Юридический портал - Ipoteka112

Роль учителя логопеда в современном образовательном учреждении. Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации фгос

Татьяна Красовских
Профессионально-практические функции логопеда

Многие ошибочно предполагают, что задача логопеда – научить ребенка правильно произносить звуки. На самом деле предметная область специалиста логопеда довольно разнообразна : грамотная речь, способность ясно формировать свою мысль, богатый словарный запас - и это далеко не все функции учителя логопеда . Логопед – специалист , исправляющий речевые дефекты пациентов. Применяя специально подобранные упражнения, он учит ребенка правильно произносить буквы и звуки. Логопед должен обладать профессионально -практическими и социально-личностными навыками.

Профессионально-практические функции детского логопеда .

Поскольку данный специалист ведет обучающие занятия, он не может обойтись без педагогических знаний. Логопед должен хорошо разбираться в многочисленных методиках и литературе по логопедии , понимать какие именно обучающие материалы применять в различных случаях коррекции речи. Поскольку логопед занимается с определенными патологиями у детей различного возраста, то он должен освоить базовые медицинские знания. Этот аспект является очень важным, так как цель лечения помочь ребенку, а не навредить ему. Для установления крепкого контакта и доверительного отношения с ребенком, логопед должен являться отличным детским психологом . Что бы маленький пациент проявлял интерес к обучающим занятиям, его необходимо вовремя хвалить, а иногда надо проявить строгость, но так, что бы ребенок, ни отвернулся от своего педагога. Эффективность результатов коррекционно-педагогической деятельности логопеда зависит от его способности саморазвития. Логопед постоянно должен повышать уровень своей квалификации в соответствии с требованиями современного развития общества. Он обязан обладать способностью к самосовершенствованию, саморазвитию и самообогащению. Социально личностные навыки логопеда Для того , что бы быть хорошим детским специалистом, логопед должен обладать не только профессиональными качествами , но определенными личностными характеристиками. Любовь к детям у логопеда должна стоять на первом месте. Поскольку невозможно проводить полноценные занятия и научить ребенка определенным навыкам, если детские проделки и шалости раздражают специалиста. Для работы с детьми необходимо так же обладать спокойствием и терпением. Так как следует всегда быть готовым к тому, что придется многократно повторять материал и разъяснять одни и те же задания. Логопед должен творчески подходить к своей работе, обладать определенным энтузиазмом и задором. И конечно у самого логопеда , не должно быть каких-либо речевых проблем. Дефекты речи, появившиеся в детском возрасте, могут оставаться у человека на всю жизнь, создавая проблемы в общении, мешая обучению, социальной адаптации, карьерному росту и успешности. К основным дефектам речи относятся нарушение произношения, грамматического строя, темпа речи, её плавности, недостаточный словарный запас. Более серьёзными нарушениями считается задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, заикания. Логопеды также помогают при полной или частичной утрате речи после инсультов, черепно-мозговых травм. Чем раньше будут выявлены патологии, тем больше шансов достичь желаемого результата. Исправление нарушений речи более эффективно в дошкольном возрасте, но исправить недостатки произношения, различные речевые дефекты, улучшить дикцию, сформировать чёткую, грамматически правильную речь без запинок можно в любом возрасте. На первом этапе проводится всестороннее обследование речи, которое выявляет состояние речевого развития пациента. В случае обнаружения проблем логопед подберёт индивидуальную коррекционно-развивающую программу с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития, даст рекомендации для самостоятельной работы. Разработанная логопедом индивидуальная программа нацелена на общее развитие речи, овладение грамматическим строем языка, формирование связной речи обучение чтению, расширение лексического запаса, развитие фантазии и воображения. Индивидуальные занятия с логопедом включают в себя релаксирующие упражнения, игры, развивающие фонематическое восприятие и мелкую моторику рук. Комплекс артикуляционных упражнений направлен на постановку звуков и исправление звукопроизношения. Он включает в себя отработку движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного и четкого произнесения звуков. Упражнения на развитие речевого дыхания, работа с интонацией и мелодикой, способствуют формированию плавности речи, помогают избежать проблем, связанных с заиканием. Специалист проводит тщательную работу над произношением проблемных звуков, добивается его автоматизации. Индивидуальные логопедические упражнения эффективны при чётком определении оптимальных сроков и последовательности преодоления речевых нарушений. В соответствии с этой программой распределяется фонетический материал. Работа над формированием красивой, правильной речи ребёнка невозможна без активной роли родителей, их помощи и поддержки.

