Национальный исследовательский университет (НИУ)
- образовательная организация высшего образования, которая одинаково эффективно осуществляет образовательную и научную деятельность на основе принципа интеграции науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность генерировать знания и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации. Практически НИУ должен являться интегрированным научно-образовательным центром или объединять ряд таких центров в виде совокупности структурных подразделений, осуществляющих исследования по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов экономики.
Основной задачей государственной поддержки университетов, имеющих статус НИУ, является вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и высшего образования, развитие и коммерциализацию в Российской Федерации высоких технологий.
Формирование сети национальных исследовательских университетов в России началось в 2009 году в соответствии с решением Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 24.12.2008 г. и поручением Президента Российской Федерации от 4.01.2009 г. №Пр-26. На первом этапе в качестве пилотного проекта были выбраны два вуза - НИТУ «МИСиС» и НИЯУ «МИФИ».
В 2009 году по результатам конкурсного отбора Университет ИТМО в числе двенадцати вузов получил категорию «национальный исследовательский университет» , в 2010 году данная категория была установлена в отношении еще пятнадцати вузов.
На сегодняшний день статус «национального исследовательского» имеют 29 университетов, из них 9 - классические университеты, 17 - вузы технического профиля, один университет медицинского профиля, один университет экономического профиля, а также академический научно-образовательный центр Российской академии наук.
Предусматривает развитие университета как единого научно-образовательного комплекса мирового уровня по ряду направлений науки и технологий в соответствии с приоритетными областями модернизации экономики России. Программа носит преимущественно инфраструктурный характер и нацелена на создание условий для дальнейшего развития научной, образовательной и инновационно-предпринимательской сфер деятельности университета.
Каждый из вузов, получивший статус НИУ в результате первого и второго этапов конкурса, разработал свою программу развития. Наш университет получил статус НИУ в 2010 году и разработал собственную программу развития на 2010-2019 гг.
Программа охватывает следующие приоритетные направления развития (ПНР):
1. Энергоэффективность и энергосбережение в освоении и использовании углеводородных ресурсов.2. Наращивание ресурсной базы топливно-энергетического комплекса - разведка и освоение месторождений углеводородов на шельфе, залежей с трудноизвлекаемыми запасами и нетрадиционными источниками углеводородов.
3. Экологическая и промышленная безопасность нефтегазового производства.
Основные блоки программы:
1. Развитие инфраструктуры и системы управления для повышения научно-педагогического потенциала университета.2. Развитие научно-исследовательской деятельности по ПНР, повышение результативности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ университета.
3. Повышение качества образовательной деятельности университета
4. Укрепление и развитие международных связей университета
5. Обеспечение тиражирования в высшей школе достижений университета в инновационной деятельности, повышение его роли в нефтегазовой отрасли как центра аккумулирования и распространения новых знаний
Решением конкурсной комиссии 26.04.2010г. по итогам тайного голосования НИУ МГСУ вошел в число 15 победителей конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория “национальный исследовательский университет” 2010г.
Категория “национальный исследовательский университет” устанавливается Правительством Российской Федерации на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий, для университетов в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук.
На реализацию заявленной Программы НИУ МГСУ будет выделено дополнительное бюджетное финансирование.
Предусматривается софинансирование реализации заявленной Программы из собственных внебюджетных средств НИУ МГСУ.
Приказ Минобрнауки РФ от 11 июля 2016 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 июня 2010 года № 602 «Об утверждении программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского государственного строительного университета на 2010-2019 годы»
Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2010 год)
Доклад о ходе реализации Программы развития в 2010 году
Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных,образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2011 год)
Доклад о ходе реализации Программы развития в 2011 году
Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2012 год)
Доклад о ходе реализации Программы развития в 2012 году
Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2013 год)
Доклад о ходе реализации Программы развития в 2013 году
Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2014 год)
Доклад о ходе реализации Программы развития в 2014 году
Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2015 год)
Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2016 год)
Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2017 год)
Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2018 год)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ СЕТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Создание университетов мирового уровня обусловлено масштабными проектами развития высокотехнологичного сектора российской экономики. Идея создания национальных исследовательских университетов является реальным воплощением нового подхода к качественной модернизации сектора науки и образования и логическим продолжением процесса, начало которому положено конкурсом университетских инновационных образовательных программ.
