Юридический портал - Ipoteka112

Уроки литературного чтения план-конспект урока по чтению на тему. Формирование навыков чтения черезэффективные приемы на уроках лит

Цели: познакомить обучающихся с Библией, с притчами Соломона из Ветхого Завета, притчами из Нового Завета; учить анализировать характер и поступки героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; обогащать словарный запас обучающихся; развивать память, речь, мышление, умение работать с иллюстрацией; создать условия для формирования понимания терминов милосердие, доброта, бескорыстие; способствовать развитию духовности, нравственности, осознанию пути самовоспитания изучаемых качеств.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание урока, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ текстов из Библии, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятия притча, пословиц о дружбе, трудолюбии, добре.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг по теме урока, видеозапись фрагмента мультипликационного фильма об Иисусе.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Слово, не умирая,

В мир приходит снова,

Пропитывая время

Откровением,

Дарующим надежду

На спасение,

Пронизывая верой

И любовью

Греховный мир,

Раз искупленный

Т. Гаак

— Как вы понимаете эти строчки?

III. Работа по теме урока

— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

— Прочитайте тему урока. На какие вопросы мы должны ответить на уроке?

— Прочитайте название текста, который будем изучать. («Святой источник».)

— Как вы поняли название?

— Прочитаем текст и узнаем, правы ли вы были. (Чтение текста учителем.)

— Как вы поняли, почему Библия является одной из очень древних и почитаемых книг?

— Что вы узнали о Библии?

Библией называется собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных от Бога людей, называемых апостолами и пророками.

Библия разделяется на две части — Ветхий Завет и Новый Завет. К первой принадлежат книги, написанные на древнееврейском языке до рождения Христа, ко второй — книги, написанные на древнегреческом языке после его рождения.

Под влиянием этой книги создавались шедевры мирового изобразительного искусства, литературы и музыки. Она заметно повлияла на правоведение. Библию превозносили за литературный стиль, и многие люди науки и искусства высоко ценили ее.

Измученный жизнью суровой,

Не раз я себе находил

В глаголах предвечного Слова

Источник покоя и сил.

Как дышат святые их звуки

Божественным чувством любви,

И сердца тревожного муки

Как скоро смиряют они!..

Здесь все в чудно сжатой картине

Представлено Духом Святым:

И мир, существующий ныне,

И Бог, управляющий им.

И сущего в мире значенье,

Причина, и цель, и конец,

И вечного Сына рожденье,

И крест, и терновый венец.

Читая, молиться в тиши,

И плакать, и черпать уроки

Из них для ума и души!

И. Никитин

IV. Физкультминутка

Работа над текстом «Из книги притчей Соломоновых»

(Чтение учителем и учащимися.)

— Перечитайте высказывания еще раз и объясните их смысл. (Просмотр отрывка из мультипликационного фильма (по возможности) об Иисусе.)

VI. Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— О чем высказывания, которые мы только что читали?

— Что вам больше всего запомнилось?

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте медленно стихотворение.

Так, чудо некогда свершилось

В старинном граде Вифлееме —

Родился мальчик Иисус,

Сын Бога и Марии девы.

Его Спасителем назвали,

И был он им на самом деле.

— Прочитайте способом «птичий базар».

— Прочитайте шепотом (еще: с интонацией удивления, восхищения).

— Как вы поняли смысл стихотворения?

III. Работа по теме урока

— Прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать. («Притча о сеятеле».)

— Как вы поняли его название?

— Можете ли вы предположить, о чем этот текст? (Предположения детей.)

— Вспомните, что такое притча. (Притча — краткий иносказательный поучительный рассказ.)

— Как понимаете слово сеятель? (Человек, который сеет семена, а также (перен.) человек, который распространяет какие-нибудь идеи, знания.)

(Чтение притчи учителем.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над содержанием притчи

— Перечитайте притчу еще раз, самостоятельно.

— Куда попали зерна, которые разбросал сеятель? Найдите ответ на вопрос в тексте.

(Дети зачитывают первую часть притчи.)

