Юридический портал - Ipoteka112

Обобщение понятия о показателе степени — Гипермаркет знаний. Открытый урок "обобщение понятия степени" С 24 обобщение понятия степени вариант а1

С любым целочисленным показателем, руководствуясь при этом следующими определениями:

Но математики на этом не остановились, они научились работать не только с целочисленными показателями. В этом параграфе мы обсудим, какой смысл придается в математике понятию степени с дробным показателем, т.е. выясним, что означают такие символы математического языка, как 2 5 , З -0"3 и т.д.

Зададимся вопросом: если вводить символ то каким математическим содержанием его наполнить? Хорошо бы, рассуждали математики, чтобы сохранялись привычные , например, чтобы при возведении степени в степень показатели перемножались, в частности, чтобы выполнялось следующее равенство:


Положим Тогда интересующее нас равенство можно переписать в виде а 5 =2 3 , откуда получаем Значит, появились основания определить

Подобные соображения и позволили математикам принять следующее определение.

Если

Самое любопытное, что введенное определение оказалось настолько удачным, что при нем сохранились все привычные свойства степеней, которые были доказаны для натуральных показателей: при умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются, при делении - вычитаются и т.д. Пусть, например, нам нужно выполнить умножение

Поскольку складывать дроби легче, чем применять свойства радикалов, на практике предпочитают заменять радикалы степенями с дробными показателями. Для иллюстрации этого положения вернемся к примеру Если перейти к дробным показателям, то получим:

Видите, насколько быстрее и проще мы получили здесь тот же результат, что и в § 42.
Пример 1. Вычислить:

г) Это задание некорректно, поскольку нет определения степени с дробным показателем для случая отрицательного основания. Математики договорились возводить в дробные степени только неотрицательные числа (и это оговорено в определении). Так что запись вида считается в математике лишенной смысла.
Замечание. Иногда приходится слышать возражения: неверно, что запись лишена смысла, ведь можно вычислить корень 3-й степени из числа -8; получится Так почему бы не считать, что

Если бы математики не запретили себе возводить в дробные степени отрицательные числа, то вот с какими неприятностями пришлось бы столкнуться:

Получилось «равенство» -2 = 2. Выбирая определения, математики как раз и заботятся о том, чтобы все было точно, определенно, недвусмысленно. Поэтому в определении степени с нулевым показателем а° появилось ограничение а в определении степени с положительным дробным показателем
Разумеется, математики не ограничились понятием степени с положительным дробным показателем, они ввели и определение степени с отрицательным дробным показателем, используя известную идею:

Но наличие дробного показателя заставляет сделать ограничение а>0, а наличие знаменателя заставляет сделать ограничение а= 0; в итоге приходится накладывать ограничение а > 0.

Если

Итак, теперь мы знаем, что такое степень с любым рациональным показателем. Справедливы следующие свойства (мы считаем, что а> 0, b> 0, s и t - произвольные рациональные числа):

Частичные обоснования указанных свойств были сделаны выше; этим мы и ограничимся.

Пример 2. Упростить выражение:



Пример 3. Решить уравнения:
а) Возведя обе части уравнения в куб, получаем:

х = ±1.
б) Это практически то же самое уравнение, что и в п. а), но с одной существенной оговоркой: поскольку переменная х возводится в дробную степень, она, по определению, должна принимать только неотрицательные значения. Значит, из найденных выше двух значений х в качестве корня уравнения мы имеем право взять лишь значение х = 1.
Ответ: а) ±1; б) 1.

Пример 4. Решить уравнение:
Введем новую переменную
Значит, получаем квадратное уравнение относительно новой переменной у:

у 2 -2у-8 = 0.

Решив это уравнение, получим: у 1 =-2, у 2 =4. Теперь задача сводится к решению двух уравнений:


Первое уравнение не имеет корней, поскольку (напомним еще раз) область допустимых значений для переменной х в подобных случаях определяется условием х > 0. Решая второе уравнение, последовательно находим:

Уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня или возводится в дробную степень, называют иррациональными. Первое знакомство с иррациональными уравнениями состоялось у вас в курсе алгебры 8-го класса, где встречались уравнения, содержащие переменную под знаком квадратного корня. В этой главе мы рассмотрели еще несколько примеров решения иррациональных уравнений - пример 2 из § 39, пример 2 из § 40 и примеры 3 и 4 из § 43.