В соответствии с поручением Президента РФ от 04.01.2009 N Пр-26 в 2009 году в рамках приоритетного национального проекта "Образование" будет реализовываться новое мероприятие, основой которого является формирование сети национальных исследовательских университетов.
Департаментом стратегии и перспективных проектов в образовании и науке (далее - Департамент) была разработана концепция выбора и государственной поддержки национальных исследовательских университетов (далее - НИУ).
Исследовательский университет - высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ послевузовской переподготовки и повышения квалификации.
Стратегической миссией НИУ является содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми людскими ресурсами, сбалансированными по численности, направлениям подготовки, квалификационной и возрастной структуре с учетом необходимых темпов их обновления и прогнозируемых структурных преобразований в науке и экономике.
Основной задачей государственной поддержки института НИУ является вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в Российской Федерации высоких технологий.
Государственная поддержка НИУ должна осуществляться на конкурсной основе в рамках специально разрабатываемых и утверждаемых среднесрочных программ развития НИУ (далее - программы развития), предусматривающих в том числе условия осуществления и критерии оценки эффективности научных исследований и образовательного процесса, формы и механизмы, а также конкретные меры по интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизации и совершенствованию материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, переподготовке кадров, интеграции в международное научно-образовательное пространство.
Вузы, претендующие на государственную поддержку, должны обеспечить создание инновационного пояса малых научных компаний с целью коммерциализации широкого спектра изделий и технологий по критическим технологиям Российской Федерации, разработанных научно-образовательными центрами, сформированными на базе НИУ.
В рамках реализации программ развития должна быть выстроена современная система управления университетом, научного и образовательного менеджмента, предложены новые организационные решения.
Конкурс программ развития с целью присвоения вузу статуса НИУ целесообразно проводить в два этапа. На первом этапе оценивается современное состояние и динамика развития вуза за последние несколько лет по группам критериев, в частности, таким как:
1) кадровый потенциал;
2) инфраструктура образовательного процесса и научных исследований;
3) эффективность научно-инновационной деятельности;
4) эффективность образовательной деятельности;
5) эффективность системы подготовки кадров;
6) международное и национальное признание.
На втором этапе экспертизе будут подвергнуты программы развития вузов, прошедших предварительный отбор в рамках первого этапа. Главный принцип на втором этапе отбора - "деньги и статус в обмен на обязательства". Представляется целесообразным определить минимальный набор целевых показателей эффективности реализации программ развития, установленные значения которых должны быть достигнуты вузами к концу реализации программ развития и (или) их этапов, среди которых могут быть:
1) целевые показатели успешности образовательной деятельности;
2) целевые показатели результативности научно-инновационной деятельности;
3) целевые показатели развития кадрового потенциала;
4) целевые показатели роста международного и национального признания;
5) целевые показатели финансовой устойчивости.
Для устранения эффекта влияния размера вуза на абсолютные величины показателей представляется оправданным в ряде случаев приводить в программах развития как абсолютные, так и удельные характеристики - значения показателей, отнесенные к численности научно-педагогических работников вуза.
Приведенные критерии и целевые показатели явились предметом открытого обсуждения с научной общественностью. Так, проект концепции обсуждался на разных уровнях, в том числе 12 декабря 2008 г. на заседании круглого стола "Национальные исследовательские университеты: вопросы формирования развития сети".
Персональную ответственность за реализацию программы развития и достижение установленных ежегодных значений целевых показателей несет ректор вуза.
Предполагается не менее чем 20 - 25%-ное софинансирование мероприятий программ развития из внебюджетных средств. При этом условии объем ежегодной государственной поддержки оценивается в 400 млн. рублей (в 2009 году - 200 млн. рублей) в адрес одного университета и будет осуществляться в течение пяти лет.
Программа развития, представляемая на конкурс, может охватывать пятилетний период, совпадающий с периодом государственной поддержки НИУ. Вместе с тем программа развития может занимать значительно более продолжительный период, не превышающий десяти лет, но государственная поддержка НИУ оказывается только в первые пять лет ее реализации.
В 2009 году на цели создания сети национальных исследовательских университетов (до 15 университетов, включая пилотный проект) предполагается направить ассигнования в размере 3 млрд. рублей, предусмотренные федеральным бюджетом Рособразованию на внедрение инновационных образовательных программ.
В связи с тем что дополнительного финансирования на решение указанных задач из ассигнований федерального бюджета на период 2010 и последующих годов не предусматривается, Минобрнауки России как субъект бюджетного планирования предполагает перераспределить расходы подведомственных министерству федеральных агентств.