— Как Иисус Христос объяснил попадание семян в разные места?

(Зачитывают вторую часть притчи с объяснением прочитанного.)

2. Проверка домашнего задания

— Какой дополнительный материал к уроку вы нашли? Расскажите.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Какое впечатление произвела на вас притча?

— О каких людях поведала она нам?

Домашнее задание

Найти и подготовить выразительное чтение других притч.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О, родина святая!

Какое сердце не дрожит

Тебя благословляя?

В. Жуковский

— Прочитайте медленно жужжащим способом.

— А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.

— Прочитаем с ускорением: начнем медленно, затем с каждой строчкой будем читать все быстрее.

— Прочитайте выразительно.

III. Работа по теме урока

1. Постановка учебной задачи

(Вступительная беседа.)

— Прочитайте стихотворение еще раз. Как вы поняли его содержание?

— Ребята, чему учили вас ваши родители? Какими они хотят вас видеть?

— Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать. («Милосердный самарянин».)

— Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей.)

— Как вы понимаете слово милосердный! (Ответы детей.) (Дети находят определение слова в словаре С. И. Ожегова.) Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить

кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердным называется человек, у которого доброе, милующее, отзывающееся на беды других людей, жалеющее, сочувствующее им сердце.

Помощь, за которую мы не требуем награды, т. е. без выгоды (корысти), называется бескорыстной.

— Какие дела свершает милосердный человек?

— Определите задачи урока. (Сегодня на уроке мы попытаемся узнать истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.)

2. Решение учебной задачи

(Знакомство с новым произведением. Чтение учителем. Словарная работа.)

Притча - нравоучительный рассказ. Самарянин — житель самарянской земли.

— Ваши впечатления от прочитанного?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Повторное чтение текста хорошо читающими детьми.)

— Какой вопрос был задан Христу?

— Как ответил Христос?

— Кто шел по той же дороге?

— Что сделал каждый из них?

— Чему учит нас притча о милосердном самарянине?

— Можете ли вы привести случаи из своей жизни, которые напомнила вам притча?

— Что означает выражение помощь ближнему?

Милосердный самарянин — добрый, отзывчивый человек, готовый прийти на помощь попавшему в беду — выражение из Библии (Новый Завет, Евангелие от Луки, глава 10), где описывается история, рассказанная Иисусом своим ученикам. В этой притче на помощь пришел тот, от кого человек меньше всего ожидал помощи. Самаряне — немногочисленный народ, проживавший на территории Израиля. Особый смысл этому выражению придает еще и то, что евреи были в состоянии войны с самарянами. Таким образом, самарянин в то время воспринимался как представитель стана врага, но именно этот человек пришел на помощь.

— Рассмотрите репродукцию картины В. Сурикова «Милосердный самарянин». Что вы можете сказать о ней?

Василий Иванович Суриков (1848—1916) во время создания картины (1874) учился в Петербургской академии художеств. За картину «Милосердный самарянин» — одну из самых ранних его работ — Суриков был удостоен малой золотой медали и допущен к конкурсу на большую золотую медаль. Лица, руки, вообще обнаженное тело в «Милосердном самарянине» написаны гораздо сложнее, чем одежда. Персонажи картины задуманы так серьезно и самостоятельно, что, глядя на нее, и мысли нет о молодости художника. Многослойная живопись сложна и красива, точным рисунком отличается это произведение, отражающее понимание автором этой библейской истории.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

— Кто его главные герои?

Надеюсь, что наш урок не прошел для вас даром и вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и поняли его

смысл. А каждый из вас попытался взглянуть на себя со стороны, определить свое отношение к людям и, возможно, его пересмотреть.

Завершить урок я бы хотела словами святителя Игнатия Брянчанинова: «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».

Домашнее задание

Сегодня перед педагогами начальной школы стоит задача формирования у младших школьников основ учебной деятельности: системы учебных, познавательных, социальных мотивов; умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели; планировать, контролировать и осуществлять свою деятельность и оценивать ее результат.

