Юридический портал - Ipoteka112

Одигитриевский кафедральный собор. Улан-удэнский одигитриевский собор Каменный собор в синодальный период

Свято-Одигитриевский собор -первое каменное здание в городе Улан-Удэ. В 1700 году на месте собора был построен деревянный Богородице-Владимирский храм - небольшая кладбищенская одноэтажная церковь с отдельно стоящей колокольней. На месте, где находилась старая церковь, было установлено два креста - южнее Одигитриевского собора.
Строительство собора началось в 1741 году, и продолжалось 44 года. Как многие сибирские соборы строился в два этапа. 27 мая 1770 года святитель Софроний, епископ Иркутский и Нерчинский, освятил тёплый нижний придел во имя Богоявления Господня. Верхний летний придел во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии был освящен 3 мая 1785 года епископом Михаилом.
Строителями и первыми настоятелями собора были иеромонах Иоанн и иерей Максим Федоров.

Икона Божией Матери Одигитрия издавна считается покровительницей честных торговцев и путешественников. Верхнеудинск находился на торговых путях из Европейской части России в Китай и Нерчинский край. Благодаря выгодному географическому расположению Верхнеудинская ярмарка стала крупнейшей ярмаркой Забайкалья. Поэтому забайкальское купечество выделяло деньги на строительство собора, а позднее на его содержание и ремонт.
В середине 1860-х годов большой колокол собора имел вес 105 пудов 7 фунтов. Самой старой книгой библиотеки был церковный устав 1700 года, напечатанный в Москве. Главным художественно-декоративным элементом храма были золоченые резные иконостасы.
В 1818 году в фундаменте собора и его своде появились трещины. Трещин стало больше после землетрясений 1862 и 1885 годов. В 1863 году был проведён капитальный ремонт собора. В 1860-е годы при приходе собора открываются благотворительные организации.
6 сентября 1929 года Президиум Центрального исполнительного комитета Бурят-Монгольской АССР издал постановление о закрытии собора по причине «отказа Одигитриевского общества верующих от производства ремонта храма». Все церковное имущество было изъято, иконы уничтожены, здание передано под склад. Последний настоятель собора - Гавриил Макушев, архиепископ Прибайкальский был казнен в 1930 году.
В 1930 году с собора сняли колокола. В соборе размещались курсы стройкадров, с 1934 года Антирелигиозный, а после Великой отечественной войны Краеведческий музей. До 1999 года в соборе хранились фонды Музея истории Бурятии.
В 1960 году собор получил статус памятника архитектуры. В 1959 - 1961 годах в соборе производились реставрационные работы.
31 марта 1992 года при соборе зарегистрирован православный приход. 23 мая 1996 года были установлены шесть колоколов. 23 июля 1999 года на колокольне собора установлен крест.
20 декабря 1999 года епархии был передан нижний придел, а 30 мая 2000 года - верхний.
К концу 2001 года, по плану ремонтно-восстановительных работ, исследованы все трещины и укреплены фундаменты.

9 июня 2004 года на территории прихода был заложен храм в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Сейчас строительство находится в стадии завершения.
На приходе осуществляется молодежная работа силами Православного молодежного клуба «Одигитрия». Организовано дежурство штатного катехизатора в храме для проведения катехизаторской работы. На базе прихода действует воскресная школа для детей, где трудами педагогов-добровольцев проводятся занятия по Закону Божиему, прикладным предметам. Также регулярно проводятся занятия в воскресной школе для взрослых. Кроме того, на приходе четко выстроена социальная работа. Постоянно принимаются и отправляются в районы, в благотворительные фонды пожертвованные вещи и обувь. Работниками храма оказывается помощь продуктами, медикаментами и денежными средствами особо нуждающимся прихожанам. Помимо этого, функционирует приходская библиотека. Духовенство собора окормляет Дом инвалидов-колясочников, военные части; продолжается сотрудничество с органами МВД, организовано дежурство в Республиканском реабилитационном центре в п. Светлый.

Вконтакте

Памятник архитектуры сибирского барокко. Уникальность собора состоит ещё и в том, что он построен в зоне высокой сейсмической активности.

Расположен в центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в .

