Юридический портал - Ipoteka112

Олимпиады по основам православной веры. Свято-Тихоновский университет проводит ХI Общероссийскую олимпиаду «Основы православной культуры

22/02/2017

В выходные в Петербургской епархии состоялся городской финал олимпиады по православию для 4–11 классов. Участвовали более 4 тысяч школьников, это на тысячу больше, чем в прошлом году. Олимпиада прошла под девизом: «Русь Святая, храни веру Православную!». Дети выполняли задания, посвященные Святой Земле, и решали кроссворды о гонениях на РПЦ.


Р ПЦ строит детскую вертикаль

Олимпиада по основам православной культуры (ОПК - есть такой предмет в школьной программе) в Петербурге проходит с 2012 года, а в России - с 2009-го. Договоренность о ее пилотном проведении в 2008 году заключили между собой патриарх Алексий II и тогдашний глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. Предполагалось, что Минобрнауки пустит в школы РПЦ, а та полностью возьмет на себя заботу о проведении таких олимпиад.

Победителей первой всероссийской олимпиады по православию в 2009-м награждал уже новый патриарх Всея Руси - Кирилл. Он же поручил проводить ее ежегодно Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. Именно его сотрудники каждый год придумывают новые задания, составляют тесты и кроссворды на знание школьниками православной культуры. Основная цель олимпиады - создать вертикаль православно ориентированного образования в средних школах. Так объясняется на официальном сайте олимпиады:

«В российской системе образования постепенно формируются предпосылки для построения вертикали православно-ориентированного образования. Проведение олимпиады способствует обеспечению преемственности процессов обучения православной культуре учащихся государственных и муниципальных школ и деятельности системы высшего теологического образования России».

В первой православной олимпиаде в 2009 году приняли участие 13 тысяч школьников из 30 регионов. В 2011 году - более 80 тысяч школьников из 67 регионов. В 2016-м - более 600 тысяч детей из 82 регионов страны.

Про Святую Землю и гонения

Как рассказала «Городу 812» Светлана Тимченко, куратор олимпиад Отдела религиозного образования и катехизации Петербургской епархии, в этом году школьная олимпиада была посвящена двум темам. Первая называлась «Русь уходящая: русская культура перед лицом гонений». Вторая - «Русское присутствие на Святой Земле». По словам Тимченко, вопросы и задания первой темы, касавшиеся периода гонений на РПЦ, начиная с февральской революции 1917-го, оказались наиболее сложными для детей. Со второй темой, посвященной работе Русской духовной миссии в Иерусалиме, школьники справились лучше.

В Петербурге олимпиада по ОПК проходила в три тура: школьный, районный и городской. В финал вышли 20 человек. По словам Светланы Тимченко, все они - учащиеся светских школ, в основном ученики 5-7 классов.

Ни у кого из финалистов нет в школьной программе предмета «Основы православной культуры», так как его преподают только в четвертом классе средней школы. Детей готовили к олимпиаде педагоги-энтузиасты, которые взяли на себя такую добровольную обязанность. Где-то это учителя по православной культуре в 4-х классах, где-то - педагоги по истории, литературе, - говорит Светлана Тимченко.

11 февраля в петербургском Епархиальном управлении финалисты решали задания заключительного этапа олимпиады. Бланки с результатами отправили в Москву. Имена победителей станут известны примерно через неделю.

Наградой для победителей станут дипломы. Но старшеклассники получат еще дополнительные баллы к ЕГЭ по специальности «теология». Это значит, что победа в православной олимпиаде даст им преимущество при поступлении в вузы, где имеется такая специальность. В России 29 таких вузов.

В прошлом году от Отдела религиозного образования Петербургской епархии мы дарили победителям памятные книги и проводили экскурсию по Лавре. В этом году, скорее всего, в храме после молебна поздравим и вручим дипломы. По возможности, организуем культурную программу, - сказали в епархии.