Основные методы решения иррациональных уравнений:

Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень;
- метод введения новых переменных;
- функционально-графический метод.

Если используется метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же четную степень, то возможно появление посторонних корней, значит, обязательна проверка всех найденных решений - об этом мы говорили и раньше, в курсе алгебры 8-го класса.

А.Г. Мордкович Алгебра 10 класс

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Урок и презентация на тему: "Обобщение понятий о показателях степени"

Дополнительные материалы
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания! Все материалы проверены антивирусной программой.

Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 11 класса
Алгебраические задачи с параметрами, 9–11 классы
Программная среда "1С: Математический конструктор 6.1"

Ребята, на этом уроке мы займемся обобщением знаний о показателях степеней. Мы умеем вычислять степени с любым целочисленным показателем. Как быть, если показатель степени - не целое число? И какая связь между корнями и степенными функциями не целого показателя?

Давайте немного повторим, рассмотрим число вида $a^n$.
1. Если $n=0$, то $a^n=a^0=1$.
2. Если $n=1$, то $a^n=a^1=a$.
3. Если $n=2,3,4,5$… то $a^n=a*a*a…*a$ (n множителей).
4. Если $n=1,2,3,4,5$… и $а≠0$, то $a^{-n}=\frac{1}{a^n}$.

Указанные выше правила можно также использовать как памятку!

Во всех представленных выше правилах, показатель степени - целое число. Как быть в случае дробного показателя степени?
Что представляет из себя число $2^{\frac{2}{3}}$ и как с ним работать? При работе с такими степенями нужно, чтобы все свойства для целочисленных степеней сохранялись. Например, при возведении степени в степень – показатели перемножались.

Например: ${(2^{\frac{2}{3}})}^3=2^{\frac{2}{3}*3}=2^2$.
Давайте введем вот такую замену символов: $a=2^{\frac{2}{3}}$.
Тогда: $a^3=2^2$.
Получаем: $a=\sqrt{2^2}$.
То есть мы можем представить исходное выражение в таком виде: $2^{\frac{2}{3}}=\sqrt{2^2}$.

Определение. Пусть нам дана обыкновенная дробь $\frac{a}{b}$, $b≠1$ и $х≥0$, тогда $x^{\frac{a}{b}}=\sqrt[b]{x^a}$.

Например: $3^{\frac{1}{3}}=\sqrt{3}$,
$5^{\frac{2}{5}}=\sqrt{5^2}$.

Давайте умножим два числа с одинаковыми основаниями, но разными степенями:
$a^{\frac{2}{3}}*a^{\frac{1}{4}}=\sqrt{a^2}*\sqrt{a}=\sqrt{a^8}*\sqrt{a^3}=\sqrt{a^{11}}=a^{\frac{11}{12}}$.
Но заметим так же: $\frac{2}{3}+\frac{1}{4}=\frac{8+3}{12}=\frac{11}{12}$.
То есть: $a^{\frac{2}{3}}*a^{\frac{1}{4}}=a^{\frac{2}{3}+\frac{1}{4}}=a^{\frac{11}{12}}$.
Складывать дроби гораздо проще, чем работать с радикалами (нужно привести показатели к одинаковому виду и потом только перемножать). Поэтому принято переходить к степенным функциям с дробным показателем.

Пример.
Вычислить:
а) ${(27)}^{\frac{1}{3}}$.
б) ${(32)}^{\frac{3}{5}}$.
в) $0^{\frac{5}{7}}$.
г) ${(-32)}^{\frac{1}{5}}$.
Решение.
а) ${(27)}^{\frac{1}{3}}=\sqrt{27}=3$.

Б) ${(32)}^{\frac{3}{5}}=\sqrt{{32}^3}={(\sqrt{32})}^3=2^3=8$.

В) $0^{\frac{5}{7}}=\sqrt{0^5}={(\sqrt{0})}^5=0^5=0$.

