцирующихся бытием. Такое понимание недоступно человеку, остающемуся на первых трех этапах развития. При изучении этой теории иногда появляются оценки, но это не более чем мысли, которые могут оценивать одно и то же явление в разных точках временного континуума по-разному.

Если человек с другой стадии развития в какой-то момент приобщится к свободе спонтанного бытия , характерной для просветления, его жизнь обретет смысл.

В разные периоды нашей жизни мы на какое-то время оказываемся на более высоких уровнях развития, затем происходит регрессия и это понимание уходит. Причина этого - пропущенные уроки на предыдущих этапах развития. Именно процесс развития, совершенствования человеческой личности является краеугольным камнем нашего существования, с которым не сравнятся никакие богатства мира.

О первых стадиях развития личности на сайте можно читать

Психика - это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Выделяют четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость (одноклеточные живые существа), чувствительность (рыба и пр.), поведение высших животных, сознание человека.

Выделяют три основные функции психики: познавательную, регулятивную и коммуникативную.

Возможность осуществления сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания, благодаря чему он действует осознанно и самостоятельно.

Сознание индивида характеризуется активностью (наличие цели и деятельности по ее достижению), направленностью на какой-либо предмет (интенциональность), способностью к самонаблюдению (рефлексия), мотивированностью (обусловлено потребностями организма или личности).

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Сознание развивается у человека только в социальных контактах.

В состав сознания включают познавательные процессы, умение отделить себя от окружающего мира, предвидение результатов своих действий, мир чувств и эмоций. Особую роль в формировании сознания играет речь. Только благодаря ей становится возможным усвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его способности к целеполагающей деятельности.

Венцом развития сознания является развитие самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но и познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Бессознательное - это явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение человека похожи на осознаваемые психические, но им не осознаются. К бессознательным процессам относятся ощущение равновесия, мышечные, зрительные и слуховые ощущения.

Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного - те качества, интересы, потребности, которые человек не осознает, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях и действиях. Первая группа бессознательных явлений представлена ошибочными действиями: оговорки, описки, ошибки при написании или произнесении слов.

В основе второй группы лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий, т. е. того, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением (сновидения, грезы, мечты).

Вопрос об отношениях между сознательным и бессознательным достаточно сложен и не имеет однозначного решения.

«Высшая ступень человеческого развития»: Соловьев и современность

Владимир Соловьев

В учении о «богочеловечестве» В. Соловьева историософская космогония «всечеловечества» получает свое логическое завершение: если у Киреевского и Хомякова – отдельные, а у Достоевского и Данилевского – каждая религия, философия, учение, культура, цивилизация получали свою меру оправдания как органические произрастания на общечеловеческой «почве» и признание как естественные предпосылки появления Христианства, то у Соловьева они получают уже гностическое «освящение», окончательную сакрализацию как периоды земной жизни «всечеловека» Софии, возвращающейся в божественную Плирому, в Царствие Небесное как к себе домой.

Антропотеическая «религия» Соловьева «есть воссоединение человека и мира с безусловным и всецелым началом. Это начало, как всецелое или всеобъемлющее, ничего не исключает, а потому истинное воссоединение с ним, истинная религия не может исключать, или подавлять, или насильственно подчинять себе какой бы то ни было элемент, какую бы то ни было живую силу в человеке и его мире» (XVI,42). Помимо прочего, в качестве иллюстрации того, насколько подобные воззрения были распространены в ту эпоху, здесь также можно вспомнить систему Ш. Фурье (увлечение которым пережили Достоевский и Данилевский), у которого все страсти как «живые силы» человека, «правильно» используемые, тоже получали свое законное место в идеальном целом религиозно переживаемого грядущего (ср. у Фурье: «все наши страсти становятся хорошими, если они развиваются в новом общественном строе, для которого бог их предназначил» (XVII,296); и у Соловьева: «Воссоединение, или религия, состоит в приведении всех стихий человеческого бытия, всех частных начал и сил человечества в правильное отношение к безусловному центральному началу, а через него и в нем к правильному согласному отношению их между собою» (XVI,42)).

