Юридический портал - Ipoteka112

Если нарушал великий пост, есть ли смысл поститься далее. Памятка для постящихся: что нарушает и не нарушает пост

Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ, отвечает на вопросы читателей и советует, как правильно провести оставшиеся недели поста.

Роберт Ляйнвебер. Отречение Петра

– Не стоит из-за этого сильно расстраиваться. Как сказано в слове святителя Иоанна Златоуста, которое будет читаться на Пасху: «…Кто замедлил до девятого часа, – пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь. Кто успел прийти только в одиннадцатый час, – пусть и тот не страшится за своё промедление. Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печётся; и тому даёт, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь, и расположение хвалит. Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые, и вторые получите награду».

Это не значит, что Златоуст поощряет безразличное отношение к посту. Надо помнить, что главная цель поста не в том, чтобы сделать нас святыми и праведными (для этого не хватит и целой жизни), а в том, чтобы каждый увидел свои грехи. Нет разницы, когда это прозрение произойдет: в начале поста или в самом его конце, но главное, чтобы оно произошло. Преимущество того, кто соблюдает весь пост, лишь в том, что если он сразу увидит свои грехи, то у него больше времени на борьбу с ними и больше шансов одержать победу; соответственно, он может более глубоко и осознанно воспринять Пасхальную радость. Если человек увидит свои грехи уже на самом закате поста, то и ему не нужно отчаиваться. Главное, чтобы он был готов принять в дом своей души Воскресшего Спасителя. Не видящему свои грехи, не чувствующему, что он погибает, даже если он сохраняет весь пост, как замечает святитель Игнатий (Брянчанинов), Спаситель не нужен.

– Очень хочется правильно поститься, но не получается. Как это исправить? И, самое главное, где обрести силы и мотивацию? Как не забросить пост?

– Поститься не получается у того, повторюсь, кто не чувствует своей духовной болезни, не осознает, что он злой, завистливый, распутный, скупой, хитрый и коварный человек и от этого каждый день сам погибает и других тянет за собой в погибель. Кто хотя бы немного видит свои недостатки, у того, естественно, возникает желание при помощи поста и молитвы от них избавиться. Для такого человека пост не в тягость, а в радость; он не только не тяготится, а наоборот, скорбит, что время сугубого воздержания скоро заканчивается. Забрасывают пост или всячески его послабляют лишь те, кто допускает в душу помыслы самодовольства, после чего лишаются помощи благодати Божией и им становится очень тяжело соблюдать пост. Ведь зачем пост тому, кто и без него считает себя хорошим человеком? А устоять против этих самодовольных помыслов человеку, достигшему определенных успехов в своей жизни, не так просто. Если он не будет регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин, то эти помыслы берут над ним верх.

Особенно это заметно в протестантских и сектантских деноминациях. Не потому ли эти люди отпали от Единой Святой Соборной Церкви, что не старались увидеть свои грехи и не боролись с ними? Сейчас они предпочитают в своей жизни руководствоваться внешней добропорядочностью. Порядок – это хорошо. Но Господь хочет от нас большего: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною...» (Мф. 16:24). Без подражания и сораспятия Христу христианин остается таковым лишь по имени. Не потому ли христианство в Европе ныне переживает кризис, многие храмы из-за низкой посещаемости приходится сдавать в аренду под офисы и гостиницы или закрывать? В результате постепенно все более набирают силу и вытесняют расслабленное протестантское и католическое христианство нехристианские восточные религии, живущие по ветхозаветному закону «Око за око, зуб за зуб» или по языческому принципу «Прав тот, на чьей стороне власть, деньги и физическая сила».

Записала Наталья Горошкова

Христос воскресает не после . Он воскрес раз и навсегда. Как и родился Христос – раз и навсегда. Пасху можно праздновать, как в этом году, первого мая. А можно праздновать хоть каждый день. Чем, собственно, и занимался . Каждый день для него начинался словами:

Протоиерей Константин Камышанов

– Христос Воскресе, радость моя!

Для того, чтобы христианам было радостнее, император Константин постановил праздновать Христово Воскресение один раз в неделю.

Но нам так тяжело. Для нас, к сожалению, неделя начинается не с Воскресения, а с понедельника, который, как известно, день тяжелый. Пасха каждый день, или хотя бы раз в неделю, нам утомительна, и мы готовы радоваться вместе с Богом всего раз в году.