Специфика предмета "Урок литературного чтения в начальной школе"

Требования к результатам изучения данного учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий (далее - УУД): личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, - но приоритетным должно стать развитие ценностно-смысловой сферы учащихся. Это обусловлено спецификой предмета, связанной с тем, что одной из важнейших функций художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта человечества через систему социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев произведений, которые постигаются читателем в процессе диалога с автором.

При конструировании урока литературного чтения начальной школы с помощью технологической карты преподаватель может не только отразить все этапы урока по ФГОС в начальной школе, но и последовательность своих действий и действий учащихся, которые приведут в конечном итоге к достижению запланированного результата. Поскольку читательская компетентность младшего школьника - основа его дальнейшего самообразования и саморазвития, на учебном занятии наставник должен создать условия не только для развития художественно-эстетического вкуса детей, но и обучения продуктивным формам общения в повседневной жизни.

УРОК ЧТЕНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Целенаправленность урока определяется программными требо­ваниями: обучение должно носить воспитывающий и развивающий характер. Определить конкретные цели каждого урока позволяет ха­рактер и жанр произведения. Работа на уроке также организуется в зависимости от жанра. Например, пересказ сказки обязателен, но он противопоказан при чтении лирических стихотворений. Влияют на организацию урока и размер произведения, его композиция и характер языка.

План урока чтения включает все этапы, характерные для комбинированного урока: восприятие, усвоение, применение на прак­тике. Но на уроке чтения эти этапы учебного процесса часто сливаются и не всегда четко выражены.

Этапы в плане комбинированного урока соответствуют видам за­нятий:

1. Проверка домашнего задания.

2. Подготовительная работа. Установка на восприятие текста.

3. Первичное восприятие: в первом варианте текст читает учи­тель, во втором - сами дети.

4. Эмоционально-оценочная беседа.

5. Чтение детьми текста про себя целиком (данный этап при­сутствует, если при первичном восприятии использовался прием чтения учителем).

6. Анализ произведения.

7. Обобщающая беседа.

8. Работа над планом произведения, выборочное чтение, обу­чение выразительному чтению.

9. Творческая интерпретация художественного текста.

10. Заключительное итоговое чтение.

Совершенно очевидно, что при работе с крупнообъемным про­изведением эта схема нарушается: большой объем текста не по­зволяет провести на одном уроке все виды работ по восприя­тию и освоению произведения. Современная методическая ли­тература предлагает учителю два варианта работы с таким текстом:

1) разбить произведение на части и работать над каждой из них, соблюдая на уроке обычную схему обучения;

2) разъединить чтение и анализ и проводить их последова­тельно на 2-3 уроках.

В последнем случае на первом уроке - уроке знакомства с но­вым произведением - проводится подготовка к восприятию про­изведения, его прослушивание или чтение, а также проверка вос­приятия. Следующие уроки посвящаются анализу и проведению раз­ных видов работы с текстом. Такие уроки являются соответственно уроками анализа произведения.

Количество этапов на уроке любого из трех типов ограничи­вается логикой достижения цели. При этом главное место на уроке занимает чтение. Остальные виды работы с текстом должны быть:

а) направлены на сознательность восприятия и усвоения идеи
произведения;

б) взаимосвязаны и взаимодополняемы;

в) доступны для выполнения каждым учеником.
Обобщающий урок является необходимой формой организации

работы по чтению наряду с комбинированным уроком, так как способствует развитию логических способностей учащихся. Обоб­щающий урок проводится в конце изучения темы. Подготовка к нему организуется учителем с первого урока темы, на котором де­тям объявляется девиз (тема) обобщающего урока. Уроки чтения, экскурсии, наблюдения по теме чтения сопровождаются составле­нием словарных табличек, некоторыми записями, выполнением рисунков, изготовлением макетов, различных поделок. Поощряют­ся отбор и чтение дополнительных текстов и книг по теме, соби­рание иллюстративного материала.