Всего в 2016/2017 учебном году в православной олимпиаде в Петербурге участвовали более четырех тысяч школьников, что на тысячу больше, чем в прошлом году. Охват мероприятия также стал шире: в этом году в знании религии соревновались в десяти районах города (в прошлом - всего в четырех). По мнению организаторов, рост популярности чемпионата по православию связан с активной работой методистов районных благочиний (территориальных отделений епархии) по пропаганде основ православия в школах.

2017/2018: Подвиг последних Романовых, Царский Крым.

2018/2019: Умозрение в камне: каменное церковное зодчество Древней Руси, Славянский мир в эпоху свв. Кирилла и Мефодия.

2019/2020: Эпоха святого Александра Невского, Соловки: прошлое и настоящее.

Кого изображают с крестом в руках?
Задания олимпиады по ОПК в 2016/2017гг. (выборочные)

Для 4-5 классов

Святые, которые изображаются на иконах с крестом в руках:

А. Апостолы
Б. Мученики
В. Праведные
Г. Пророки

Правильный ответ - Б. Мученики

Одними из первых после революции 1917 года от рук большевиков пострадали царственные страстотерпцы - император Николай Александрович с семьей. Прославление Царской Семьи в лике святых в Русской Православной Церкви состоялось в:

А. 1918 году
Б. 1931 году
В. 1981 году
Г. 2000 году.

Правильный ответ - Г. 2000 году

Для 6-7 классов

Великий святой Русской Церкви. В тяжелейший период ее истории он занимал один из самых ответственных постов в Церкви. В 2015 году отмечалось 150-летие со дня его рождения и 90-летие кончины.

А. Святитель Алексий, митрополит Московский
Б. Святитель Тихон, Патриарх Московский
В. Священномученик Гермоген, Патриарх Московский
Г. Священномученик Петр, митрополит Крутицкий

Правильный ответ - Б. Святитель Тихон

Страна, в которой будущий Патриарх Тихон начал епископское служение в сане епископа Люблинского. Несмотря на национальные и религиозные распри в этой стране, владыка Тихон сумел расположить сердца многих людей к миру.

А. Китай
Б. Польша
В. Финляндия
Г. Япония

Правильный ответ - Б. Польша

Для 10-11 классов

Организованная большевиками кампания, названная Патриархом Тихоном в послании от 28 февраля 1922 года «актом святотатства»:

А. Насильственное изъятие церковных ценностей, в том числе богослужебных сосудов
Б. Обыски в помещениях Патриарха и заключение его под домашний арест
В. Отделение Церкви от государства и школы от Церкви
Г. Закрытие всех печатных изданий Церкви

Правильный ответ - А. Изъятие ценностей

Одной из антирелигиозных задач большевистской власти было уничтожение празднования Воскресения Христова. С этой целью в 1918 году было принято постановление…

А. о пятидневной неделе со скользящим выходным днем
Б. о свободе всех культов
В. об изъятии церковно-приходских школ из ведения Церкви
Г. об изъятии церковных ценностей

Правильный ответ - А. о пятидневной неделе

12 апреля в Православном Свято-Тихоновском Богословском Университете проходит федеральный тур второй всероссийской Олимпиады школьников по основам православной культуры.

Вот некоторые из вопросов и заданий Олимпиады:

  1. Этот праздник возник в России еще в XVII в., но стал торжественно отмечаться только с ХХ в. Поместный собор 1917-1918 гг. постановил праздновать его ровно через неделю после дня всех святых (т.е. во 2-ое воскресенье по Пятидесятнице). В 1941 г. с этим праздником совпало начало Великой отечественной войны.
  2. В каком году в СССР была введена в эксплуатацию первая ветка метрополитена, а также разрешена новогодняя елка?
  3. Псалтирь, книга, написанная царем и пророком Давидом, начинается словами «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых …». А какими словами она заканчивается?
  4. Эта благочестивая девушка вышла замуж за Византийского императора Феофила, бывшего убежденным иконоборцем. После смерти супруга ей пришлось управлять целой империей, пока не подрос ее сын Михаил. В период ее правления был одержан ряд военных побед, пополнена государственная казна, а главное – собран церковный собор, восстановивший иконопочитание в империи. В память этого события был установлен особый праздник.
  5. Кто эта святая и как называется праздник?
  6. Что общего у слова метаморфоза с названием одного из двунадесятых праздников?
  7. В романе Ф.М.Достоевского Семен Мармеладов при встрече с Родионом Раскольниковым восклицает: “Се человек!” Откуда взята эта фраза и кому она принадлежит?
  8. В скобках укажите православный праздник, в день празднования которого произошли события, относящихся к Великой Отечественной войне (нужно указать только цифру, под которой записан праздник).

9. Перед Вами фрагмент «Слова на 1000-летие Крещения Руси», составленного великим подвижником благочестия ХХ века архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). 11 апреля, исполнилось 100 лет со дня его рождения. О каких новопрославленных святых идет речь?

«Ныне, в юбилейный год, даровал Господь России новых ходатаев, исполненных Божией благодати. В разное время они жили и разными дорогами шли по пути Божию в Царство Небесное, но так ярко горели их сердца любовью к Богу, что свет этот не угас во времени, но достиг и нас и нам светит теперь на нашем пути к Богу…

Ныне на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном юбилею 1000-летия Крещения Руси… возгласил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен: «Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих:

Благоверного великого князя Московского ________________________________(1350-1389), показавшего подвиг праведной и благочестивой жизни… отдавшего душу свою за други своя (Ин. 15,13). Он защищал веру Христову, основывал многие монастыри, строил храмы и благотворительствовал бедным.

Преподобного ___________________________________(1360-1-я пол. Х V в.), постника и аскета, известного иконописца, богослова, совершенно выразившего догмат о Триедином Боге в своей иконе _______________________.

Преподобного _________________________________(1470-1556), местночтимого радонежского святого, чудотворца, монаха-аскета и учителя иноческого жития. Он как духовный учитель углубил святоотеческую традицию.

Митрополита Московского и всея Руси ____________________________(1482-1563), показавшего подвиг добродетельной и постнической жизни, за которую он сподобился дара прозорливости и чудотворения. Его церковная деятельность отмечена борьбой с ересями, а также собиранием духовных сокровищ Русской Церкви.

Схиархимандрита ___________________(__________________________) (1722-1794). Он возродил на Руси школу старчества.

Блаженную _________________________________________________(Х VIII – нач. XIX в.) Подвиги любви к ближним она пронесла через всю свою многострадальную жизнь, получила любовь Божию в даре прозорливости и чудотворения и любовь человеческую, которая не угасает уже второе столетие.

Епископа _________________________(_________________________) (1807-1867), подвижника благочестия, учителя христианской жизни и писателя духовного.

Иеросхимонаха _____________________________________(1812-1891) – старца, пастыря и проповедника, делателя любви к Богу через людей.

Епископа ________________________________________________(1815-1894). Он явил высоту и святость жизни, в плодотворном служении Церкви сохраняя православную чистоту и богопросвещенность»

Будем просить у Господа благословения, а у всех русских святых – молитв на вступление во второе тысячелетие, чтобы их молитвами не оскудела на Руси православная вера во всей чистоте, чтобы не забыли ни мы, ни наши потомки Божиих заповедей и заветов. И еще будем благодарить Господа за ушедшее в вечность тысячелетие.

Боже наш, слава Тебе за все и за вся во веки веков! Аминь».

10. Опишите первую фотографию: что на ней запечатлено, в какой временной интервал она могла быть сделана? Что связывает эти два снимка?

Школьный тур нашей юбилейной Х общероссийской олимпиады «Основы православной культуры: «Русь святая, храни веру Православную!» проходит в очной форме на местах.