В «неправильном» отношении к «безусловному началу» в этой системе координат пребывает и каноническая Церковь (««современная религия есть вещь очень жалкая – собственно говоря, религии как господствующего начала, как центра духовного тяготения нет совсем» (XVI,34)). Поэтому «правда социализма» и атеизма заключается в самом их отрицании исторического Христианства, что расчищает место для истинной церкви будущего, которая соединит Бога и весь мир без остатка. «Путь к спасению, к осуществлению истинного равенства, истинной свободы и братства лежит через самоотрицание. Но для самоотрицания необходимо предварительное самоутверждение: для того, чтобы отказаться от своей исключительной воли, необходимо сначала иметь ее; для того, чтобы частные начала и силы свободно воссоединились с безусловным началом, они должны прежде отделиться от него, должны стоять на своем, стремиться к исключительному господству и безусловному значению, ибо только реальный опыт, изведанное противоречие, испытанная коренная несостоятельность этого самоутверждения может привести к вольному отречению от него и к сознательному и свободному требованию воссоединения с безусловным началом. Отсюда виден великий смысл отрицательного западного развития, великое назначение западной цивилизации» (XVI,43). Механизм спасения – все тот же закон диалектического самоотрицания, внутренне всех и вся воскрешающий и побуждающий к «воссоединению с безусловным началом». Поэтому основной вклад России в созидаемый богочеловеческий синтез — это не Русская Церковь, но дух общинности, коллективизма, монархизма и т.п. как природная воля к всеединству.

«По закону разделения исторического труда, один и тот же культурный тип, одни и те же народы не могут осуществить двух мировых идей, сделать два исторические дела, и если западная цивилизация имела своею задачей, своим мировым назначением осуществить отрицательный переход от религиозного прошлого к религиозному будущему, то положить начало самому этому религиозному будущему суждено другой исторической силе» (XVI,44).

Определяющий для доктрины всеединства принцип диалектического развития-эманации обуславливает априорный гностицизм ее антропологии: «Такая [совершенно сознательная и свободная] связь была бы невозможна, если бы божественное начало было чисто внешним для человека, если бы оно не коренилось в самой человеческой личности; в таком случае человек мог бы находиться относительно божественного начала только в невольном, роковом подчинении. Свободная же внутренняя связь между безусловным божественным началом и человеческой личностью возможна только потому, что сама эта личность человеческая имеет безусловное значение. Человеческая личность только потому может свободно, изнутри соединяться с божественным началом, – что она сама в известном смысле божественна, или – точнее – причастна Божеству». «…божество принадлежит человеку и Богу, с тою разницею, что Богу принадлежит оно в вечной действительности, а человеком только достигается, только получается, в данном же состоянии есть только возможность, только стремление» (XVI,55).

Из общей логики романтической антропогонии вытекала идея «догматического развития», непрекращающегося и даже нарастающего «внутреннего откровения», что делало Священное Предание и сами догматы Церкви относительными истинами. Если у предшественников все религии и философии мира были предпосылками Христианства, то Соловьев делает следующий шаг: развивает уже само историческое Христианство. Получалось, что и св. апостолы, и святители, и преподобные отцы обладали лишь «отдельными сведениями о божественных предметах», «так как дух человеческий вообще, а следовательно, и религиозное сознание не есть что-нибудь законченное, готовое, а нечто возникающее и совершающееся (совершенствующееся), нечто находящееся в процессе, то и откровение божественного начала в этом сознании необходимо является постепенным».

«Лишь философия религии, как связная система и полный синтез религиозных истин, может дать нам адекватное (соответствующее) знание о божественном начале как безусловном или всеобъемлющем, — ибо вне такого синтеза отдельные религиозные данные являются лишь как разрозненные части неизвестного целого» (XVI,64). В качестве таких «отдельных данных неизвестного целого» в «полном синтезе» религии Соловьева обретают свою «правду» античный политеизм («первая ступень религиозного откровения» (XVI,69)) и буддизм («отрицательное откровение» (XVI,70)). «Наконец, на третьей ступени божественное начало последовательно открывается в своем собственном содержании, в том, что оно есть само в себе и для себя» (XVI,70). То же самое касается христианского периода истории: католичества и протестантизм, материализм и идеализм, Французская революция и социализм оказываются «разрозненными частями целого».