Эта радость заключается в ощущении близости Бога. Увидеть близко Бога может только чистое сердце. Вот для этого и существует пост.

Что такое пост? Что означают слова наших прихожан: «Я нарушил пост»?

Это всегда означает одно – человек съел что-то недозволенное.

Если бы наш Бог был Гастроном, то было бы справедливо экономить, на радость Гастроному, колбасу, молоко, рыбу, шоколад и печения на сливочном масле. Но наш Бог – не гастроном.

Если бы наш Бог был , то было бы хорошо ему на радость вообще ничего не есть, а продукты и церковную утварь сдавать в помощь нашим республикам и народам Африки, борющимся с американским империализмом. Но наш Бог – не Ленин, и Христу голодомор не нужен.

Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе – сказал апостол Павел.

Итак, пост – это наша праведность, мир и радость во Святом Духе.

Если плод поста – радость, то почему нам кажется тяжелым, долгим, трудным? Почему мы в пост напрягаемся из последних сил? Почему нам пост кажется не радостью, а жертвой?

Потому, что мы совершенно не понимаем то, что сказал апостол, и то, для чего воскрес Христос.

Он воскрес не для того, чтобы брать с нас налог свечками, колбасой, молоком, нашими слезами и нашими униженными поклонами, или булочками из белой муки.

Он Бог. Ему ничего этого не надо. Ему вообще ничего не надо, кроме того, что для Бога является ценностью – любви.

Это не мы в пост делаем Ему одолжение и издеваемся над собой, избегая тучной пищи, супружеских обязанностей, или дней рождения и весенних шашлыков.

А это Он нам делает одолжение и сжаливается над нами.

Нас терзают, мучают, угнетают и обессиливают грехи. Грех – это болезнь души. Есть болезни смертные. А есть грехи смертные. И если не лечить, например, туберкулез, очень быстро умрешь. То же самое с душой. Если не лечить жадность, хамство, зло, зависть, мстительность, блуд, хищение, то душа непременно умрет.

По нашей земле ходит полно людей с умершей душой. И ничего. Только вот их видно по тому, что они всё время страдают – даже на море, даже во сне, даже на свой день рождения.

Этот мир залит светом и радостью.

Но мы так сумели прожить, что превратили собственную жизнь в ад, в сплошное страдание, уныние и тоску. Сын пьет. Дети не слушают. Старики «выносят мозги» своим бубнежом. Их уже дома никто не слушает. С ними просто невыносимо, так они приходят в церковь. Тут их еще не слушали, но хорошо узнают по словам:

– Женщина, отойдите с этого места. Это мое место в храме.

О какой любви, о каком Христе, о какой Пасхе можно говорить с таким человеком? Какой ему пост? Ему бы не в церкви, а в тюрьме стоять и слушать гимн Советского Союза.

Мы так сумели прожить, что Богом данная нам Церковь-семья превратилась в клубок целующихся змей, в банку с пауками.

С чего начать?

Ради Бога, не с колбасы. Конечно, пища влияет на тонкий дух и на молитву. Любой может заметить, что если переесть после литургии, то уходит радость причастия. Душа делается сонной, ленивой, усталой, и дух молитвы покидает ее.

То же с Пасхой. Душа поет как птица – до первого обжорства с шашлыком, вином и осуждением. Сорок дней душа стяжала дух, а к 14 часам пасхального дня всё ушло в песок и понеслось? Того осудил, про деньги вспомнил, дела запланировал, дома поругался. Порядок. Ждем Петрова поста.

Пища в неумеренном количестве может отяготить молитвенную душу и духовного человека. Но что отягощать, когда нет ни молитвы, ни духа? Человек искренне говорит сам себе: «Вот, духовные люди принесут Богу на Пасху в подарок плоды праведности. А я – человек простой, пожертвую ему хотя бы молока с булочкой из белого теста».

Ты сошел с ума! Если ты человек простой, начни не с питания, а с мира.

Тебя не слушают дети? А может быть, ты так живешь, что тебя в самом деле лучше не слушать?

По-мирски-то хорошо, а по Богу ли жить в одно лицо, подгребая всё, что дал Бог, под себя? В этом нет ни любви, ни правды. Вот они и не слушают. И правильно делают.