Консультация по организации и проведению школьного тура для организаторов олимпиады (4-11 классов) состоится 11 сентября 2017 года в 15:30 в ИМЦ Приморского района (Омская д. 17) каб. 321.

Ответственный от школы учитель подает заявку на нашем сайте, скачивает задания в Личном кабинете и после проведения школьного тура размещает результаты на сайте.

В 2017–2018 учебном году задания олимпиады Школьного тура будут распределены для следующих категорий учащихся: 1) для учащихся 4-х классов, 2) для учащихся 5-х классов, 3) для учащихся 6-х классов, 4) для учащихся 7-х классов, 5) для учащихся 8-х классов, 6) для учащихся 9-х классов, 7) для учащихся 10–11-х классов. Учащиеся 4-х классов по модулю «Основы православной культуры» смогут принять участие в Муниципальном туре наравне с учащимися 5-11 классов в соответствии с Графиком проведения олимпиады.

Школьный тур олимпиад носит ознакомительно-просветительский характер, поэтому ученикам, независимо от модуля, изучаемого ими в рамках ОРКСЭ, будет полезно выполнить данную работу.
Темы олимпиад 2017-2018 учебного года: ОСНОВНАЯ ТЕМА: «Научи меня, Боже, любить всем умом Тебя, всем помышленьем...: духовная поэзия К.Р. и графа А.К. Толстого». Духовная поэзия Великого Князя Константина Константиновича Романова (К.Р.) и графа Алексея Константиновича Толстого не только является жемчужиной отечественной литературы, но и ярким примером мировосприятия в традиции Священного Предания Церкви. Каждый из них был не только талантливым поэтом, но и уникальной личностью, жизненный путь которой и сегодня является образцом служения любимому делу и Отечеству. Юбилей: 2017 год – 200-летие со дня рождения графа А.К. Толстого; 2018 год – 160-летие со дня рождения Великого Князя Константина Константиновича Романова.

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА: «Царский Крым» (Крым при Романовых). Крым был любимым местом пребывания последней Царской семьи. Именно там они хотели провести остаток дней после свержения монархии. Богатая и, как водится, непростая история полуострова была украшена этой глубокой привязанностью царского дома. Тема позволяет нам совершить заочное путешествие в Царский Крым и постараться понять, что именно вызвало царские симпатии и что сам Крым получил в наследие от любивших его царей.

Юбилей: в 2018 году 150-летие со дня рождения св. имп. Николая II. Красной нитью в заданиях всех туров олимпиады пройдет также тема XXVI международных образовательных Рождественских чтений «Нравственность и будущее человечества».

Еще раз пройдем школьный этап по шагам.

Шаг 1. Представитель школы (учитель, завуч, директор, но не ученик) подает заявку на сайте opk.pravolimp.ru/documents. Возможные трудности при подаче заявки: Вы не смогли найти Вашу школу в нашей базе школ. Рекомендуем прочитать специальные новости: Инструкции и ответы на часто задаваемые вопросы. Поиск школы в базе школ на сайте.

Шаг 2. Заявка подана. Получаем в Личном кабинете: задания в формате word и pdf; ключи; бланки дипломов 3-х степеней без печатей (печать и подпись ставит школа, так как тур школьный).

Несколько слов о личном кабинете: Личный кабинет - это надпись в самой верхней строчке сайта справа желтыми буквами «Личный кабинет». Чтобы войти в него, надо нажать на эту надпись. Необходимо выбрать закладку ОПК. У каждого тура есть запись «раскрыть/скрыть подробности». Соответственно, нажав на нее, вы увидите указанные выше материалы к этому туру. Если нажмете на ссылку «раскрыть/скрыть подробности» еще один раз, они скроются (это сделано для удобства работы с различными турами в личном кабинете). Подробнее о том, как выглядит Личный кабинет можно прочитать и посмотреть в статье: Инструкции и ответы на часто задаваемые вопросы

Что делать с заданиями в Личном кабинете?