Пребывание гностика в «высшей степени религиозного развития, высшей форме божественного откровения» (XVI,67), или одесную «божественного начала», сообщает ему великодушие в отношении отставших в духовном развитии. «Так как божественное начало есть действительный предмет религиозного сознания, то есть действующий на это сознание и открывающий в нем свое содержание, то религиозное развитие есть процесс положительный и объективный, это есть реальное взаимодействие Бога и человека – процесс богочеловеческий. Ясно, что вследствие объективного и положительного характера религиозного развития ни одна из ступеней его, ни один из моментов религиозного процесса не может быть сам по себе ложью или заблуждением… Из различия в степенях религиозного откровения нисколько не следует неистинность низших степеней… В религиозном развитии низшие ступени в своем положительном содержании не упраздняются высшими, а только теряют свое значение целого, становясь частью более полного откровения» (XVI,66).

Априорное единство Бога и мира («мировой души», «Софии», «всечеловечества») делает Боговоплощение в этом квазихристианизированном пантеизме естественным явлением, соответствующим природе мира и человека.

«Реализация божественной идеи в мире есть постепенный и сложный процесс, а не один простой акт», поскольку «свободным актом мировой души объединяемый ею мир отпал от Божества и распался сам в себе на множество враждующих элементов; длинным рядом свободных актов все это восставшее множество должно примириться с собою и с Богом и возродиться в форме абсолютного организма» (XVI,169-170).

Даже у Достоевского (в сравнении с Соловьевым) эта основная для религиозного романтизма идея «имманентности трансцендентного», или «реализации идеального», высказывалась еще не столь радикально («Слово плоть бысть, т.е. идеал был во плоти, а стало быть, не невозможен и достижим всему человечеству. Да разве человечество может обойтись без этой утешительной мысли? Да Христос и приходил затем, чтоб человечество узнало, что знания, природа духа человеческого может явиться в таком небесном блеске, в самом деле и во плоти, а не что в одной только мечте и в идеале, что и естественно и возможно. Этим и земля оправдана» (XI,112)).

У Соловьева же все наработки предшественников складываются уже в законченную еретическую систему: «Воплощение Божества, не есть что-нибудь чудесное в собственном смысле, то есть не есть нечто чуждое общему порядку бытия, а, напротив, существенно связано со всей историей мира и человечества, есть нечто подготовляемое и логически следующее из этой истории. Воплощается в Иисусе не трансцендентный Бог, не абсолютная в себе замкнутая полнота бытия (что было бы невозможно), а воплощается Бог-Слово, то есть проявляющееся вовне, действующее на периферии бытия начало, и его личное воплощение в индивидуальном человеке есть лишь последнее звено длинного ряда других воплощений, физических и исторических, – это явление Бога во плоти человеческой есть лишь более полная, совершенная теофания в ряду других неполных подготовительных и преобразовательных теофаний. С этой точки зрения, появление духовного человека, рождение второго Адама не более непонятно, чем появление человека природного на земле, рождение первого Адама. И то и другое было новым, небывалым фактом в мировой жизни, и то и другое представляется в этом смысле чудесным; но это новое и небывалое было подготовлено всем прежде бывшим, составляло то, чего желала, к чему стремилась и шла вся прежняя жизнь: к человеку стремилась и тяготела вся природа, к Богочеловеку направлялась вся история человечества» (XVI, 187-188).

Дальнейшая рецепция

«Освященная» классиками отечественной религиозной мысли Хомяковым и Киреевским, Достоевским и Соловьевым, гностическо-неоплатоническая идея антропогонии становится постоянной величиной апологетики отечественной философской и богословской мысли. Достаточно широко известно и признано, что из учения Соловьева выходит все «новое религиозное сознание» уже откровенно оккультной эпохи декаданса. Гораздо реже осознается то, что не миновали магических чар этого неогностицизма и неоплатонизма многие мыслители консервативного направления.

Например, И. Ильин: «В противоположность всякому интернационализму, – как сентиментальному, так и свирепому; – в противовес всякой денационализации, бытовой и политической – мы утверждаем русский национализм, инстинктивный и духовный, исповедуем его и возводим его к Богу… Каждый народ имеет национальный инстинкт, данный ему от природы (а это значит – и от Бога), и дары Духа, изливаемые в него от Творца всяческих. И у каждого народа инстинкт и дух живут по-своему и создают драгоценное своеобразие… Раскрывая его, осуществляя его, мы исполняем наше историческое предназначение, отречься от которого мы не имеем ни права, ни желания. Ибо всякое национальное своеобразие по-своему являет Дух Божий» (XVIII, 270). Несмотря на то, что формально, казалось бы, говорится о святынях Христианства и «в противоположность всяким» западным (либеральным и социалистическим) «интернационализмам», Христианство как таковое фактически упраздняется, если Пятидесятница – это естественный процесс, присущий «каждому народу».