Аркадий Зарубин , CC BY-SA 3.0

Это здание с уникальными архитектурно-художественными достоинствами по праву можно считать одним из замечательных памятников русского барокко второй половины XVIII века в Забайкалье.

Исторический очерк

В 1700 году на месте собора был построен деревянный Богородице-Владимирский храм - небольшая кладбищенская одноэтажная церковь с отдельно стоящей колокольней. На месте, где находилась старая церковь, было установлено два креста - южнее Одигитриевского собора.

Строительство собора началось в 1741 году, и продолжалось 44 года. Как многие сибирские соборы строился в два этапа. 27 мая 1770 года святитель Софроний, епископ Иркутский и Нерчинский, освятил тёплый нижний придел во имя Богоявления Господня. Верхний летний придел во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии был освящен 3 мая 1785 года епископом Михаилом. Собор строился на деньги верхнеудинских и кяхтинских купцов.

Petr Adam Dohnálek , CC BY-SA 3.0

Строителями и первыми настоятелями собора были иеромонах Иоанн и иерей Максим Федоров.

Икона Божией Матери Одигитрия издавна считается покровительницей честных торговцев и путешественников. Верхнеудинск находился на торговых путях из Европейской части России в Китай и Нерчинский край. Благодаря выгодному географическому расположению Верхнеудинская ярмарка стала крупнейшей ярмаркой Забайкалья. Поэтому забайкальское купечество выделяло деньги на строительство собора, а позднее на его содержание и ремонт. С середины XIX века имена жертвователей записывали в Клировую ведомость.

В середине 1860-х годов большой колокол собора имел вес 105 пудов 7 фунтов. Самой старой книгой библиотеки был церковный устав 1700 года, напечатанный в Москве. Главным художественно-декоративным элементом храма были золоченые резные иконостасы.

В 1818 году в фундаменте собора и его своде появились трещины. Трещин стало больше после землетрясений 1862 и 1885 годов. В 1863 году был проведён капитальный ремонт собора. В 1860-е годы при приходе собора открываются благотворительные организации.

В конце XIX, начале XX века в 20 сёлах, приписанных к приходу собора, открываются церковно-приходские школы.

Petr Adam Dohnálek , CC BY-SA 3.0

В годы Первой мировой войны приход ухаживал за ранеными и собирал средства. Собор в то время владел 4364 квадратных саженей подворья в городе Верхнеудинске и 50 десятин пашни и угодий в его пригородах.

В 1914 году в приходе числилось 1833 жителей мужского пола и 1815 жителей женского пола.

Закрытие собора

6 сентября 1929 года Президиум Центрального исполнительного комитета Бурят-Монгольской АССР издал постановление о закрытии собора по причине «отказа Одигитриевского общества верующих от производства ремонта храма». Все церковное имущество было изъято, иконы уничтожены, здание передано под склад. Последний настоятель собора - Гавриил Макушев, архиепископ Прибайкальский был казнен в 1930 году.

В 1930 году с собора сняли колокола. В соборе размещались курсы стройкадров.

С конца 1935 года в соборе размещался Антирелигиозный (Краеведческий после Великой отечественной войны) музей. Для посетителей музей открылся в ноябре 1937 года. До 1999 года в соборе хранились фонды Музея истории Бурятии.

В 1960 году собор получил статус памятника архитектуры. В 1959 - 1961 годах в соборе производились реставрационные работы.

Возвращение собора верующим

31 марта 1992 года при соборе зарегистрирован православный приход. 25 мая 1992 года председателем совета прихода Свято-Одигитриевского собора был избран иерей Игорь Арзуманов. 23 мая 1996 года были установлены шесть колоколов. 23 июля 1999 года на колокольне собора установлен крест.

К концу 2001 года, по плану ремонтно-восстановительных работ, исследованы все трещины и укреплены фундаменты.

Фотогалерея







Полезная информация

Одиги́триевский собо́р

Стоимость посещения

бесплатно

Адрес и контакты

Россия, 670031, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 2

Статус

Объект культурного наследия РФ № 0410003000

Престолы

  • Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (главный)
  • Богоявления (придельный)

Святыни

Список Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии - предположительно написан в конце XVIII-начале XIX века уральскими мастерами; передан храму в апреле 1996 года Вадимом Павловичем Уризченко;с 30 октября 1999 года в течении двенадцати суток морочил.