Более того, Господь дал, например, отцу богатые дары – ум, силу, здоровье, а отец всё обернул себе в капитал. Бог посмотрел на такого жадину и решил, что не стоит сил тратить на его сыновей. Пусть уж лучше растут простецами. Вреда меньше. А родители бьются: наши дети ничем не хотят заниматься! Не хотят быть такими же, как мы, расчетливыми, жадными и самолюбивыми. И никак не договорятся.

Первый плод поста – МИР! В первую очередь в семье. Мир с детьми. Мир с выжившими из ума стариками. Мир на работе. Мир везде.

Это не значит, что надо замолчать и унижаться перед всеми. Напротив. Мир, Христа ради, приносит на сердце вместо дыма войны со всеми – благоухание. Попробуйте это блаженство мира от Бога. Не унижаться, а врачевать вражду в своем сердце и в сердце ближних.

И, конечно, мир с Богом. Никакого греха. Позволим душе отдохнуть от зла, неправды и боли.

Второй плод – радость . Пост – это время, когда мы можем кого-то порадовать своей заботой, деньгами, молчанием, любезностью, молитвой и помощью. За жертву помощи и радости Бог отблагодарит нас благодатью.

Нет ничего в мире дороже для сердца этой благодати. В ней сладость сердца. В ней покой. В ней полное забвение горя и боли.

Третий плод – видение Бога . Нужно постом тренироваться видеть Бога рядом. Все наши грехи – от потери этого зрения. Забыл, что Бог рядом и что Он всё видит, взял в ослеплении и напакостил. Принес горе себе и ближнему. Принес себе и ближнему страдание. А зачем?

Нет, это совсем не нужно – принимать лишнее горе и зло.

Этих плодов – мир, радость и видение Бога – немного, и они просты, зато вес их в глазах Бога велик.

Пост дает нам возможность пожить другой жизнью, узнать сладость мирной праведной жизни, найти блаженство не в борьбе и капитале, а в любви к ближним и Богу.

Прекрасное время – пост. Это время свободы от страданий, от тьмы, от власти зла. Это время мира и прохлады сердца, которую мы себе можем позволить. Пост – это предложение от Бога позволить себе быть счастливым и светлым. А почему нет?

Богу нас жалко, и Он учит нас посту и жизни рядом с Собой в сиянии божественного блаженства. А не тому, что мы приносим Ему какую-то там жертву. Наоборот, это Бог постом усиливается быть ближе к нам. Он помогает нам отделить от души коросту греха. Он помогает душе быть мужественной в том, что требует усилий в ее очищении, подвиге миролюбия и счастливой жертвенности. Он учит, что нам сказать для мира. Он учит, что нам сделать ради радости и любви. От нас требуется только воля и больше ничего.

Апостол Павел пишет:

«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.

Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию».

И эти слова имеют продолжение в Евангелии:

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам».

12. Заглатывание оставшейся между зубами пищи, если в общей массе это не равняется одной горошине.

13. Инъекция в мышцу, в вену или под кожу, но только в случае медицинской необходимости .

14. Вдыхание благовоний, даже преднамеренное .

15. Пробование пищи на вкус, без проглатывания ее .

16. Использование мазей, йода или зеленки для дезинфекции или заживления открытой раны .

Подробнее

Прикосновение

Не нарушает ли пост случайное соприкосновение с женщинами в магазине, метро и т. д.?

Портится ли пост от случайного прикосновения к противоположному полу (женщинам в моем случае)? Орик.

Нет, не портится. На действительность поста это никак не влияет.

У нас в регионе принято здороваться с девушками за руку. Это как-то влияет на пост? Нарушает ли его? Если да, то считаются ли предыдущие годы также нарушенными, вне зависимости от того, знал я о запрете или нет? Азамат.

Ваш пост не нарушен, но здороваться за руку с женщинами, девушками, которые не приходятся вам близкими родственницами, нельзя.

Я врач-гастроэнтеролог. В течение рабочего времени приходится пальпировать (ощупывать) живот пациенток. Хотел взять отпуск на время поста, но главврач не отпустил. Я придерживаюсь ханафитского мазхаба. 1. Портит ли подобное тахарат (омовение)? 2. Не портит ли это пост? Айрат.

1. Нет. По мнению ученых ханафитского мазхаба (обоснованному достоверными хадисами), состояние ритуальной чистоты в вашем случае не нарушается.