Андреюк Татьяна
Урок литературного чтения с использованием информационных технологий, методов и приемов по развитию критического мышления

Тема : М. М. Пришвин. Выскочка. (3 класс)

Цели : развитие речевых и читательских умений.

Задачи урока :

познакомить учащихся с произведениями М. Пришвина «Выскочка» ; пробудить познавательную активность.

работать над осознанностью чтения , над читательскими умениями;

расширять кругозор учащихся, развивать речь , наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление ;

воспитывать любовь ко всему живому.

Оборудование : портрет писателя, тестовые карточки, иллюстрации с изображением сороки и собаки, компьютер, проектор, экран, печатные листы с биографией автора.

Ход урока

1. Организационный момент :

Методический прием «Корзина понятий»

Глядя на портреты этих писателей, что вы можете сказать об этих людях?

(Они писали рассказы о природе, о животных, о Родине.)

Давайте вспомним их имена (называют ФИО писателей) . Слайд 2.

Составление «Кластера» :

Давайте вспомним, какие жанры произведений писали эти авторы

(Писали – рассказы – очерки – сказки – о животных – о природе – о Родине).

Проведем логические цепочки (по записям) . Слайд 3.

2. Проверка домашнего задания :

Вспомним, с каким произведением знакомились на прошлом уроке ?

(В Бианки «Лесные домишки» литературная сказка .)

Какое задание было на дом? Проверим знание текста при помощи теста.

1. В какую игру играли ласточки – береговушки?

А) пятнашки;

Б) прятки;

В) классики.

2. Какой хищник охотился на Береговушку?

Б) сокол;

В) ястреб

3. Кто строит домик среди гальки на песке?

А) иволга;

Б) пеночка;

4. Какая птичка строит домик на воде из сухого тростника?

Б) пеночка;

В) чомга.

5. Кто строит домик из прутьев, просто накидывая их на ветви?

А) белка;

Б) вытютень;

В) чомга.

6. Кто строит шалашик в траве из сухой травы и мха?

А) чомга;

Б) пеночка;

7. Кто строит домик из сучьев и палок, внутри утепляя мхом?

А) белка;

Б) иволга;

В) пеночка.

8. Кто вьёт лёгкий домик из пеньки, волосков, стебельков?

А) иволга;

Б) пеночка;

В) витютень.

9. С кем не встретилась Береговушка?

Б) сорока;

В) чомга.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте тест друг у друга. Оцените работу.

(1,2 ошибки – 4; 3,4ошибки – 3; 5ошибок и больше – 2)

Поднимите руки те, у кого 5….

ОТВЕТЫ :

1 2 3 4 5 6 7 8 9

а б в в б б а а б

Сегодня мы продолжим чтение рассказов М . М. Пришвина. Вспомним, что мы знаем об этом человеке и возможно узнаем что-то новое.

3. Метод «Чтение с пометами » .

При чтении биографии , карандашом выставлять пометки на полях.

V– уже знал

Узнал новое

?– хочу узнать

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.

б) Проверка.

Что узнали нового?

Пришвин родился в селе Хрущёвое Орловской губернии, в обедневшей купеческой семье. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Михаил учился в гимназии, из которой был отчислен за дерзость учителю. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но прежде чем стал писателем, попробовал себя в нескольких профессиях. Он был агрономом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. А к 30 годам решил стать писателем.

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату» : «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной : не за птицей или зверем, а за открытиями.

Музей – усадьба в деревне Дунино. Слайд 7.

Вывод : Продолжим изучение произведений писателя.

4. Работа над новым материалом.

Мы вспомнили биографию писателя и узнали что то новое о его жизни.

Кто может сформулировать тему нашего урока ? (произведение М. Пришвина)

Все ли произведения Пришвина мы прочитали?

Кто попробует сформулировать цель нашего урока ? (Познакомиться с новым произведением М. Пришвина) МОЛОДЦЫ!

А для того, чтобы достичь цели, нам нужно поставит перед собой задачи :

1. Познакомиться с новым произведением М. Пришвина.

2. Определить тему произведения.