Логопед должен заботиться о том, чтобы дети с нарушения­ми голоса не оставались без внимания. При работе с ними необ­ходимо стремиться к достижению следующих целей: предотвра-


Щению ухудшения нарушений; активному сотрудничеству со все­ми специалистами, участвующими в оценке и диагностике таких нарушений; разработке программы голосовой терапии для умень­шения или полного устранения нарушений голоса.

Предотвращение развития нарушений голоса у детей явля­ется важной задачей логопеда. Выше говорилось, что примерно у 3% детей 5-18 лет имеют место нарушения голоса, мешаю­щие общению . Около половины таких детей нуждаются в голосовой терапии . Kallen (1959) считал, что про­грамма по гигиене голоса у детей должна быть направлена на то, чтобы предотвратить неправильное использование и перена-пряжение голоса начиная с того момента, когда ребенок пошел в детский сад, и вплоть до завершения пубертатного периода. Школьные учителя должны стремиться создать все необходимые условия, способствующие развитию хорошего голоса . Froeschels (1940) подчеркивал важность со­блюдения гигиены голоса при обучении детей чтению.

Логопед и школьные учителя должны обращать особое вни­мание на детей, склонных к охриплости. У таких детей легко возникает охриплость после занятия спортом, вечеринок, тяже­лой работы, при простуде или эмоциональных перегрузках . Ребенок, склонный к охриплости, при разговоре излишне напрягает мышцы шеи и неадекватно открывает рот; при этом создается впечатление, что голос исходит из глубины глотки. Он часто жалуется на голосовую усталость. Логопед должен своевременно выявлять склонных к охриплости детей, устанавливать диагноз и назначать лечение на ранних стадиях заболевания. White (1946) отметил, что нарушения голоса у детей в предпубертатном и раннем пубертатном периоде часто остаются без внимания, так как их считают проявлениями про­цесса полового созревания. Он считал, что таких детей необхо­димо обследовать и по возможности лечить. Это позволит избе­жать формирования у ребенка неправильного представления о своей личности, которое может стать помехой в дальнейшей жизни (в экономическом и социальном плане). Если наруше­ние голоса не вылечить в школе, оно может сохраниться на всю жизнь и поэтому привлекательную моло­дую девушку могут не взять на работу в качестве секретаря из-за гиперназальности, а юношу могут подвергнуть насмешкам из-за его высокого голоса [Мооге, 1967].

Diehl и Stinnett (1959) сравнили частоту направления к ло­гопеду учеников второго класса и результаты школьной про­граммы по тестированию речи. Учителя обоснованно направля­ли к логопеду 36,9% детей с нарушенным голосом. В случае сочетания нарушения голоса и артикуляции этот показатель возрастал до 70%. По данным James и Cooper (1966), учителя обоснованно направляли к логопеду лишь 10% детей, у кото­рых было только нарушение голоса, при сочетании этого нару­шения с дефектами артикуляции этот показатель возрастает до 52%- Wertz и Mead (1975) установили, что воспитатели дет-


Ских садов и учителя 1-3 классов при оценке степени тяжести нарушений голоса (на основании прослушивания фонограммы} на первое место ставят заикание, нарушение артикуляции, де­фекты, связанные с расщелиной неба, а на последнее - изме­нение голоса. Это, по мнению автора, говорит о том, что учите­ля, как правило, не обращают внимания на изменения голоса.

Silverman и Van Opens (1980) после прочтения учителям эпизодов из жизни детей с заиканием, нарушением артикуля­ции, голоса и речи опросили 133 воспитателя детских садов и учителей 1-6 классов на предмет выявления ими детей с нару­шениями голоса. Восемьдесят процентов учителей ответили, что они будут направлять на лечение детей обоего пола с заика­нием, дефектами артикуляции и речи, и только 50% собирались направлять детей с хронической охриплостью. Clauson и Кора-tic (1975) обнаружили, что при прослушивании записанной на пленку речи ребенка с нарушением голоса учителям удавалась идентифицировать дефекты голоса в 92% случаев. Martin (1974) считает, что учителей следует информировать о том, что такое нормальный и измененный голос. Для улучшения осведомленно­сти учителей Deal, McCiain и Sudderth (1976) составили сле­дующую рабочую программу. Учителям представили записи с различными нарушениями голоса, контрольные листы с описа­нием характерных признаков, инструкции по выявлению и на­правлению к логопеду детей с данной патологией. К логопеду нужно было направлять детей со следующими нарушениями; охриплость в течение 2 нед и более; ларингит в течение 2 нед и более; слишком низкий или слишком высокий основной тон; гиперназальность; слишком громкая или слишком тихая речь; придыхание; напряженный голос; частые резкие изменения вы­соты тона; монотонный голос. В результате этих мероприятий-к ларингологу было направлено 77 детей. У 34 из них обнару­жены узелки на голосовых складках, у 7 - отек складок, у 7 - аллергия, у 25 детей патология не выявлена, 4 обследовать не удалось. У 16 мальчиков были двусторонние узелки, у 3 - одно­сторонние. У 12 девочек были двусторонние узелки.