Архитектура храма

Общая объемно-пространственная композиция собора трёхчастная, симметричная, решённая так называемым «кораблём», с расположением составных частей здания строго по продольной оси с запада на восток. Все объекты храма, трапезной и колокольни слиты воедино, образуя плотный монолит.

Среди них центральное место занимает двухэтажный бесстолпный массивный объём четверика с пятигранной апсидой. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, увенчан высоким куполом без кровли и световым двухъярусным фонариком. «Круглые» фронтоны с четырёхлепестковыми люкарнами по осям четверика, фигурные кокошники на углах образуют завершение стен, создавая эффект округленности углов и органично соединяясь с куполом.

С запада к трапезной примыкает колокольня типа «восьмерик на четверике». Над двумя квадратными ярусами поставлен двухъярусный восьмерик. Каждая грань верхнего яруса прорезана арочными проёмами, придающими ем выразительность. Колокольня завершена шлемовидным куполом со шпилем.

В архитектуре фасадов и декоративных деталях элементов отмечается сильное воздействие барочных форм. Декор наличников интересен сочетанием традиционных древнерусских форм предшествовавшего деревянного культового зодчества с элементами барокко. Богатая пластическая обработка фасадов с хорошо прорисованными кирпичными деталями наличников окон и других элементов относится к традициям узорчатой кирпичной архитектуры XVII века, что подтверждает влияние архитектурного творчества выходцев с русского Севера.

Улан-Удэнский кафедральный собор в честь Улан-Удэнской епархии

Расположен в центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в Селенгу.

Деревянный Владимирский храм

Первоначальный храм, посвященный Владимирской иконе Божией Матери , был основан на кладбищенском погосте в начале 1700-х годов. Церковь была деревянная одноэтажная. После возведения вместо неё каменного собора, до века её место было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху.

Каменный собор в синодальный период

Строительство собора в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии на кладбищенском погосте началось в году под руководством иеромонаха Иоанна, немного севернее прежней деревянной церкви. Работы продолжались более сорока лет. Нижний зимний придел в честь Богоявления был освящен 27 мая года Иркутским святителем Софронием , верхний летний главный престол в честь Смоленской иконы Божией матери Одигитрии - 3 мая года епископом Иркутским Михаилом .

Храм стал первым каменным зданием города. Внутри собор не имел росписи, а его главным украшением были золоченые резные иконостасы : в главном храме иконостас был четырехъярусным с восемью рядов икон. По численности прихожан, красоте украшения, богатству церковной утвари и библиотеки собор занял главенствующее положение среди православных храмов Верхнеудинского уезда. Не позднее конца XVIII века он был определен собором Верхнеудинска. По штату в причте собора должен был состоять: один протоиерей, один священник, один дьякон, два дьяка и два пономаря . В году соборный приход был четко разграничен со Спасским - границей был принят переулок Синюшкин, а от него прямою линией на городовую магистратуру и дом купца Пахолкова. В состав соборного прихода в первой половине XIX века, кроме части населения Верхнеудинска, входили также жители деревень Иволгинского общества Селенгинского округа: Колобки, Ключевское, Шишкино (впоследствии Каленово), Сохондоево (впоследствии Захарово), Бабкино (впоследствии Красноярово), Сотниково, Уточкино, Мухино (впоследствии Худяково), Тайшихино (впоследствии Гурульба).

9 июня года на соборном участке был заложен храм в честь Нерукотворного образа Спасителя , под окормление собора была также помещена городская часовня Царственных страстотерпцев . При соборе открылись воскресная школа для детей, с года - библиотека православной литературы. Велась просветительская деятельность направленная на борьбу с алкоголизмом, наркоманией и другими душевными и телесными болезнями.

С учреждением Улан-Удэнской епархии в году храм стал её кафедральным собором.