В частности, для финансирования сети национальных исследовательских университетов в 2010 году может быть произведено уменьшение расходов на реализацию федеральных целевых программ, государственным заказчиком-координатором которых является Минобрнауки России.
Так, источником средств в 2010 году могут стать федеральные целевые программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" (ориентировочно в размере 1,9 млрд. рублей), ФЦПРО (ориентировочно в размере 2,8 млрд. рублей) и "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы (ориентировочно в размере 1,3 млрд. рублей). Данные федеральные целевые программы подлежат корректировке в установленном порядке с сохранением (в основном) значений целевых индикаторов. При этом высвободившиеся средства предлагается перевести в ассигнования на содержание подведомственных учреждений с последующим финансированием победителей конкурсного отбора национальных исследовательских университетов через соответствующих главных распорядителей бюджетных средств.
Начиная с 2011 года планируется предусмотреть весь объем расходов на финансирование программ развития сети национальных исследовательских университетов (6 млрд. рублей в год) во вновь разрабатываемой Федеральной целевой программе развития образования.
Одним из важнейших условий успешной реализации программы развития является обоснованный механизм устойчивого функционирования НИУ после окончания бюджетного финансирования, поскольку повышенные требования к университету будут сохраняться и в последующий период. В этом смысле функция государства состоит в создании инфраструктурных предпосылок дальнейшего саморазвития НИУ.
В целях обеспечения общественного контроля и максимальной "прозрачности" расходования средств федерального бюджета представляется целесообразным ежегодное опубликование финансовых отчетов НИУ о направлениях и объемах расходования средств независимо от их источника на реализацию программ развития, а также кратких отчетов о достигнутых результатах. Государственная поддержка реализации программы развития НИУ может быть прекращена в случае ненадлежащего исполнения принятых вузом обязательств.
Основными ожидаемыми результатами от реализации программ развития научно-образовательных центров на базе НИУ являются:
Возросший уровень международного признания российской науки и образования;
Более значительная доля внебюджетной составляющей во внутренних расходах на исследования и разработки;
Дополнительные предпосылки для развития экономики региона размещения НИУ;
Устранение негативных трендов в основных показателях эффективности государственного сектора науки и образования;
Более высокая степень коммерциализации в сфере исследований и разработок;
Достижение адекватного кадрового обеспечения инновационной экономики России.
В настоящее время вступил в силу Указ Президента РФ от 07.10.2008 N 1448 "О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов", в соответствии с которым начато формирование Национального исследовательского ядерного университета и Национального исследовательского технологического университета на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский инженерно-физический институт (государственный университет)" и федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Государственный технологический университет "Московский институт стали и сплавов" соответственно.
Департаментом подготовлены необходимые изменения для внесения в действующее законодательство. В соответствии с Федеральным законом от 10.02.2009 N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов" предусмотрено установление новой категории университетов - "национальный исследовательский университет", которая будет присваиваться университетам на конкурсной основе.
5. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ВИДЕНИЕ НИУ ВШЭ ДО 2020 г. КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НИУ ВШЭК 2020 г. НИУ ВШЭ должен стать национальным исследовательским университетом международного уровня в области социально-экономических наук, обеспечивающим кадрами, исследованиями, проектными и консультативными разработками решение задач инновационного развития и обеспечения глобальной конкурентоспособности России. Более подробно предлагаемое Программой состояние НИУ ВШЭ в 2020 г. представлено ниже.
5.1. Новое качество образования и исследований
Университет станет интерактивной средой, в которой интегрируются: образовательный процесс, научные исследования и разработки, экспертно-аналитическая деятельность, площадки профессионального и общественного обсуждения и даже непосредственно реализация проектов социально-экономических и технических инноваций.
Центральное место займут магистратура и аспирантура (доля студентов магистратуры в общей численности студентов к 2020 г. – не менее 40%). Набор и содержание магистерских программ будут формироваться межфакультетскими (и междисциплинарными) коллективами на проектной основе. Постоянная модернизация существующих и создание новых программ будут происходить как на основе мониторинга российского и мирового рынка труда, так и за счет импорта лучших образовательных программ мирового класса с их последующей адаптацией, а также через международную экспертизу и аккредитацию образовательных программ.