Г) Извлекать корень с дробным показателем мы можем только из положительного числа, ребята посмотрите на наше определение. Наше выражение не имеет смысла.
Кажется ${(-32)}^{\frac{1}{5}}=\sqrt{-32}=-2$ - верная запись, но давайте внимательно посмотрим на наше выражение: ${(-32)}^{\frac{1}{5}}$=${(-32)}^{\frac{2}{10}}$=$\sqrt{{(-32)}^2}$=$\sqrt{1024}=2$.
Получили противоречивое выражение, хотя все операции выполнены верно, согласно свойствам и определениям. Поэтому математики запретили возводить в дробную степень отрицательные числа.

Ребята, запомните: в дробную степень мы можем возводить только положительные числа!

Определение. Пусть дана обыкновенная дробь $\frac{a}{b}$, $b≠1$ и $х>0$, тогда $x^{-\frac{p}{q}}=\frac{1}{x^{\frac{p}{q}}}$.

Например: $2^{-\frac{1}{4}}=\frac{1}{2^{\frac{1}{4}}}=\frac{1}{\sqrt{2}}$.
$3^{-\frac{3}{5}}=\frac{1}{3^{\frac{3}{5}}}=\frac{1}{\sqrt{3^3}}=\frac{1}{\sqrt{27}}$.

Все свойства с которыми мы сталкивались при работе со степенными числами сохраняются и в случае рациональных степеней, давайте повторим свойства.

Пусть нам даны положительные числа $a>0$ и $b>0$, x и y – произвольные рациональные числа, тогда выполняются следующие 5 свойств:
1. $a^x*a^y=a^{x+y}$.
2. $\frac{a^x}{a^y}=a^{x-y}$.
3. ${(a^x}^y=a^{x*y}$.
4. $(a*b)^x=a^x*a^y$.
5. ${(\frac{a}{b})}^x=\frac{a^x}{b^x}$.

Пример.
Упростите выражение: $\frac{\sqrt{x}}{x^{\frac{1}{2}}+y^{\frac{1}{2}}}+\frac{\sqrt{y}}{x^{\frac{1}{2}}-y^{\frac{1}{2}}}$.
Решение.
Перепишем числители в виде степенных функций:
$\frac{x^{\frac{1}{2}}}{x^{\frac{1}{2}}+y^{\frac{1}{2}}}+\frac{y^{\frac{1}{2}}}{x^{\frac{1}{2}}-y^{\frac{1}{2}}}$.
Приведем к общему знаменателю:
$\frac{x^{\frac{1}{2}}(x^{\frac{1}{2}}-y^{\frac{1}{2}})+y^{\frac{1}{2}}(x^{\frac{1}{2}}+y^{\frac{1}{2}})}{(x^{\frac{1}{2}}+y^{\frac{1}{2}})(x^{\frac{1}{2}}-y^{\frac{1}{2})}}$ =$\frac{x-x^{\frac{1}{2}}*y^{\frac{1}{2}}+y^{\frac{1}{2}}*x^{\frac{1}{2}}+y}{x-y}$=$\frac{x+y}{x-y}$.

Пример.
Решить уравнения:
а) $\sqrt{x^4}=1$.
б) $x^{\frac{4}{5}}=1$.
Решение.
а) Возведем обе части уравнения в пятую степень:
$x^4=1$.
$x=±1$.

Б) Наше уравнение очень похоже на предыдущие. Если мы перейдем от записи корней к степенным функциям, то запись получится идентичная, но стоит учесть, что у нас сразу дано степенное выражение. По определению число х может быть только положительным, тогда у нас остается один ответ $х=1$.

Пример.
Решить уравнение: $x^{-\frac{2}{5}}+x^{-\frac{1}{5}}-12=0$.
Решение.
Давайте введем новую переменную: $y=x^{-\frac{1}{5}}$.
$y^2={(x^{-\frac{1}{5}})}^2=x^{-\frac{2}{5}}$.
Тогда наше уравнение примет вид обычного квадратного уравнения: $y^2+y-12=0$.
Решив уравнение, получим два корня: $y_1=-4$ и $y_2=3$.

Нам остается решить два уравнения: $x^{-\frac{1}{5}}=-4$ и $x^{-\frac{1}{5}}=3$.
Первое уравнение не имеет корней. Вспомним, что степенные функции с рациональным показателем определены только для положительных чисел.
Решим второе уравнение:
$x^{-\frac{1}{5}}=3$.
$\frac{1}{x^{\frac{1}{5}}}=3$.
$x^{\frac{1}{5}}=\frac{1}{3}$.
$\sqrt{x}=\frac{1}{3}$.
$x=(\frac{1}{3})^5=\frac{1}{243}$.