3. Поработать с текстом по его содержанию

Хорошо, задачи поставлены, перейдём к их решению.

Методический прием «Предположение» .

Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране – рисунки собаки и сороки) . Слайд 8.

Тема : о животных.

Что знаете об этих животных?

У М. Пришвина есть очень интересный рассказ о своих наблюдениях за природой. А вот название этого рассказа прочитайте на слайде. Прочитав только буквы, вы узнаете название рассказа.

84В568Ы391С47К577О430Ч471К444А544

Что может произойти в рассказе с таким названием?

5. Лексическая работа :

В тексте рассказа мы с вами встретимся со следующими словами и словосочетаниями :

Бдительный

Радужный

Поскакала дуром

Большего сраму

С заскоком и с пыльцой в голове

Давайте объясним значение этих слов для лучшего понимания рассказа.

(бдительный – очень внимательный; радужный – разноцветный; поскакала дуром-очень быстро; большего сраму - стыд, позор; с заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.)

6. Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками.

Методический прием «Чтение с остановками (2 остановки) .

Чтение 1 части (от начала и до слов (. Вьюшка занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой. Тогда, откуда ни возьмись, сороки – скок-скок – и к самому носу собаки.)

Беседа по I части. Вопросы :

1. Кто является героем рассказа?

2. Какой породы она была?

3. Найдите и прочитайте, как выглядела собака?

4. Из каких слов текста можно было узнать, что Вьюшка встревожена?

Методический приём «Дерево предсказаний» - Слайд 12.

Парная работа. (На столах карточки с заданием) .

Подумайте и дайте ответы на вопросы.

Чем закончится текст?

Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос) .

У кого другой вариант?

Чтение 2 части (от пред-х слов до …только бы одно мгновеньишко)

Беседа по II части. Вопросы :

1. Мы прочитали II часть. Что же случилось?

2. Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у нее утащили кость? (Прочитайте)

3. Да, сорок было семь. Но вот одна сорока отличалась от других. Чем же она отличалась? (Прочитайте)

4. А как про таких говорят? (прочитайте)

5. Да, сорока была глупенькая, бестолковая, не такая, как все. Она делает все так, как ей хочется самой. Но ведь среди людей тоже встречаются такие сороки?

6. А к чему это может привести в жизни? Какие могут быть последствия?

7. Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше будут развиваться события , на ваш взгляд? -(1,2 ученика отвечают) .

Жужжащее чтение текста до конца .

7. После чтения рассказа . Мозговой штурм.

Беседа по III части. Вопросы :

Совпали ли предположения?

А как вы думаете, кого называют «выскочкой» ? (Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание).

Словарь :

Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря Ожегова читает ученик) . Слайд 14

8. Самостоятельная работа учащихся в парах.

А теперь я предлагаю вам поразмышлять о героях этого рассказа. Работать, ребята, вы будете парами. Перед вами схема составления синквейна и две темы «Вьюшка» и «Выскочка» (с составлением синквейна учащиеся уже знакомы) . Слайд 15.

9. Ответы учащихся.

Зачитывание наиболее удачных синквейнов учащихся. Слайд 16.

Сторожевая, умная.

Охраняла, охотилась, слушалась.

Собака обхитрила сороку.

Выскочка.

Глупая, хитрая.

Воровала, летала, не слушалась.

Птица по глупости потеряла хвост.

(Работа по развитию речи . Редактирование синквейнов, в которых были допущены речевые недочеты).

Сторожевая, хитрая.

Охотилась, охраняла, хитрила.

Вьюшка обхитрила сороку.

Собака. Выскочка.

Глупая, бесхвостая.

Летала, потеряла, воровала.

Выскочка осталась без хвоста.

А как вы думаете, зачем Пришвин познакомил нас с этим рассказом?

Что же мы с вами можем посоветовать сороке?

10. Работа с пословицами :

На парте перед вами пословицы. Внимательно прочитайте их и выберите ту, которая на ваш взгляд больше подойдет к нашему произведению.

Семь раз отмерь - один отрежь.