Принципиальной особенностью Университета будет предоставление каждому студенту (слушателю) возможности формирования индивидуального профиля компетенций путем выбора курсов и темпов обучения, в том числе из набора курсов дополнительного профессионального образования. Это будет способствовать формированию уникальных квалификаций на стыке направлений подготовки. Для этого будут сделаны максимально прозрачными границы между программами, выстроена система зачета кредитных единиц и система поддержки выбора и самоопределения студентов. Для этого также будет сформирована технология поддержки студентов в построении индивидуальных образовательных траекторий, включая поддержку поиска мест практики и работы.
Важнейшими формами обучения на старших курсах бакалавриата и в магистратуре (до 25% учебной нагрузки на старших курсах) станут научные семинары, исследовательские и прикладные проекты (в том числе на реальных рабочих местах), проекты и мастер-классы видных ученых и практиков. Для этого будет достроена сеть научно-учебных (НУЛ) и проектно-учебных (ПУЛ) лабораторий с участием внешних организаций, в которых работают группы исследователей и разработчиков – от студентов младших курсов до профессоров. Сеть лабораторий будет связана с крупными компаниями, государственными органами управления, научными организациями, аналитическими центрами, в том числе через бизнес-инкубаторы и инновационные парки.
Научно-исследовательские и проектные институты НИУ ВШЭ будут активно вовлечены в образовательный процесс. Значительную часть научной и аналитической продукции в них будут производить слушатели магистратуры и аспирантуры.
Выпускники бакалавриата Университета будут владеть современными аналитическими компетенциями, включающими способность комплексного анализа динамичных социально-экономических процессов, навыки организации и ведения проектной деятельности, компетенции эффективного поиска, обработки и анализа информации. Они будут владеть иностранными языками на уровне, достаточном для продолжения обучения на этом языке.
Изменится тип обучения в аспирантуре. Она станет важнейшей ступенью становления высококвалифицированных специалистов (прежде всего, сделавших академический выбор). Аспиранты получат возможность сконцентрироваться на исследовании, не отвлекаясь на работу не по специальности. Программы аспирантуры будут приближены к докторским (PhD) программам в ведущих университетах.
Система дополнительного профессионального образования будет строиться на модульной основе, предоставляя совместно с программами основного образования возможность формирования сложных образовательных траекторий для работающих специалистов (в том числе ведущих к получению диплома).
Научное лицо Университета в значительной степени будет определяться междисциплинарными исследованиями и разработками на стыках различных научных направлений с вовлечением студентов и аспирантов, а также ученых из других лидирующих университетов. Для участия в решении глобальных междисциплинарных задач будут созданы крупные международные центры «по комплексным проблемам» в партнерстве с международными институтами перспективных исследований. По направлениям, где Университет будет входить в число международных лидеров, будут созданы международные центры перспективных исследований для привлечения выдающихся специалистов мирового класса.
В НИУ ВШЭ будет осуществлена масштабная программа последовательного обновления корпуса преподавателей, обеспечения его глобальной конкурентоспособности. Основными ее компонентами будет уменьшение внутреннего преподавательского совмещения за счет расширения занятости исследованиями и экспертно-аналитической работы, деформализация конкурсных процедур, а также перенос до 30% учебной нагрузки на ассистентов и аспирантов и докторантов. В результате большинство преподавателей университета будут активными участниками международных профессиональных сообществ, преподаватели, занимающиеся исключительно преподаванием, сохранятся только на вспомогательных кафедрах.
В НИУ ВШЭ будет сформирован инновационный пояс университета, ресурсы которого, включая малые инновационные предприятия, технопарковые зоны, бизнес-инкубаторы, будут объединены корпоративной информационной системой – распределенный виртуальный технопарк. Это позволит создать систему генерации и эффективной коммерциализации инновационных студенческих проектов.
Инновации в образовательном процессе и высокая научная и проектная продуктивность будут обеспечены переходом преподавателей и научных сотрудников на эффективный контракт. Такой контракт подразумевает со стороны университета создание возможностей для получения сотрудником совокупного дохода в университете на уровне внешних конкурентных рынков труда и создание условий для получения сотрудником дополнительных компетенций, а со стороны сотрудника – активную исследовательскую работу или работу в практических проектах с группой студентов и аспирантов на правах ассистентов и учеников, участие в конкурсах на поддержку собственных научных и прикладных проектов. В результате Университет станет привлекательным для лучших специалистов и будет набирать не менее 20% преподавателей с международного рынка труда.