2. На пост это никак не влияет.

Посещение стоматолога

Нарушится ли пост, если мне запломбируют зуб? Galymzhan.

Нет, не нарушится.

Мне на 5-й день Рамадана пришлось прервать пост из-за того, что нужно было лечить зуб. Сейчас все нормально. Можно ли мне продолжить пост?

Да, обязательно.

Можно ли во время уразы ходить к стоматологу? Стоматолог этот сам держит пост и читает намаз. Он утверждает, что можно ходить и лечить зубы. У меня больные зубы, но не хотелось бы портить пост, и в то же время мучает зубная боль! Как мне быть?

И уколы анестезии нарушают ли пост? Кайрат.

Ходить к стоматологу можно. Больные зубы лечить нужно. Анестезию делать можно.

Нарушается ли пост при использовании местного наркоза во время лечения зуба или при установке брекетов? Зарина.

На пост это никак не влияет.

Посещение гинеколога

1. Можно ли во время поста посетить женщину-гинеколога? Откладывать визит не хочется, так как мы планируем завести ребенка. Каждая процедура, которую мне, возможно, надо будет провести, откладывает зачатие ребенка на месяц.

2. Нарушит ли мой пост осмотр гинеколога (анализ, УЗИ, процедура, обработка)? Зарема.

Сон

Скажите, пожалуйста, не нарушается ли пост, если целый день спать и вставать только на намаз? У меня отпуск. Расул.

Пост не нарушается, но малоподвижный образ жизни губителен для человеческого тела и мозга.

Я вчера проспал очень долго, проснулся за два часа до ифтара. Это пост не нарушает? Алибек.

Это не нарушает пост, но советую ввести строгий режим сна и бодрствования вне зависимости от того, выходной это день или рабочий. При такой дисциплине ваша работоспособность повысится, а иммунная система укрепится.

Я работаю в ночную смену, днем отдыхаю. Поэтому часто пропускаю молитвы, хотя потом их восстанавливаю. Это допустимо? И как мне быть в месяц Рамадан? Р., 20 лет.

Если вы свободны днем, то не вижу причины, по которой вам приходилось бы пропускать молитвы-намазы. То же касается и поста. Кстати, сон не нарушает поста.

Человек, соблюдающий пост, работает в ночную смену, а днем спит. Получит ли он такое же вознаграждение, как и тот, который активен днем? Лена.

Если у него именно такой график работы, то - да, конечно. Напомню лишь, что спать более 8–9 часов в сутки вредно, как и менее 7.

Спреи, капли и ингаляторы

У меня аллергия вот уже 2 года, чешутся глаза, и частенько забивается нос, поэтому я пользуюсь каплями в нос. Я читал, что капли в нос нарушают пост, так как они проходят через горло. Но я все равно соблюдаю пост, поскольку, думаю, все зависит от намерения. Ведь даже если капли проходят через горло, моя жажда от этого не утоляется. Улан.

Вы правы. Капли не нарушают действительность поста.

Можно ли во время поста (днем) пользоваться каплями в нос (в рот они не попадают), а также делать ингаляции? Аиша.

Скоро священный месяц Рамадан, а у меня началась аллергия - чихаю, нос закладывает и т. п. Могу ли я во время поста пользоваться спреями, каплями для облегчения дыхания? Айбек.

У меня во время поста насморк, мне приходится постоянно высмаркиваться, и я пользуюсь спреем для носа. Я не болею, чувствую себя нормально, и держать пост мне совсем не трудно. Но у меня возникли сомнения. Нарушает ли насморк мой пост? Лиля.

Нет, не нарушает.

Кровь

Скажите, пожалуйста, если я случайно порезала палец и текла кровь, был ли мой пост нарушен?

С постом это никак не связано. Пост не нарушен.

Правда ли, что кровь нарушает пост? Например, порезался случайно или берут кровь из пальца для анализов. Ибрагим.

Нет, неправда.

Портится ли пост при сдаче крови? Зайнаб.

Сдача крови не нарушает поста.

Косметика

Можно ли во время поста использовать бальзам для губ? Губы сильно сохнут.

Можно, если вы его не едите. Уверен, бальзам для губ не относится к продуктам питания.

Можно ли красить губы, если я держу уразу? Мавзуна.

Да, можно.

Можно ли пользоваться лосьоном для лица на основе салицилового спирта во время поста? L.