Ребята, мы рассмотрели два примера решения иррациональных уравнений.

Давайте перечислим основные методы решений иррациональных уравнений.
1) Возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень (при использовании этого метода нужно проверять полученные решения, так как могут возникнуть посторонние решения).
2) Метод замены переменных (введения новых переменных).
3) Построение графиков функций. Обе части уравнения представляем в виде функций, строим их графики и находим точки пересечения графиков.

Задачи для самостоятельного решения

1. Вычислить:
а) ${64}^{\frac{1}{3}}$.
б) ${64}^{\frac{5}{6}}$.
в) ${81}^{\frac{2}{3}}$.
г) ${(-317)}^{\frac{3}{7}}$.
2. Упростите выражение: $\frac{\sqrt{x}}{x^{\frac{1}{3}}-y^{\frac{1}{3}}}-\frac{\sqrt{y}}{x^{\frac{1}{3}}+y^{\frac{1}{3}}}$.
3. Решить уравнение:
а) $\sqrt{x^2}=8$.
б) $x^{\frac{2}{3}}=8$.
4. Решить уравнение: $x^{-\frac{2}{3}}-7x^{-\frac{1}{3}}+10=0$.
  1. Одной из актуальных проблем современной методики преподавания в школе является развитие мотивации обучающихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо. В сложившейся ситуации на помощь учителю приходят игровые технологии – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Игровые формы обучения на уроках математики дают возможность эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игру. Игровая деятельность мотивирует на обучение, в ходе игры каждый обучающийся получает возможность думать самостоятельно, развивать творческое мышление и решать разнообразные проблемы (то есть применять полученные знания в конкретной жизненной ситуации).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 с углублённым изучением отдельных предметов гуманитарного профиля им. И.С.Тургенева г. Орла

Методическая разработка урока

Алгебра и начала анализа

11 класс

Учебник: Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10 -11 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2013. – 336с.:ил. (базовый)

Учитель математики: Морева Оксана Владимировна

Аннотация работы: Одной из актуальных проблем современной методики преподавания в школе является развитие мотивации обучающихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо. В сложившейся ситуации на помощь учителю приходят игровые технологии – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Игровые формы обучения на уроках математики дают возможность эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игру. Игровая деятельность мотивирует на обучение, в ходе игры каждый обучающийся получает возможность думать самостоятельно, развивать творческое мышление и решать разнообразные проблемы (то есть применять полученные знания в конкретной жизненной ситуации).

Технологическая карта урока

ФИО (полностью)

Морева Оксана Владимировна

Место работы

МБОУ – СОШ № 24 с углублённым изучением отдельных предметов гуманитарного профиля им. И.С.Тургенева г. Орла

Должность

Учитель

Предмет

Алгебра и начала анализа

Класс

11 класс

Тема и номер урока в теме

Обобщение понятия о показателе степени (2 – ой урок)

Базовый учебник

Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10 -11 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2013. – 336с.: ил. (базовый)

Цель урока

Выработать умение выполнять преобразование выражений, содержащих степени с дробным показателем

Задачи

обучающие

  1. Актуализация опорных знаний о степени с дробным показателем
  2. Отработка навыков преобразования выражений, содержащих степени с дробным показателем

развивающие

Развитие:

  1. Операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
  2. Памяти и внимания;
  3. Умения применять полученные знания при решении задач.

воспитательные

  1. Формирование навыков групповой работы;
  2. Воспитание у обучающихся самостоятельности и ответственности за себя и других членов коллектива;
  3. Воспитание умения критически и объективно оценивать свою работу и работу товарища.

Тип урока

Урок - деловая игра «Покорение вершины»

Формы работы учащихся

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование

  1. Мультимедийный проектор и экран;
  2. Акустические колонки;
  3. Компьютеры.

План урока

  1. Организационный момент (2-3 мин.)
  2. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
  3. «Покорение вершин» (30 мин.)
  • Первая высота (самопроверка)
  • Вторая высота (групповая работа)
  • Третья высота (индивидуальная дифференцированная работа).
  1. Подведение итогов (4 - 5 мин.)
  2. Домашнее задание (2 – 3 мин.)
  3. Рефлексия достижения цели (1 мин.)