Университет станет центром притяжения для университетов экономико-управленческого (менеджериального) и гуманитарного профиля. Для этого будет развита система интернет-порталов по основным областям деятельности НИУ ВШЭ, через которые все желающие смогут получить бесплатный доступ к ключевым профессиональным и образовательным ресурсам, налажена система регулярного пополнения и рецензирования этих ресурсов, в том числе перевод наиболее значимых материалов на русский язык. Экзаменационные материалы и стандарты подготовки кадров, разработанные в НИУ ВШЭ будут широко использоваться в российских вузах.
Будет организовано сетевое взаимодействие НИУ ВШЭ с российскими вузами в сфере реализации программ повышения квалификации, созданы условия для стажировки преподавателей и целевой аспирантуры в НИУ ВШЭ.
Стратегические партнерства с вузами будут включать совместные образовательные программы, совместные исследовательские проекты и программы организационного развития. В каждом федеральном округе у НИУ ВШЭ будет не менее пяти университетов-партнеров
Университет создаст систему общедоступных (имеющих электронные версии) реферируемых журналов по всем направлениям своей деятельности, в том числе с англоязычными версиями. Издательская программа НИУ ВШЭ обеспечит возможность издания монографий и учебников, публикации статей и препринтов докладов для каждого ученого из различных вузов России, представившего материал на уровне международных стандартов.
Отличительной чертой Университета будет его открытость, партнерское взаимодействие с государством, работодателями, региональными администрациями, профессиональными сообществами, структурами гражданского общества, выпускниками, школами и вузами, международными организациями. Университет станет лидером сетей обмена ресурсами, знаниями и технологиями с этими партнерами.
Стратегическое партнерство с работодателями (передовыми компаниями) позволит совместно модернизировать образовательные программы, строить целевую подготовку студентов, реализовывать профессиональные магистерские программы, имеющие корпоративную направленность, создавать базовые кафедры (кафедры с участием внешних организаций) и учебно-производственные площадки и лаборатории. Стратегические партнеры будут участвовать в управлении Университетом через Попечительский совет и наблюдательные комитеты по отдельным проблемным областям.
НИУ ВШЭ станет центром сетей взаимодействия для инновационного бизнеса (в том числе малого и среднего в регионах России) через организацию площадок коммуникации представителей бизнеса, специалистов и студентов НИУ ВШЭ, через систему консультационной поддержки и повышения квалификации кадров. НИУ ВШЭ создаст инфраструктуру и обеспечит поддержку сетей обмена знаниями и виртуальных сообществ специалистов в области социально-экономических и гуманитарных наук, математики, информатики и их приложений.
НИУ ВШЭ сформирует новые рабочие партнерства с ведущими мировыми университетами (Лондонская школа экономики и политических наук, Гарвардский университет, Стенфордский университет, Университет Джорджа Мейсона, Пантеон-Сорбонна, Гумбольдтский, Кельнский, Ланкастерский, Манчестерский университеты и др.), международными организациями, исследовательскими консорциумами и научными изданиями, зарубежными компаниями и транснациональными корпорациями, в рамках которых будут реализованы программы академических обменов, совместные исследования и совместные образовательные программы (включая дистанционные), совместные сетевые журналы. При этом НИУ ВШЭ сможет стать центром подготовки социально-экономической элиты и участником научно-аналитических проектов в странах СНГ. Для ведущих университетов таких стран СНГ, как Армения, Молдавия, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Университет будет выступать в качестве партнера, участвующего в повышении качества академических программ и исследований в социально-экономической области.
Сетевой характер деятельности Университета будет обеспечиваться развернутой программой поддержки академической мобильности. Не менее 30% преподавателей и исследователей из НИУ ВШЭ каждый год будут преподавать и проходить стажировки в университетах-партнерах. В свою очередь НИУ ВШЭ будет ежегодно принимать сопоставимое количество зарубежных и отечественных специалистов на стажировки и для преподавания продолжительностью не менее двух недель. Каждый пятый студент НИУ ВШЭ за время обучения проведет не менее одного семестра в другом университете. В свою очередь НИУ ВШЭ будет принимать не менее 500 студентов в год на обменные программы. В магистратуре и аспирантуре не менее 50% составят выпускники других российских и зарубежных университетов.
5.4. Содержательные направления деятельности НИУ ВШЭ
Для обеспечения подлинной фундаментальности и полидисциплинарности НИУ ВШЭ будет развивать исследования, разработки и подготовку кадров по всем направлениям социально-экономических наук, гуманитарных наук, математики и информатики. При этом будут устранены имеющиеся сегодня пробелы по фундаментальным направлениям, таким как антропология, история, география, словесность, искусствознание.