Скачать, распечатать по числу участников и провести тур олимпиады. Распечатать задания в формате word можно необходимым для учащихся шрифтом. Затем по ключам проверить работы и загрузить на сайт результаты. Загрузка результатов - в Личном кабинете. Загружать результаты удобнее с помощью Excel файла; подробнее о том, как это сделать, можно прочитать в п. 4 в статье: Инструкции и ответы на часто задаваемые вопросы

Зачем закачивать списки участников на сайт:

  • чтобы школьники могли получить сертификат участника общероссийской олимпиады;
  • чтобы учителя, проводившие туры в своих классах, и администрация школы могли получить благодарственные письма;
  • чтобы школьники, показавшие хорошие результаты, могли принять участие в последующих турах олимпиады.
Как проводить тур в классе, кому предлагать задания и сколько времени давать на выполнение заданий школьного тура?

Мы считаем, что лучше всего проводить олимпиаду среди учащихся ВСЕЙ школы, независимо от того, изучали они этот предмет или нет. Ребята, даже если не знают ответов, по итогам олимпиады узнают что-то новое о культуре и истории нашей страны. Оптимальное время для проведения школьного тура - 45 минут.

Как определять дипломантов школьного тура?

Для тех участников (победителей и призеров школьного тура), которые захотят принять дальнейшее участие в муниципальном туре, школьный тур завершится 10 ноября! После этого нельзя будет загружать списки участников.

Что делать после завершения школьного тура?

В конце октября появится новость о муниципальных турах. Муниципальный тур стартует - 15 ноября и завершится 15 декабря!

В муниципальном туре могут участвовать победители и призеры школьного тура, и только те школы, которые провели школьный тур и загрузили результаты на сайт.

Дополнительную нформацию смотрим на сайте

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, Фонда просвещения «МЕТА», Фонда Святителя Василия Великого

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада по Основам православной культуры:

«Русь Святая, храни веру Православную!»

Школьный тур, IV классы, 2015 2016 учебный год

Прочитайте текст и выполните задания. Время на выполнение работы 30 минут.

Афон (или просто Святая гора) – крупнейший в мире центр мужского православного монашества, расположенный в северо-восточной части Греции на одноименном полуострове (части более крупного полуострова под названием Халкидики), омываемом водами Эгейского моря. По преданию, христианство на Афоне проповедовала Сама Пресвятая Богородица, принявшая эту землю в «удел» – место Своего особого попечения. С самого начала истории монашества Афона на полуостров был запрещен вход женщинам.

Нет достоверных сведений о времени появления на Афоне первых монахов. Первым известным афонским подвижником является преподобный Петр (нач. IX в.), ведший отшельнический образ жизни, как и большая часть афонских иноков того времени. К концу Х века на Афоне уже преобладало общежительное монашество. Начало ему положил преподобный Афанасий Афонский. Он устроил обитель, названную потом Великой Лаврой и ставшую главным афонским монастырем.

Многие традиции монашеского делания были принесены на Русскую землю именно с Афона. Основатель Киево-Печерской обители преподобный Антоний принял монашеский постриг в афонском монастыре Эсфигмен. Игумен этой обители получил от Бога откровение, что прп. Антоний соберет на Руси великий сонм монашествующих, поэтому он сказал: «Антоний! Иди обратно в Русскую землю – пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобою благословение Святой горы!» Прп. Антоний вернулся в Киев и поселился в пещере, где вокруг него стали собираться ученики и выросла великая обитель, ставшая «колыбелью русского монашества».

Первое письменное свидетельство о существовании на Святой горе русской обители относится к 1016 году. Этим годом датирован один из документов Великой Лавры, на котором стоят подписи всех игуменов и, в том числе, настоятеля русского монастыря: «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Росов, свидетельствуя, собственноручно подписал».