Статистика

Архитектура

Кирпичный двухэтажный собор является видным образцом сибирского барокко енисейской школы с богатым декором. Основной объём - двусвет ный четверик с полуглавиями, перекрытый высоким сводом с люкарнами и главкой . С востока к нему примыкает пятигранный алтарь , с запада небольшая трапезная и массивная колокольня под шпилем. Стены здания имеют толщину около полутора метров, сложены из кирпича на известковом растворе. Помещения храма перекрыты кирпичными сводами, опирающимися на стены с применением железных связей. Собственно храм увенчан высоким куполом без кровли и световым двухъярусным фонариком. Круглые фронтоны с четырехлепестковым оформлением, фигурные кокошники органично соединены с куполом.

Настоятели

Святыни

  • список Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии - предположительно написан в конце XVIII -начале XIX века уральскими мастерами; передан храму в апреле года Вадимом Павловичем Уризченко; с 30 октября года в течении двенадцати суток мироточил

Документы, литература

  • НАРБ, ф. 186, оп. 1, д. 242, л. 74.
  • НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, лл. 2, 15, 20, 23-24, 26, 32, 71-72.
  • Минерт Л. К., Архитектура Улан-Удэ , 1983, 24.
  • Демин Э. В., "260 лет Одигитриевскому собору," Знаменательные и памятные даты Бурятии 2001 год. Библиографический указатель краеведческой литературы , Улан-Удэ, 2001, 99-110.
  • Демин Э. В., Панов А. Б., Инженерно-сейсмическое обследование Свято-Одигитрисвского собора г. Улан-Удэ , Улан-Удэ, 2003.
  • Семина Г. И., "Судьба и история Одигитриевского собора," Правда Бурятии , 1994, 16 июля.

Использованные материалы

  • Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни :

Одигитриевский собор, который находится в городе Улан-Удэ - это удивительный памятник русского барокко, которому недавно исполнилось 246 лет. На сегодняшний день он сохранил свой первозданный вид, несмотря на то, что расположен в достаточно опасной сейсмической зоне.

Строительство

В 1700 году чуть поодаль от места, где сегодня находится Одигитриевский собор, была построена небольшая одноэтажная Богородице-Владимирская церковь (такие были обычно у кладбищ) и отдельная от здания колокольня. Она не сохранилась до наших дней, и о ее существовании напоминают 2 памятных креста.

Строительные работы по возведению Одигитриевского собора, который должен был стать первым каменным зданием в Бурятии, начались в 1741 году и длились около 44 лет. Финансировали это дело местные и приезжие купцы. В 1770 году, когда сооружение было достроено, епископы Нерчинский, Сафроний и Иркутский освятили нижний придел церкви в честь Богоявления Господня. Попозже, в 1785 году, епископом Михаилом был освящен и верхний. Храм получил свое название в честь иконы Божией Матери Одигитрии, которая является покровительницей путешественников и честных купцов, и оно было выбрано не случайно.

Дело в том, что Свято Одигитриевский собор (г. Улан-Удэ) был выгодно расположен, а именно на путях между европейской частью Российской империи и дорогой на Китай. Таким образом, в XVIII веке там образовалась самая крупная ярмарка Забайкалья, поэтому на строительство, ремонт и прочие нужды деньги щедро выделялись купцами, стремящимися получить Божье благоволение для своих коммерческих предприятий. Желающих было так много, что с середины XIX столетия имена жертвователей на храм стали записывать в Клировую ведомость.

Дальнейшая история

Начиная с 1818 года, Одигитриевский собор стал постепенно разрушаться, так как в связи с частыми землетрясениями начали образовываться значительные трещины. Позже, в 1862 и 1885 годах, вновь произошли сильные толчки, ухудшившие ситуацию, поэтому храму постоянно требовался ремонт, который более-менее регулярно осуществляли на деньги благотворителей.

Во второй половине XIX столетия при соборе открываются благотворительные организации. Самой старой книгой в библиотеке храма был сборник молитв 1700 года, который напечатали в Москве. В те же времена у церкви был колокол весом чуть более 105 пудов. Храм имел множество мастерски выполненных резных и позолоченных иконостасов. К концу XIX века в соборе стали проходить занятия церковно-приходской школы.