В Университете будет сформирована система управления знаниями, объединяющая собственные, а также международные базы данных в области социальных и экономических процессов. Она будет активно использоваться в образовательном процессе и действовать на основе единого стандарта описания данных, который позволит эффективно интегрировать и использовать результаты разрозненных исследований. Для этого будут расширены и переведены на панельную основу мониторинги экономики образования, государственного управления и гражданского общества, НИУ ВШЭ обеспечит участие России в сопоставительных исследованиях конкурентоспособности предприятий, малого и среднего бизнеса, инновационной активности в экономике, экономического поведения домохозяйств и качества профессионального образования. Будут организованы мониторинговые исследования экономики здравоохранения и экономики культуры, правовой культуры и правовой системы, корпоративной культуры, инноваций и инновационного поведения. Существенное развитие получат комплексные прогностические исследования.
В ряде секторов социально-экономических наук, в которых Россия сегодня существенно и опасно отстает от мирового уровня (поведенческая экономика, эконометрика и социометрика, теория контрактов, теория открытой экономики, управление общественным сектором, право и экономика, клиометрика, когнитивные науки и др.), НИУ ВШЭ создаст исследовательские группы и образовательные программы, работающие на уровне мировых стандартов, и обеспечит расширенное производство молодых специалистов в этих областях.
Ориентируясь на потребности развития экономики и социальной сферы России,
НИУ ВШЭ будет разворачивать магистерскую подготовку кадров, исследования и разработки в новых междисциплинарных областях. К таким областям относятся когнитивные науки, дизайн, регионоведение, урбанистика, экология, медиа-менеджмент, управление в образовании, медицине, культуре, науке, инновационной сфере и др. Получит развитие новая группа образовательных направлений, обеспечивающих подготовку специалистов для экономики знаний, экономического анализа права, электронного государства и бизнеса, управления компетенциями и др.
Опираясь на реализуемый в рамках Университета полный цикл научных исследований и практического применения их результатов, НИУ ВШЭ сформирует международно-признанные научные школы в таких областях, как прикладная математика, прикладная микроэкономика, институциональный анализ, экономическая социология, исследования рынков труда и демографических процессов, социально-экономическая статистика, форсайт (прогностические) исследования, оптимизация государственного управления, сервисная информатика, геополитика, этносоциология и этнопсихология, социокультурные исследования и т.д.
5.5. Основные параметры развития Университета
5.5.1. Контингент учащихся
Таблица 3
Структура контингента учащихся, человек
Контингент | 2009 г. | 2011 г. оценка | 2011 г. факт | 2012 г. оценка | 2012 г. Факт | 2015 г. оценка | 2020 г. оценка |
Бюджетный контингент | 9160 | 11 480 | 12 734 | 12 470 | 14 841 | 12 680 | 14 250 |
Москва | 6220 | 7630 | 8776 | 8310 | 10 439 | 8150 | 9600 |
Филиалы | 2940 | 3850 | 3958 | 4160 | 4 402 | 4530 | 4650 |
БАКАЛАВРЫ | 6660 | 7450 | 7367 | 7800 | 9 197 | 7690 | 7060 |
Москва | 4360 | 4800 | 4508 | 5000 | 5 937 | 4850 | 4600 |