Охота

Разрешена ли охота во время месяца Рамадан? Рамиль, 29 лет.

Да, если есть соответствующее разрешение от госорганов.

Во время месяца Рамадан открывается сезон охоты на водоплавающую дичь. Можно ли идти на охоту или лучше воздержаться? Ф.

Инъекции (уколы, капельницы)

Не нарушается ли пост, если делать внутримышечные инъекции по два раза в день? Рашид, 22 года.

Нарушают ли пост внутримышечные и внутривенные инъекции?

Нет, если есть на то медицинская, врачебная необходимость.

Нарушает ли пост принятие медицинского раствора в вену посредством капельницы?

Если присутствует медицинская необходимость в процессе лечения, тогда пост не нарушается. Если же раствор питает организм витаминами, являясь общеукрепляющим, и используется именно с этой целью, тогда следует воздержаться.

Разное

Можно ли в Рамадан пить биологически активные добавки (БАД)? Альмира.

После захода солнца и до зари - можно, если они не содержат ничего явно запрещенного (харам).

Можно ли во время Рамадана постящейся вязать? Залина.

Да, конечно.

Можно ли прокалывать уши во время поста? Ayna.

Можно ли постригаться во время уразы? Артур.

Могу ли я во время поста стричь и красить волосы? Диана.

Можно ли во время уразы играть в карты? Талгат.

Зачем? Прочитайте, например, книгу Глеба Архангельского «Тайм-драйв» (либо прослушаете ее аудиовариант) и начните относиться ко времени более ответственно.

Игра в карты не влияет на действительность поста.

Можно ли чистить уши во время поста? Елена.

Да, конечно.

Можно ли глотать мокроту во время уразы?

У меня начальная стадия гайморита, соответственно постоянно заложен нос. Носовая слизь проходит в глотку, и это неконтролируемо! Я надеюсь, мой пост не нарушается из-за этого.

Пост не нарушается. А для профилактики гайморита необходимо больше двигаться - как минимум один километр утром и один километр вечером - и активно при этом дышать.

Если мне через нос попал песок в носоглотку и я его проглотил (не специально, находился в пыльном помещении), нарушен ли мой пост? Султан.

Нет, не нарушен.

Разрешено ли принятие лекарств после захода солнца в Рамазан?

Да, конечно.

Чего нельзя делать во время поста? Недавно услышала, что пост нарушается, если человек почешет ухо. Чего еще нельзя делать? И как надо открывать пост (разговляться)? Надо ли брать малое омовение? Сейрана.

1. Чесание уха никак не влияет на действительность поста.

2. Нет никакой необходимости в малом омовении перед разговением.

1. В середине августа должен вернуться из отпуска уролог, у которого я обследуюсь, мне нужно идти к нему на прием. Считается ли нарушением поста, если он будет проводить мне физиопроцедуры? Также, скорее всего, будут выписаны различные антибиотики. Можно ли их употреблять во время поста или пост не зачтется?

2. Нарушит ли пост гастроскопия (обследование желудка посредством введения в него трубки)? Аслан.

1.Соблюдая пост, вы не сможете употреблять лекарства в дневное время. Советую вам начать лечение (прием лекарств) по завершении месяца Рамадан. Что касается физиопроцедур, то это не влияет на действительность вашего поста.

2. Нет, гастроскопия не нарушит пост.

Нарушается ли пост, если на пасеке во время работы с пчелами меня ужалит пчела? Пчелиный яд содержит 600 полезных микроэлементов. Инсаф.

Пост не нарушится.

Можно ли во время Рамадана обниматься с девушкой, на которой намереваешься жениться? Можно ли целоваться с ней? Не нарушит ли это пост? А.

До свадьбы (никяха) - нельзя, ни во время Рамадана, ни вне него. Но пост это не нарушит.

Случаи нарушения поста

Может ли нарушить пост прием лекарства (таблетки) без воды? Мадина.

Да, это нарушит пост.

Моя мама принимает лекарство от сахарного диабета. Можно ли держать пост, принимая таблетки?

Нет, нельзя.

Меня укусила оса, и было необходимо немедленно принять две таблетки преднизолона. Я не знал, что таблетки нарушают пост. Следует ли мне восполнить этот день? Марсель.

По завершении месяца Рамадан и дня праздника Ураза-байрам восполните нарушенный пост один к одному.