История собора в начале прошлого столетия

В начале XX века во владении собора было 4364 квадратных саженя в Верхнеудинске и еще более 50 десятин в пригороде. В то время к приходу относились 1833 мужчины и 1816 женщин. Когда началась Первая мировая война, прихожане Одигитриевского собора заботились о раненых.

С приходом советской власти жизнь верующих круто изменилась. В 1929 году Одигитриевский собор (Улан-Удэ) перестал существовать в том виде, в котором был прежде. Здание было конфисковано и переоборудовано под складские помещения, а колокола и кресты были сняты. А в 1930 году последнего настоятеля храма Гавриила Макушева, который был епископом Прибайкальским, коммунисты расстреляли.

Спустя 7 лет Свято Одигитриевский собор (Улан-Удэ) превратили в Антирелигиозный музей. Целью создания экспозиции было высмеивание и дискредитация православия на волне пропаганды атеизма.

В послевоенные годы

После Победы в ВОВ здание было передано Краеведческому музею Бурятии, а в 1960-м ему был присвоен статус объекта исторического наследия. Такая ситуация продолжалась вплоть до начала 90-х, когда было принято решение передать Свято-Одигитриевский собор верующим. Это долгожданное событие произошло в 1992 году, когда храм вновь стал принадлежать РЦП.

В 2001 г. был произведен капитальный ремонт помещений, а на колокольню подняты новые колокола, среди которых особого упоминания заслуживает 100-пудовый «Цесаревич». Большую работу проделали и мастера иконописи под руководством Максима Красикова.

Описание

В целом общая композиция церкви выполнена в архитектурном стиле барокко. Составные части выстроены с запада на восток. Комплекс состоит из:

  • храма;
  • трапезной;
  • колокольни.

Все части слиты в одну сплошную составляющую, таким образом, получается плотный монолит. По центру здания находится бесстолпный массив четверика, который перекрывается сводом, высоким куполом и световым фонариком из двух ярусов. С западной стороны расположена колокольня, которая выполнена по типу восьмерик на четверике. Каждая из деталей имеет полукруглую форму, органично сочетаясь с соседней. Над парой квадратных ярусов находится восьмерик, и каждая из его граней имеет арочные вырезы. Это придает колокольне более красивый и выраженный внешний вид, ну и на самом верху находится луковицеобразный купол с крестом.

В выполнении фасадов очень хорошо просматривается сильное влияние барочных приемов, но при этом видно, что храм обладает и чертами классического русского архитектурного стиля, какой был у деревянной церкви, построенной на его месте в 1700 году.

Смоленская икона Божией Матери Одигитрии

Рассказывая о главном соборе Улан-Удэ, нельзя не сказать несколько слов о святыне, давшей ему свое название. Считается, что Смоленская икона Божией Матери Одигитрии была написана святым Лукой. В Россию она попала предположительно в 1046 году, когда византийский император благословил свою дочь Анну на то, чтобы она стала женой князю Всеволоду Ярославовичу. С тех пор икона стала носить характер родовой святыни высших сословий и символизировать близость между Русью и Византией. Позже святой образ еще не раз путешествовал из города в город. Под конец его перевезли из Чернигова в Смоленск и там установили в нововозведенном храме. После оккупации города нацистами икона так и не была найдена.

Адрес

Свято-Одигитриевский собор находится по адресу: г. Улан-Удэ, улица Ленина, 2. Благодаря расположению храма в центре города, он имеет прекрасную транспортную доступность. Правда, до самого собора доехать вам не удастся, так как улица Ленина является пешеходной.

Одигитриевский собор Улан-Удэ: расписание служб

Храм принимает своих прихожан ежедневно. начинается в 8 утра, а вечернее богослужение - в 4 часа вечера. В воскресные дни и двунадесятые праздники служба проходит в 07:00 и в 09:30.

В свечной лавке проводится обряд таинства Крещения с 10 утра до 10:30. Огласительные беседы проводятся со среды по пятницу в 6 часов вечера. Иконная лавка обслуживает каждый день с 07:00 до 20:00. Также можно уточнить интересующие данные по телефону: +7-301-222-08-31.

Теперь вы знаете, чем интересен главный храм Улан-Удэ, и наверняка захотите его посетить, если окажетесь в

Загрузка...