Явственно звучат принципы восходящего всеединства (пребывающего Царствия Божия на земле, прогрессирующего харизматизма и стихийной теофании) уже, собственно, в богословии, в частности, у митр. Никодима (Ротова), свящ. Александра Меня и др. представителей этой легко узнаваемой школы.

«С самого начала подготовка человечества к будущему воссозданию всего творения Божия (Откр 21:5) животворящей энергией богочеловечества происходит двумя различными путями: непосредственно в Церкви, или в “граде Божием”, и за ее видимыми границами - в “земном граде”. Конечно, ближайшим и ценнейшим плодом пересоздающей мир Божественной деятельности является Церковь, но область Царства Божия шире, чем область собственно церковной жизни. Христос - Спаситель всех человеков (1 Тим. 4:10), будучи Главой Церкви, действует и явно, и сокровенно в душах всех людей, ради спасения коих Он пришел на землю (1 Тим. 2:4). Но отсюда следует, что и Церковь, как Его тело, простирает свое действие в той или иной степени на все человечество. За пределами “града Божия” происходит также постепенное обновление мира, состоящее в созидании сокровенных элементов Царства Божия, на основе рассеянных среди “земного града” и зреющих в нем “сперматических логосов” истины и добра… Христиане и другие люди доброй воли могут, таким образом, являться как бы естественными союзниками в этой священной борьбе, будучи разумными орудиями или даже служителями и соработниками Божиими в Его преобразующей человечество деятельности» (XIX,22).

Рудименты этого богословского романтизма до сих пор можно услышать в совсем современных проповедях: «Божественные слова, которые дарует нам Господь, преобразуют нашу жизнь, помогают удержать то доброе, чем мы владеем, и взойти на новые ступени духовного развития, которые еще вчера были нам не под силу» (XX). « человеческий успех, и развитие, и все то, что несет нам современная цивилизация, в свете этой веры может быть преображено, может действительно послужить полноте человеческой жизни» (XXI). «Священная история вплетена в историю человеческого рода. Один и тот же человек может быть героем и одной, и другой истории… Священная история не только переплеталась с историей общей, но и проникала в эту человеческую историю, и тогда достигался самый большой успех… Когда одно проникает в другое, когда Божественное оплодотворяет человеческое, - только тогда удается достичь тех целей и покорить те вершины, которые невозможно покорить, если обычная человеческая история отрывается от истории священной» (XXII).

О том, куда могут завести полуоккультные идеи религиозного романтизма, можно судить по следующему современному тексту: «Философия всеединства есть не просто система знаний. Она есть также и руководство к действию. Почему это возможно? Потому что она обладает двойственной природой: человеческой и богоданной. Она создана людьми, их живой мыслью, разумом, гением, их чувственной интуицией и поэтическим вдохновением… Однако её содержание – от Бога. Оно бралось в моменты высочайшего мыслительно-творческого экстаза у самого Престола Божия, потому это содержание истинно. По той же причине оно может руководить поступками человека. Служить образцом реальной земной жизни, а также быть эталоном богопознания. Русская философия всеединства сегодня нужна нам как воздух. В ней – надежда преодоления общечеловеческого кризиса богооставленности. С её идеями Свет и Смысл возвращаются в мир. Нельзя упустить этот шанс. А значит, дело русских философов нужно продолжать. Где же, как ни в России начинать возрождение идей всеединства?» (XXIII,4-5).