Филиалы | 2300 | 2650 | 2859 | 2800 | 3 260 | 2840 | 2460 |
МАГИСТРЫ | 1750 | 3200 | 3244 | 3800 | 3 863 | 4990 | 7190 |
Москва | 1110 | 2000 | 2690 | 2440 | 3 028 | 3300 | 5000 |
Филиалы | 640 | 1200 | 554 | 1360 | 835 | 1690 | 2190 |
АСПИРАНТЫ | 750 | 830 | 726 | 870 | 784 | 1000 | 1500 |
Москва | 750 | 830 | 712 | 870 | 763 | 1000 | 1500 |
Филиалы | 14 | 21 | |||||
Внебюджетный контингент | 4890 | 5210 | 8614 | 5370 | 8 636 | 6680 | 7350 |
Москва | 3410 | 3630 | 5254 | 3740 | 6 218 | 4620 | 5070 |
Филиалы | 1480 | 1580 | 3346 | 1630 | 2 418 | 2060 | 2280 |
БАКАЛАВРЫ | 4640 | 4920 | 4461 | 5070 | 5 448 | 6310 | 6940 |
Москва | 3160 | 3360 | 3325 | 3460 | 4 084 | 4300 | 4730 |
Филиалы | 1480 | 1580 | 1136 | 1630 | 1 364 | 2030 | 2230 |
МАГИСТРЫ | 250 | 270 | 715 | 280 | 704 | 350 | 390 |
Москва | 250 | 270 | 530 | 280 | 659 | 320 | 340 |
Филиалы | – | – | 185 | – | 45 | 30 | 50 |
БАКАЛАВРЫ –всего | 11 300 | 12 370 | 11828 | 12 870 | 14 645 | 14 000 | 14 000 |
Москва | 7520 | 8160 | 7833 | 8460 | 10 021 | 9150 | 9330 |
Филиалы | 3780 | 4230 | 3995 | 4430 | 4 624 | 4870 | 4690 |
МАГИСТРЫ–всего | 2000 | 3470 | 3959 | 4080 | 4 567 | 5340 | 7580 |
Москва | 1360 | 2270 | 3220 | 2720 | 3 687 | 3620 | 5340 |
Филиалы | 640 | 1200 | 739 | 1360 | 880 | 1720 | 2240 |
АСПИРАНТЫ – всего | 750 | 830 | 734 | 870 | 882 | 1000 | 1500 |
Москва | 750 | 830 | 720 | 870 | 861 | 1000 | 1500 |
Филиалы | – | – | 14 | – | 21 | – | – |
ИТОГО | 14 050 | 16 690 | 20608 | 17 840 | 20 094 | 20 360 | 23 100 |
Москва | 9630 | 11 260 | 14030 | 12 050 | 14 569 | 13 770 | 16 170 |
Филиалы | 4420 | 5430 | 7304 | 5790 | 5 525 | 6590 | 6930 |
Обучающиеся на программах МВА, EMBA, DBA, ППП (свыше 1000 ч), ПП (свыше 500 ч) и вечерних магистерских программах | 1000 | 1520 | 1122 | 1800 | 2 268 | 3000 | 6400 |
Москва | 700 | 1000 | 790 | 1120 | 1 731 | 1740 | 3400 |
Филиалы | 300 | 520 | 332 | 680 | 537 | 1260 | 3000 |
Обучающиеся на программах дополнительного образования: ПК (от 72 до 500 ч) | 20 437 | 22 664 | 17838 | 24 534 | 31 067 | 28 435 | 38 700 |
Москва | 12 500 | 13 500 | 11715 | 15 000 | 11 672 | 17 500 | 20 000 |
Филиалы | 7937 | 9164 | 6123 | 9534 | 19 395 | 10 935 | 18 700 |
Приведенная к одному студенту очного обучения численность слушателей на программах МВА, EMBA, DBA, ППП (свыше 1000 ч), ПП (свыше 500 ч) и вечерних магистерских программах | 500 | 760 | нд | 900 | нд | 1500 | 3200 |
Москва | 350 | 500 | нд | 560 | нд | 870 | 1700 |
Филиалы | 150 | 260 | нд | 340 | нд | 630 | 1500 |
Приведенная к одному студенту очного обучения численность слушателей на программах дополнительного образования: ПК (от 72 до 500 ч) | 4087,4 | 4532,8 | нд | 4906,8 | нд | 5687 | 7740 |
Москва | 2500 | 2700 | нд | 3000 | нд | 3500 | 4000 |
Филиалы | 1587,4 | 1832,8 | нд | 1906,8 | нд | 2187 | 3740 |
СЛУШАТЕЛИ ДПО (приведенная к студенту очного обучения численность) - всего | 4590 | 5290 | 3505 | 5810 | 6 415 | 7190 | 10 940 |
Москва | 2850 | 3200 | 2302 | 3560 | 3 238 | 4370 | 5700 |
Филиалы | 1740 | 2090 | 1203 | 2250 | 3 177 | 2820 | 5240 |
ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ КОНТИНГЕНТА | 18 640 | 21 980 | 24853 | 23 650 | 26 509 | 27 550 | 34 040 |
Москва | 12 480 | 14 460 | 16332 | 15 610 | 17 807 | 18 090 | 21 270 |
Филиалы | 6160 | 7520 | 8507 | 8040 | 8 702 | 9460 | 12 770 |