Этот русский монастырь именовался Ксилургу (что значит «Древодел» или «Плотник»). Название, вероятно, связано с тем, что русские монахи строили свои первые храмы из дерева, в отличие от греков, предпочитавших камень. Соборный храм этой обители освящен в честь Успения Богоматери. Он датируется началом XI века; это один из самых древних храмов на Святой горе.

Когда число монахов в Ксилургу возросло, русский монастырь перебрался на новое место: в 1169 году основной русской обителью на Афоне стал монастырь в честь святого Пантелеимона, находящийся высоко в горах. Сейчас этот монастырь известен под названием Нагорный или Старый Русик.

Постоянные набеги на Афон самых разных завоевателей нещадно его разоряли. Часто угрожала монастырям и другая беда – пожары. В одном из сильных пожаров XIII века сгорело все имущество Старого Русика и рукописи, рассказывающие о раннем периоде его истории. Восстановлению обители помог византийский император Андроник II Палеолог, в 1312 году особой грамотой закрепивший права русского монастыря на земельные участки в Фессалониках и на полуострове Халкидики.

В последующие времена русский афонский монастырь то вновь набирал силу, то приходил в запустение. Но даже в тяжелые для России и самого Афона времена Святую гору посещали русские монахи, получавшие здесь бесценные уроки подвижничества. Преподобный Нил Сорский (1433–1508), следуя афонской традиции, основал новый для Руси тип монастыря – скит и составил особый «Устав о жительстве скитском». Принципы святогорского подвижничества проповедовал приехавший в Россию монах афонского Ватопедского монастыря преподобный Максим Грек (1470–1556).

Постепенное возрождение русской Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне начиналось в первой половине XIX века. К этому времени монастырь уже находился на новом месте – в прибрежной зоне. Духовное возрождение Русика связано с трудами старца Герасима Афонского, ставшего игуменом в 1832 году и наладившего связи монастыря с Россией. С 1830 года, после того как Россия выиграла войну с Турцией и турецкие войска освободили Афон, русские вновь начали беспрепятственно приезжать на Святую гору и принимать монашество.

В начале XX века в Свято-Пантелеимоновом монастыре и его скитах (Ксилургу, Старом Русике и др.) было около двух тысяч иноков. Были устроены подворья монастыря в Константинополе, Салониках, Одессе и Москве (первая Афонская часовня была устроена в 1873 году при Богоявленском монастыре на Никольской улице). В 1875 году в Абхазии афонцами был образован Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь.

В 2016 году на Афоне пройдут торжества в честь 1000-летия русского присутствия на Святой горе.

По материалам сайта «Русский Афон» http://afonit.info

Работу выполнил __________________________________________ Класс ________________

Задание 1. Напишите определение.

1.1. - название первого монастыря в Киевской Руси.

1.2. - настоятель монастыря.

1.3. - монах, ведущий уединенный образ жизни.

Задание 2. Ответьте на вопросы.

1. Имя основателя первого монастыря в Киевской Руси

2. К какому году относится первое письменное свидетельство о существовании на Святой горе русского монастыря?

3. Имя игумена, при котором началось возрождение русского афонского монастыря в XIX веке

4. Каким веком датируется Успенский русский храм в Ксилургу?

5. В каком году император Византии закрепил право русского афонского монастыря на земельные участки в Фессалониках и на полуострове Халкидики?

6. Имя какого святого носит русский монастырь на Афоне?

Задание 3. Установите соответствия (в таблицу справа внесите соответствующие цифрам буквы)

1. Великая Лавра

2. Афонская часовня на Никольской улице

Б. Абхазия

3. Ватопедский монастырь

В. прп. Афанасий

4. Ново-Афонский монастырь

Г. Москва

5. «Устав о жительстве скитском»

Д. прп. Максим Грек

6. Тысячелетие русского присутствия на Афоне

Е. прп. Нил Сорский


Задание 1

Задание 2

Задание 3

Сумма баллов

Загрузка...