В первый день поста я поел сухур по незнанию и непониманию до восхода солнца, а не до рассвета. Прочитав о посте на вашем сайте, я осознал ошибку и повторять ее не собираюсь. Будет ли принят мой пост за этот день и стоит ли мне сделать када (восполнить его), так как я поел не в то время? Айнур.

Восполните один к одному после месяца Рамадан в удобное для вас время, например в выходной день.

Является ли курение кальяна харамом и можно ли курить кальян в Рамадан?

Курение кальяна запретно (харам) как в Рамадан, так и в любое другое время. Прочитайте об этом соответствующий материал в моей книге «Мужчины и Ислам».

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто нарушил пост по забывчивости, тот не восполняет его, и нет на нем искупления. [То есть вспомнив о соблюдаемом посте, человек прекращает действие, нарушающее пост, и продолжает поститься. Пост его не нарушен]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 517, хадис № 8495, «сахих».

Данный хадис касается всех трех упомянутых пунктов. Подробнее см., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 574.

«Кто по забывчивости начал есть или пить, тот завершает пост [в этот день]. Поистине, Всевышний накормил и напоил его [то есть пост не нарушен, а отмечен Господом]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574, хадис № 1933.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; аш-Ша‘рави М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аль-Фатх, 1999. С. 115; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 2. С. 72.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 270, хадисы № 2378 и 2379, оба «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 184, хадис № 1678, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

Достоверно известно, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время поста». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. имама аль-Бухари. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 576, хадисы № 1938 и 1939; Имам Малик. Аль-муватто. Каир: аль-Хадис, 1993. Гл. 18. Ч. 10. С. 247, хадисы № 30–32; то же. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 232, хадисы № 662–664.

Мисвак - палочка, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно.

Достоверно известно, что Пророк пользовался мисваком во время поста. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329.

От использования зубной пасты во время поста можно воздержаться. Бо льшая часть ученых говорит, что попадание ее в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не глотать. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329, 330; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 112.

Подробнее об этом смотрите в материале «Гигиена полости рта во время поста».

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 97, 98.

Имам аль-Бухари приводит в своем своде хадисов несколько случаев из жизни сподвижников и представителей следующего после них поколения о том, что они проводили различные водные процедуры во время поста. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.

Подробнее об этом смотрите в материале «Полоскание рта и душ во время поста».

Преднамеренное вдыхание табачного дыма, то есть курение сигарет, кальяна, нарушает пост. Подробнее о допустимости курения сигарет и кальяна с точки зрения мусульманских канонов читайте в моей книге «Мужчины и Ислам» либо на сайте сайт.

В случае очевидного проглатывания крови или лекарств пост нарушается. Исключением могут быть случаи попадания вместе со слюной в гортань, пищевод того, что крайне незначительно, что ближе к мнительности, нежели к явному заглатыванию крови или лекарства.

Самостоятельное вызывание рвоты, при котором ротовая полость заполняется рвотной массой, а также преднамеренное заглатывание рвотных выделений нарушают пост. В этом случае необходимо будет его восполнить. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1676, «сахих».

Подробнее об этом смотрите в материале «Рвота во время поста».

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 107, 109, а также. Т. 2. С. 89.

Что касается клизм, то во всех случаях они нарушают пост. Так считает большинство. См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 108.

Упомяну все же, что есть обоснованное мнение крупных и уважаемых имамов, таких как Ибн Хазма, Ибн Таймийя и других, о том, что клизмы не нарушают пост. В исключительном случае можно, полагаю, воспользоваться и этим мнением. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 136, 137. Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

Подробнее об этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 192, 193.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 108.

Чаще всего применяются два вида свечей: вагинальные и ректальные. Первые из них обычно используют для лечения различных болезней женских половых органов. А свечи, предназначенные для введения в прямую кишку, можно разделить на две группы. К первой группе относят те свечи, которые действуют в месте введения. Они могут обладать, к примеру, противогеморройным эффектом. Вторая группа включает свечи, являющиеся как бы заменителями таблеток. То есть лекарственные вещества из них всасываются, поступают в кровь и оказывают влияние на весь организм. Одно и то же вещество, выпускаемое в таблетках и в свечах, проходит по организму разными путями. На лекарство, попавшее в желудок и кишечник, действует множество пищеварительных ферментов. А лекарство, попавшее в прямую кишку, всасывается сразу в кровь, минуя печень, ему не приходится «проходить» через весь пищеварительный тракт. См.: https://health.sarbc.ru/lechebnye-svechi.html.