Ход урока:

  1. Организационный момент

Урок начинается с прослушивания отрывка из песни В.В.Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы» (слайд 2).

Учитель: У каждого в жизни есть вершины, которые они стремятся покорить. Кто – то хочет стать врачом, кто – то спортсменом, а кто – то может хочет стать альпинистом. Ведь высота всегда манила людей. Вспомните Икара, ведь его мечтой было полететь к Солнцу. И он осуществил свою мечту. Сущность человека состоит в том, чтобы всегда добиваться намеченной цели. Эпиграфом к нашему уроку подходят слова из прослушанной вами песни.

Как вечным огнем сверкает днем
Вершина изумрудным льдом,
Которую ты так и не покорил.

В.В.Высоцкий

Сегодня на уроке я приглашаю вас в экспедицию на покорение горных вершин. Вам предстоит перевоплотиться в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний под названием «Степень с дробным показателем» (слайд 3).

Деятельность обучающихся: Обучающиеся записывают тему урока в рабочую тетрадь.

  1. Актуализация опорных знаний

Учитель: Перед каждым из вас лежит карточка – счётчик, в которую вы будете заносить свои успехи в покорении горных вершин (приложение 1) . Впишите в верхнюю строку свои фамилию и имя. В этой карточке вы будете фиксировать прохождение каждой высоты в баллах. В конце урока вы самостоятельно подсчитаете набранные за урок баллы и выясните: удалось ли вам покорить “горную высоту» или нет.

Проверка снаряжения: “Что возьмем с собой в дорогу?” (слайд4).

Учитель: Как известно, экспедиции всегда предшествует тщательная подготовка, поэтому в начале, я предлагаю вам проверить свою готовность к покорению горной вершины.

1) Продолжите фразу: Если - обыкновенная дробь(q ≠1) и a ≥ 0, то под a p/q понимают…

2) Вычислите устно: 16 ¼ , 27 1/3 , 81 ¼ , 8 -1/3 , (-144) ½ (Задания можно заранее записать на доске или оформить в виде карточек)

3) Продолжите следующие свойства (Задания можно заранее записать на доске)

a s ∙ a t = …

a s : a t = …

(a s ) t = …

(ab) s = …

() s = …

4) Вычислите устно: (Задание можно заранее записать на доске)

Учитель: Итак, снаряжение собрано. Мы отправляемся в горы на покорение горных вершин.

  1. Покорение вершин

Первая высота “Снежная лавина” (Самопроверка)

Учитель: Любые горы насколько прекрасны, настолько и опасны. В горах альпинистов поджидает множество опасностей. Первое, с чем нам придётся столкнуться в горах – это снежная лавина (слайд 5). Чтобы выбраться из – под снежного завала, необходимо выполнить следующее задание.

Деятельность обучающихся: Обучающиеся получает задание на два варианта и самостоятельно выполняют его в рабочих тетрадях. (Каждый ученик получает своё задание на карточке). Два ученика работают с обратной стороны доски. На выполнение задания отводится 5 – 7 минут.

Вариант 1

Вариант 2

  1. Вычислите: 27 1/3 -25 -1/2 +16 3/4 -27 4/3
  2. Упростите выражение: а) (125х -6 ) -2/3 ; б) (a∙a -1/3 ) 1/6 ∙a 8/9

По окончании работы обучающиеся, работавшие у доски, отворачивают доску. Их работу проверяет учитель. Обучающиеся, работавшие в тетрадях, осуществляют самопроверку. То есть каждый ученик самостоятельно проверяет правильность выполнения своего задания, опираясь на решение на доске. Каждое верно выполненное задание оценивается в 2 балла. Набранные баллы за прохождение «Снежной лавины» записываются в карточку-счетчик.

Физкультминутка.

Учитель: Покорение горных вершин дело очень трудное. Все мы очень устали освобождаясь из – под снежного завала. Предлагаю сделать привал.

Упражнение «А ну, попробуй!»:

Учитель предлагает учащимся вытянуть вперед руку раскрытой ладонью вверх. Прижмите к ладони большой палец. Остальные пальцы должны быть развернуты. А теперь прижмите мизинец. Получилось? Не тут-то было!