Здесь же хорошо формулируются основные принципы этой «высшей религии», по которой планируется строить всю человеческую жизнь. «В мировоззренческом плане уже не могут ставиться узконациональные задачи, поэтому русская философия всеединства нужна нам как базис общемирового гнозиса. Однако историческое дело каждой нации – главное достояние мирового сообщества. Задача не устранять различия между этими делами, а расширять и усиливать мощь всякой национальной самобытности до степени её окончательного совершенства. Здесь результаты всех таких “расширений” сольются в торжество всецелой Истины, открытой и прозрачной для всех. Поэтому, если в индо-тибетской культуре, как мне кажется, путь возвращения к Богу лежит через Синтез Йоги, в ирано-мусульманской культуре – через Веру Бахаи, то в России – через философию всеединства. Пройдя все пути до конца, мы обретём долгожданную Встречу в Боге-Омеге (как писал об этом Пьер Тейяр де Шарден). Схема духовного пути человечества, предложенная мной на основании трудов русских философов всеединства: I. София актуализирует заложенный в человеке потенциал творческих сил. II. Эти силы, которые суть деятельные сущности (идеи), [или бесы – с точки зрения Священного Предания. – А.Б.] стремятся обрести своё тождество, стать истинными. III. Механизм воздействия этих сущностей на человека раскрывается в интуитивном познании, которое представляет собой преодоление Я своей гносеологической замкнутости и встречу с живыми идеями [сиречь бесами. – А.Б.]. IV. Мышление, осуществляющее в себе эту процедуру, есть органическое мышление [или «прелесть бесовская» – в терминах Священного Предания. – А.Б.]. Его результатом должен явиться Организм Идей [или «геенна огненная» – на языке Священного Писания. – А.Б.], т.е. новое состояние материи, в котором преодолевается взаимонепроницаемость тел в пространстве, поскольку каждое тело обретает тождество со своей абсолютной идеей. V. Становится возможным воплощение таких универсальных и всеобъемлющих идей как София, Бог, Всеединое Царство. VI. Человек и Бог, Человек и София, будучи отныне существами-идеями единого порядка, получают возможность личного общения и совместного творчества. VII. Цель настоящего эона достигнута» (XXIII,88-89).

Александр Буздалов

Литература

I. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., «Институт Русской цивилизации», 2008.
II. Гегель Г.В.Ф. Философия религии в двух томах. М., «Мысль», 1977. Т.2.
III. Киреевский И. О необходимости и возможности новых начал для философии / Киреевский И. Полн. собр. соч. М.,1911. Т.1.
IV. Хомяков А.С. Записки о всемирной истории / Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. М.,1904. Изд. 4-е. Т.5.
V. Хомяков А.С. Церковь одна / Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. М.,1907. Изд. 5-е. Т.2.
VI. Гегель Г.В.Ф. Философия религии в двух томах. М., «Мысль», 1976. Т.1.
VII. Достоевский Ф.М. Записная тетрадь 1876-1877гг. / Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т. XXIV. СПб, «Наука», 1976.
VIII. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.3. СПб.: Наука, 1999.
IX. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1880, август, гл.2 (очерк «Пушкин») / Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т.XXVI. СПб, «Наука», 1984.
X. Аксаков И.С. Доктрина и органическая жизнь. День, 1861. №5.
XI. Достоевский Ф.М. Бесы. Подготовительные материалы / Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т.XI. СПб, «Наука», 1974.
XII. Достоевский Ф.М. – Достоевскому М.М. 1.01.1840 / Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т.XXVIII(1). СПб, «Наука», 1985.
XIII. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1876, июнь / Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т.XXIII. СПб, «Наука», 1981.
XIV. Достоевский Ф.М. Записная тетрадь 1863-1864 гг. / Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т.XX. СПб, «Наука», 1980.
XV. Достоевский Ф.М. Социализм и христианство. Записная тетрадь 1864-1865 гг. / Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т.XX. СПб, «Наука», 1980.
XVI. Соловьев В. Чтения о богочеловечестве. Статьи. Стихотворения. СПб., «Худож. лит.»,1994.
XVII. Фурье Ш. Новый промышленный и общественный мир / Фурье Ш. Избранные сочинения. М., «Государственное социально-экономическое издательство», 1939. Т.II.
XVIII. Ильин И. О русском национализме / Ильин И. Наши задачи. Париж, 1956. Т.1.
XIX. митр. Никодим (Ротов). Христианская ответственность за лучший мир. Доклад на IV Всехристианской конференции 30 сентября 1971 года / ЖПМ. 1972, №1.
XX. Проповедь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Божественной литургии в Корецком монастыре. //www.patriarchia.ru/db/text/711414.html.
XXI. Проповедь Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. //www.patriarchia.ru/db/text/967398.html.
XXII. Проповедь Патриарха Кирилла в неделю 29-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, в Храме Христа Спасителя. //www.patriarchia.ru/db/text/1919545.html.
XXIII. Подзолкова Н. Русская философия всеединства: традиции школы.. Екатеринбург, 2000.

Загрузка...