См.: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 93; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 194, 195; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 109; аль-Буты Р. Машурат иджтима‘ия [Советы людям]. Дамаск: аль-Фикр, 2001. С. 39.

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 51; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 107, 109, а также Т. 2. С. 89; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

Начатый и по каким-либо причинам нарушенный день поста должен быть возмещен. Что касается нарушения поста в месяц Рамадан, то, в зависимости от вида нарушения, может одновременно потребоваться «када» (возмещение) и «каффарат» (искупление) , или же только возмещение.

Лексическое значение арабского слова «када» – выполнение чего-либо. В терминологии шариата это слово, помимо лексического, имеет значение «возмещение кем-либо не выполненного во время или начатого, но нарушенного поклонения, такого, как намаз, хадж или пост, осуществляемое в другое время» .

Лексическим значением слова «каффарат» является «укрытие, стирание» . В терминологии шариата это слово означает определенный набор действий, установленных Всевышним Аллахом, к которым прибегает человек с целью заслужить прощение Аллаха за некоторые совершенные грехи и ошибки.

Каффарат (искупление) за пост в Рамадан требуется в том случае, если человек без каких-либо уважительных причин, сознательно и по собственной воле нарушил начатый пост. В случае нарушения других постов вне месяца Рамадан каффарат не требуется.

Каффаратом (искуплением) за пост является освобождение раба, или соблюдение непрерывного поста в течение двух лунных месяцев, или кормление шестидесяти бедняков. Но вместо еды можно выплатить ее стоимость. Наряду с кафаратом необходимо также сделать покаяние и иметь твердое намерение не совершать подобного греха в будущем.

Шестидесятидневный пост, соблюдаемый в качестве каффарата, должен соблюдаться непрерывно, поэтому, если будет пропущен хотя бы один день, этот пост необходимо начать сначала.

За несколько дней поста, нарушенных в одном Рамадане или нарушенных в разные годы, достаточно одного искупления.

Теперь, после того как мы ознакомились со значением понятий «када» и «каффарат», перейдем к рассмотрению того, что нарушает, и того, что не нарушает пост. Действия, нарушающие пост будут рассмотрены в двух разделах:

первый – это действия, за совершение которых требуется возмещение и искупление;

второй – это действия, за совершение которых требуется только возмещение.

1. Действия, требующие «када» (возмещения) и «каффарат» (искупления):

Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто нарушит пост месяца Рамадан без уважительной причины, установленной Аллахом, не сможет возместить его, даже если весь год проведет в посте» (Абу Дауд, Сыям, 38).

Действия, входящие в эту категорию можно разделить на две группы:

а) Вступление в интимную связь

Вступление в интимную связь во время поста требует от обеих сторон возмещения и искупления. По этому поводу передается следующий хадис от Абу Хурайры (радыйаллаху ‘анху):

«Однажды мы сидели вместе с Посланником Аллаха, как вдруг к нам подошел один человек и сказал:

О Посланник Аллаха! Я погиб!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:

Что случилось?

Я вступил с женой в интимную связь во время поста, - ответил тот. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:

- Можешь ли ты держать пост два месяца подряд?

Нет, - ответил человек.

Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:

- Можешь ли ты накормить шестьдесят бедняков?

Человек снова ответил:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) ничего не ответил ему. Прошло некоторое время, мы обсуждали происшествие, как вдруг вышел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) с корзинкой, полной фиников, и спросил:

- Где тот человек, который спрашивал меня?

Человек сказал:

Я здесь.

Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал ему:

- Возьми это и раздай как садака.

В ответ человек сказал:

О Посланник Аллаха! Разве есть кто-то беднее меня? Клянусь Аллахом, в долине Медины нет более бедной семьи, чем моя.

В ответ на это Посланник Аллаха рассмеялся, так, что стали видны его зубы, а затем сказал:

Тогда возьми финики и угости ими свою семью.

(Бухари, Саум, 30; Хиба, 20; Нафака, 13, Каффарат, 2-4; Муслим, Сыйам, 81; Абу Дауд, Тахара, 123, Саум, 37; Тирмизи, Саум, 23).