Вторая высота “Ледовая трещина” (работа в группах)

Учитель: Пока мы отдыхали, на нашем пути образовалась ледовая трещина (слайд 6). Знаете ли вы как альпинисты поступают в такой ситуации?

Примерные ответы обучающихся: Альпинисты помогают друг другу… Чтобы поднять альпиниста из трещины они бросают ему верёвку… Работают в связке…. Одному выбраться очень трудно, нужна помощь друга…….

Учитель: Из ваших ответов следует, чтобы выбраться из ледовой трещины, нужно работать в команде. Вот и мы с вами следующее задание будем выполнять в группах.

Деятельность обучающихся: Класс делится на группы по 4 – 5 человек. Каждая группа получает карточку с заданиями, в решении которых допущены ошибки. Обучающиеся должны их найти и исправить. На выполнение задания отводится 5 – 7 минут.

Карточка 1

Найдите ошибки

  1. (121 1/2 +128 5/7 -81 5/4 )∙125 -1/3 = (11+32-81∙3)∙(-5) = -200∙(-5) = 1000
  2. p-q = (p 2/3 -q 2/3 )(p 2/3 +2p 1/3 q 1/3 + q 2/3 )

Карточка 2

Найдите ошибки

Карточка 3

Найдите ошибки

  1. (x 1/4 +1) (x 1/4 -1)(x 1/2 -1) = (x 1/4 -1) 2 (x 1/2 -1) = (x 1/2 -1)(x 1/2 -1) = (x 1/2 -1) 2
  2. (-625) -1/4 = 625 1/4 = 5

Карточка 4

Найдите ошибки

По окончании работы, обучающие сообщают учителю найденные и исправленные ими ошибки. Учитель проверяет правильность выполнения задания. За каждую исправленную ошибку начисляется 2 балла каждому члену группы. Набранные баллы за прохождение «Ледовой трещины» записываются в карточку-счетчик.

Третья высота “Камнепад” (индивидуальная дифференцированная работа).

Учитель: Не успели мы выбраться из ледовой трещины, как на нас обрушился камнепад (слайд 7). Нужно расчистить завал. Все камни разные: большие и маленькие. Кто – то будет носить маленькие камни, а кто – то большие. Каждый выберет себе задание по силам.

Деятельность обучающихся: Обучающиеся получают на выбор дифференцированные задания различного уровня сложности.

Те, кто выбрали «большие камни», получают задания повышенного уровня на индивидуальных карточках. По результатам выполнения этого задания они смогут заработать до 8 баллов. Каждое верно выполненное задание оценивается в 2 балла.

Вариант 1

Сократите дробь:

а) ; b) ; c) ; d)

Вариант 2

Сократите дробь:

По окончании работы, учитель проверяет правильность выполнения задания.

А те, кто выбрал «маленькие камни», выполняют задания базового уровня в виде теста (см. интерактивный тест на диске или в приложении 2 ). По результатам выполнения этого задания они могут заработать до 5 баллов.

Набранные баллы за прохождение «Камнепада» записываются в карточку-счетчик.

  1. Подведение итогов игры:

Учитель: Дорогие «альпинисты»! Давайте подсчитаем баллы, набранные вами по результатам трёх испытаний.

Деятельность обучающихся: Обучающиеся подсчитывают набранные ими баллы и записывают из в графе «Общий результат».

Учитель: Давайте подведём итоги (слайд 8). Если вы набрали 18-20 баллов, то вы покорили самую высокую вершину – молодцы (отметка отлично) ! Если вы набрали 15 – 17 баллов – покорили вторую высоту, хорошо (отметка хорошо) . Если 11 - 14 баллов –вы пока одолели только первую высоту, это тоже неплохо (отметка удовлетворительно) . Если вы набрали менее 11 баллов, то вы остались у подножия вершины. Но не огорчайтесь! Вам еще раз нужно пройти подготовку и повторить восхождение, ваша вершина у вас еще впереди!

Деятельность обучающихся: Обучающиеся согласно рейтингу выставляют себе отметку за урок в графе «Отметка» и сдают свою карточку – счётчик учителю.

Учитель (по своему усмотрению) переносит эти отметки в журнал.