Всякий совет к разуму хорош.

Хитрость и смекалка – родные сестры

Один якал, якал, да и заплакал. Слайд 17.

11. Итог урока . Рефлексия.

Чему же нас научил рассказ М. Пришвина? Какой урок вы извлечете для себя?

Все задачи выполнили на уроке ?

Какое впечатление у вас осталось от урока ?

У вас на партах есть карточки с солнышком и тучкой.

Кому сегодня было не комфортно на уроке поднимите , пожалуйста, карточку с изображением тучки.

Кто чувствовал себя хорошо на уроке , поднимите, пожалуйста, карточку с

изображением солнышка.

Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.

10. Домашнее задание.

Для слабых учащихся – подробный пересказ рассказа без изменения лица;

Для сильных учащихся – пересказ от лица литературного героя (Вьюшки или подруг Выскочки) . Слайд 19.

СПАСИБО ЗА УРОК ! Слайд 20.

Формирование учебных умений работы с информацией на уроках литературного чтения учащихся начальной школы

Введение Федерального государственного образовательного стандарта повлекло за собой изменение цели современного школьного образования. На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, главным становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, что даёт учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Большое внимание на всех предметах в начальной школе уделяется формированию учебных умений работы с информацией. Получая большой поток новой информации, ученики должны научиться рассматривать её с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать её, критически оценивать, сопоставлять её с информацией из других источников и жизненным опытом.

В связи с этим на уроках литературного чтения я использую следующие виды работ:

составление опорных конспектов,

приём «тонких» и «толстых» вопросов,

чтение с пометками,

сочинение синквейнов,

заполнение кластеров,

моделирование обложки книги.

чтение - суммирование в парах;

чтение с остановками;

приём «Верите ли вы, что…»;

мозговой штурм;

таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

работа с вопросниками;

написание творческих работ;

создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;

логическая цепочка;

уголки;..

Это позволяет включить каждого ребёнка в активную читательскую деятельность, учитывает возрастные особенности младших школьников, обеспечивает смену деятельности, но и помогают сформировать первичные навыки работы с информацией.

Приём «синквейн» Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях ». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять» Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк. В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

    Имя существительное, выраженное одним словом. 1. Сказка

2. Описание темы именами прилагательными. 2. Волшебная, бытовая.

3. Описание действия. 3. Читать, пересказывать, учить.

4. Фраза, выражающая отношение автора к теме. 4. Сказка – ложь, да в ней намёк.

5. Слово – синоним. 5. Фантазия, выдумка.

Еще один из приемов – это кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди.

Цель : установить максимальное количество признаков изучаемого понятия Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

«Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.

Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.

Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Советы по работе с «гроздьями»:

Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.

Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.

Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче.

Прием «Чтение – суммирование в парах» можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении главы «Крутим барабан времени» (литературное чтение 4 класс) класс делится на две группы и каждой даются разные произведения из этой главы: рассказы Л. Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька», которые рассказывают о жизни их сверстников конца 19 начало 20 веков. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали об истории России, чем дополнило представление детей каждое из произведений.

Интересный приём – «чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Ещё один творческий приём – «Верите ли вы, что…». Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

Другой прием – «Работа с вопросником» - применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Следующий приём «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Прием «Уголки» - можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.

К приему «Создание викторины» обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

«Логическая цепочка» . После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Приём «Инсерт»
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие

Применение данных приемов на уроках чтения позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

По новым стандартам ФГОС в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут

* осуществлять поиск информации,

* выделять и фиксировать нужную информацию,

* систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию,

* интерпретировать и преобразовывать ее.

Выпускники научатся

* дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты)

* создавать свои собственные сообщения, небольшие сочинения, графические работы.

Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм).

Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность

- научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации,

- приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом .

Для обучения работе с текстами, нужно соблюдать и некоторые условия:

    Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

    Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, необходимо тексты подбирать разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

    Попутно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

При работе над данным направлением (с текстами) необходимо учитывать мотивацию учащихся и их способность быть читателем

Загрузка...