Все мазхабы единодушны в отношении того, что интимная связь нарушает пост и требует как возмещения, так и искупления. Доказательством для всех служит этот хадис. В вопросе каффарата не существует другого доказательства, кроме этого хадиса.

б) Употребление пищи или того, что к ней относится.

Понятие «пища» включает в себя все виды продуктов питания, как готовых к употреблению, так и сырых; все виды сырого или сушеного мяса и мясную продукцию; все виды овощей и фруктов, а также зерновых, и те продукты, которые получены путем их переработки.

По мазхабу Ханафи, человек, нарушивший пост, употребив пищу или питье, подобен тому человеку, который нарушил свой пост, вступив в интимную связь.

2. Действия, требующие только «када» (возмещения).

Нижеперечисленные действия нарушают пост, требуя при этом только возмещения и не требуя искупления:

  • Употребление еды или питья по ошибке.
  • Сознательное проглатывание бумаги, ваты и им подобных предметов. Проглатывание данных предметов хоть и имеет внешнее сходство с приемом пищи, но при этом не имеет цели насыщения, поэтому в данной ситуации каффарат не требуется.
  • Проглатывание воды при полоскании носа или лекарства, положенного в дупло зуба.
  • Проглатывание больших частиц еды, оставшихся между зубами (большой считается частица размером с горошину).
  • Проглатывание чего-либо размером с пшеничное зернышко, попавшего в рот извне.
  • Прием пищи утром, полагая, что время сахура еще не прошло, или вечером, полагая, что время ифтара уже пришло. В данном случае речь идет о приеме пищи по ошибке.
  • Нарушение поста по принуждению.

Дорогие братья и сестры, поздравляем вас еще раз с началом благословенного Рамадана. Пусть Аллах примет ваши посты, намазы, зикры и дуа. Ниже приводится небольшое напоминание для постящихся — какие действия можно совершать в пост, а какие могут его нарушить (согласно ханафитскому мазхабу).

Данные действия НЕ нарушают пост:
1. Есть и пить по забывчивости (но нужно сразу же прекратить, как только человек вспомнит, что держит пост!)

2. Закапывать ушные капли (или попадание воды в уши во время купания)

3. Глазные капли или контактные линзы

4. Использование никотиновых пластырей, кремов, дезодорантов, других косметических средств или масла.

5. Прикосновение или поцелуи супругов

6. Непроизвольное семяизвержение или вовлечение в половой акт по забывчивости.

7. Использование мисвака или зубной пасты, если нет опасности проглотить пасту.

8. Анализы крови или хиджама, или любой способ извлечения крови.

9. Начинать пост, находясь в состоянии большого осквернения.

10. Инъекции, переливание крови, диализ почек или введение каких-то лекарств через капельницу.

11. Лечение или удаление зубов, если нет опасности проглотить лекарство.

12. Лапароскопия/иные хирургические вмешательства

13. Рвота, произошедшая случайно или преднамеренно, если она не заполняет весь рот.

14. Проглатывание рвотных масс ненамеренно.

15. Вдыхание дыма или пыли ненамеренно.

16. Проглатывание собственной слюны или слизи, даже если она спустилась в горло.

17. Купание, если вода не попадает в нос или горло.

18. Введение лекарств через интимные органы женщины или осмотр у врача-гинеколога (иные обследования этих органов).

19. Злословие или ложь.
Данные действия НАРУШАЮТ пост:
1. Есть или пить сознательно, зная, что держишь пост.

2. Проглатывание зубной пасты или жидкости для полоскания рта.

3. Проглатывание пищи, застрявшей между зубами (даже на размер горошины).

4. Проглатывание слюны другого человека (к примеру, другого супруга во время поцелуя).

5. Использование назальных капель (закапывание в нос лекарства).

6. Прием каких-либо лекарств через рот.

7. Применение медицинских ингаляторов.

8. Вдыхание дыма сознательно (при курении, например).

9. Сознательное совершение полового акта.

10. Семяизвержение, вызванное сознательной стимуляцией (к примеру, мастурбация).

11. Эндоскопические исследования (введение зонда через рот или прямую кишку, поскольку их смазывают лекарствами).

12. Введение каких-то веществ через прямую кишку (клизма, например).

Примечание: Еда, питье и совершение полового акта намеренно в течение дня поста требуют каффары (непрерывного поста в течение 60 дней).

Загрузка...