  1. Домашнее задание: § 37; № 37.28; № 37.30аг; № 37.39*б

№ 37.28. Сократите дробь: а) ; б) ; в) ; г) .

№ 37.30аг. Упростите выражение: а) (1 + ) 2 - 2 ; г) + - ( + ) 2

№ 37.39*б. Упростите выражение: б) ( + )

  1. Рефлексия достижения цели:

Учитель: А теперь я попрошу вас продолжить одну или несколько фраз (слайд 9)

  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • у меня получилось …
  • урок дал мне для жизни…

Деятельность обучающихся: Обучающиеся по желанию продолжают одну или несколько фраз.

Учитель: Наш урок начался с песни, а закончить его я хочу стихами (слайд 10) . Читает стихотворение.

Почетно стремление сердца к вершине,

Приятно на землю смотреть свысока.

Взошел... Ты герой, победитель отныне

И, кажется, мир поднебесный в руках.

Вершина – пустыня, лишь мудрые камни

Спокойно взирают сияние звёзд…

Для них ты никто, заблудившийся странник,

Иллюзии пленник, сомнительных грёз…

Вершина дает ощущенье полета,

Свободу от вечной мирской суеты,

Открыты к иному познанью ворота…

Волнительна зрелость ее чистоты…

Приложение к плану-конспекту урока «Обобщение понятия о показателе степени»

Приложение 1.

Карточка – счётчик __________________________ (Фамилия, имя)

Приложение 2.

Тест

Выберите один из предложенных ответов.

  1. Упростите выражение: (1 – с 1/2 )(1 + с 1/2 )
  • (1 – с 1/2 ) 2
  • 1 – с
  • 1 – 2с 1/2 + с
  1. Упростите выражение: (1 – а 1/2 ) 2
  • 1 – а + а 2
  • – 2а + а 2
  • 1 – 2а 1/2 + а
  1. Разложите на множители: в 3/4 – в 1/2
  • в 3/4 (1 – в)
  • в 1/2 (в 1/4 – 1)
  • в 1/2 (в 1/2 – 1)
  • разложить нельзя
  1. Разложите на множители: а – в
  • ав (а 1/2 – в 1/2 )
  • (а – в 1/2 )(а + в 1/2 )
  • разложить нельзя
  • (а 1/2 – в 1/2 ) (а 1/2 +в 1/2 )

Оценивание теста: 1 правильный ответ – 2 балла; 2 правильных ответа – 3 балла; 3 правильных ответа – 4 балла; 4 правильных ответа – 5 баллов.


Пособие содержит самостоятельные и контрольные работы по всем важнейшим темам курса математики 10-11 классов. Работы состоят из 6 вариантов трех уровней сложности. Дидактические материалы предназначены для организации дифференцированной самостоятельной работы учащихся.


Примеры.

В ящике лежат 10 шариков, среди которых 3 - белые. Из ящика последовательно вынимают и удаляют по одному шарику до тех пор, пока не появится белый шарик. Найдите вероятность появления белого шарика.

Три стрелка стреляют по одной цели по 2 раза каждый. Известно, что вероятность попадания для каждого стрелка равна 0,5 и не зависит от результатов других стрелков и предыдущих выстрелов. Можно ли утверждать
с вероятностью 0,99, что в цель попадет хотя бы один выстрел?
с вероятностью 0,5, что каждый стрелок попадет в цель хотя бы один раз?

СОДЕРЖАНИЕ
Тригонометрия
С-1. Определение и свойства тригонометрических функций. Градусная и радианная меры угла
С-2. Тригонометрические тождества
С-3. Формулы приведения. Формулы сложения
С-4. Формулы двойного и половинного угла
С-5. Тригонометрические формулы преобразования суммы в произведение и произведения в сумму
С-6*. Дополнительные тригонометрические задачи (домашняя самостоятельная работа)
К-1. Преобразование тригонометрических выражений
С-7. Общие свойства функций. Преобразования графиков функций
С-8. Четность и периодичность функций
С-9. Монотонность функций. Экстремумы С-10*. Исследование функций. Гармонические колебания (домашняя практическая работа)
К-2. Тригонометрические функции
С-11. Обратные тригонометрические функции __
С-12*. Применение свойств обратных тригонометрических функций (домашняя самостоятельная работа)
С-13. Простейшие тригонометрические уравнения
С-14. Тригонометрические уравнения
С-15. Отбор корней в тригонометрических уравнениях. Системы тригонометрических уравнений
С-16*. Методы решения тригонометрических уравнений (домашняя самостоятельная работа)
С-17*. Системы тригонометрических уравнений (домашняя самостоятельная работа)
С-18. Простейшие тригонометрические неравенства
С-19*. Методы решения тригонометрических неравенств (домашняя самостоятельная работа)
К-3. Тригонометрические уравнения, неравенства, системы
Алгебра
С-20. Корень n-ой степени и его свойства
С-21. Иррациональные уравнения
С-22. Иррациональные неравенства. Системы иррациональных уравнений
С-23*. Методы решения иррациональных уравнений, неравенств, систем (домашняя самостоятельная работа)
С-24. Обобщение понятия степени
К-4. Степени и корни
С-25. Показательные уравнения. Системы показательных уравнений
С-26. Показательные неравенства
С-27*. Методы решения показательных уравнений и неравенств (домашняя самостоятельная работа)
С-28*. Показательно-степенные уравнения и неравенства (домашняя самостоятельная работа)
К-5. Показательная функция
С-29. Логарифм. Свойства логарифмов
С-30. Логарифмические уравнения и системы
С-31*. Применение логарифмов в решении трансцендентных уравнений и систем (домашняя самостоятельная работа)
С-32. Логарифмические неравенства
С-33*. Методы решения логарифмических уравнений, неравенств, систем (домашняя самостоятельная работа)
К-6. Логарифмическая функция
С-34. Обобщение понятия модуля. Уравнения и неравенства с модулем
Начала анализа
С-35. Вычисление пределов числовых последовательностей и функций. Непрерывность функции
С-36. Определение производной. Простейшие правила вычисления производных
С-37. Производные тригонометрических и сложных функций
С-38. Геометрический и механический смысл производной
К-7. Производная
С-39. Исследование функции на монотонность и экстремумы
С-40*. Дополнительное исследование функции (домашняя самостоятельная работа)
С-41*. Построение графиков функций (домашняя практическая работа)
С-42. Наибольшее и наименьшее значения функции. Экстремальные задачи
С-43*. Избранные задачи дифференциального исчисления (домашняя самостоятельная работа)
К-8. Применение производной
С-44. Первообразная. Вычисление первообразных
С-45. Определенный интеграл. Вычисление площадей с помощью определенного интеграла
С-46. Применение первообразной и интеграла
С-47*. Избранные задачи интегрального исчисления (домашняя самостоятельная работа)
К-9. Первообразная и интеграл
С-48. Производная и первообразная показательной функции
С-49. Производная и первообразная логарифмической функции
С-50. Степенная функция
С-51*. Дополнительные задачи математического анализа (домашняя самостоятельная работа)
К-10. Производная и первообразная показательной, логарифмической и степенной функций
Комплексные числа
С-52. Понятие комплексного числа. Действия с комплексными числами в алгебраической форме
С-53. Модуль и аргумент комплексного числа. Действия с комплексными числами в геометрической форме
С-54. Тригонометрическая форма комплексного числа. Формула Муавра
С-55*. Дополнительные задачи с комплексными числами (домашняя самостоятельная работа)
К-11. Комплексные числа
Комбинаторика
С-56. Множества. Операции над множествами
С-57. Основные формулы комбинаторики. Простейшие комбинаторные задачи
С-58. Бином Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов
С-59. Комбинаторные задачи. Правило суммы и правило произведения
С-60*. Дополнительные задачи по комбинаторике (домашняя самостоятельная работа)
К-12. Элементы комбинаторики
Теория вероятностей
С-61. Классическая вероятность. Использование формул комбинаторики при вычислении вероятности
С-62. Теоремы сложения и умножения вероятностей
С-63. Вероятность осуществления хотя бы одного из независимых событий. Схема Бернулли
С-64*. Дополнительные главы теории вероятностей (домашняя самостоятельная работа)
К-13. Элементы теории вероятностей
ОТВЕТЫ
Ответы к контрольным работам
Ответы к домашним самостоятельным
работам
ЛИТЕРАТУРА.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа, 10-11 класс, Ершова А.П., Голобородько В.В., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Загрузка...