Желательно, чтобы рекомендации для родителей детей с на­рушением голоса совместно вырабатывали логопед и учитель. Родители, как правило, не обращают внимания на изменения голоса ребенка до тех пор, пока они понимают его речь. Их волнует главным образом развитие речи. На замечание логопе­да они могут ответить: «У его брата было то же самое» или «Послушайте, как говорят соседские дети». Если они в целом понимают речь ребенка, то их мало волнуют плохое качество голоса, нарушения высоты тона или другие изменения.

Weiss (1974) подчеркнул важность роли логопеда в лечении детей, пользующихся небным обтуратором или зубным проте­зом. Логопед должен знать правила ношения протеза и ухода за ним, он должен также хорошо разбираться в критериях, ис­пользуемых для подбора небного обтуратора, в методах оценки


его соответствия, необходимости замены и корректировки. Он также должен знать слуховые аппараты, принцип их действия и правила эксплуатации.

Логопеды играют важную роль в комплексной оценке и диа­гностике нарушений голоса, проводимых специалистами разного профиля. Они должны уметь проводить скрининговые обследо­вания голоса в школах, на основании полученных данных ста­вить диагноз и назначать соответствующую терапию. Они дол­жны хорошо разбираться в следующих вопросах: анатомия и физиология органов речи и слуха, принципы и основы методо­логии обучения; общая и частная методология реабилитации на­рушения голоса.

Роль логопеда в процессе лечения может быть проиллюстри­рована с помощью ответов на вопросы, предложенные Andrew (1973). Первый вопрос: «Чему я учу этого ребенка?» Для ответа на этот вопрос необходимо сформулировать конкретные цели терапии и выбрать те процедуры и методы, которые могут при­вести к ощутимым изменениям в голосовом аппарате. Подразу­мевается также, что логопед должен при необходимости так изменять окружающую обстановку, чтобы по мере обучения новая манера поведения прочно входила в повседневную жизнь ребенка. Второй вопрос: «Как я узнаю, насколько эффективны мои рекомендации?» Для того чтобы узнать это, необходимо вести запись достигнутых успехов от занятия к занятию; это позволит в любой момент оценить эффективность того или ино­го технического приема и решить вопрос о целесообразности его дальнейшего применения. Третий вопрос можно сформули­ровать так: «Является ли данное терапевтическое мероприятие необходимым?» Логопед должен в любой момент определять, насколько избранные методы целесообразны для осуществления программы голосовой реабилитации и выполняются ли они соот­ветствующим образом. Четвертый вопрос: «Какие методы обу­чения я использую для достижения поставленной цели?» Необ­ходимо тщательно планировать методы лечения, с тем чтобы каждый технический прием оказывал необходимый терапевтиче­ский эффект. Пятый вопрос: «Насколько эффективно я исполь­зую похвалы?» Похвала должна быть желанной наградой для ребенка. Вознаграждение ребенок должен получать сразу же, как только он достигнет очередного успеха, а не в качестве за­датка за будущие успехи. Если логопед дает положительные ответы на эти вопросы, то он может считать, что выбранная им тактика правильна.












Мотивация учащихся Определение источника мотивации (Что тебе важно? Что помогает?) Нацеливание на результат (Доска успеха…) Привнесение в обучение элемента игры Использование роли хорошего/плохого полицейского Поощрение (дипломы…) Развитие дружеских отношений Культивирование энтузиазма Использование возможностей крайнего срока Обучение порядку действия








Диагностика Развернутое обследо- вание речевых и нере- функций Развернутое обследо- вание речевых и нере- функций Экспресс- диагностика Экспресс- диагностика Инновационная компьютерная программа «Логодиакорр» Инновационная компьютерная программа «Логодиакорр»




Развитие Устная и письменная речь Устная и письменная речь Чтение Фонетико- фонематические процессы Фонетико- фонематические процессы Высшие психические функции Высшие психические функции Звукобуквенный и другие виды анализа Звукобуквенный и другие виды анализа Лексико- грамматический- строй речи Лексико- грамматический- строй речи Графо- моторные навыки Графо- моторные навыки Зрительно- пространственные ориентировки Зрительно- пространственные ориентировки






Схема урока Психические функции Ритмические упр. Ретроспектива урока Дыхание Артикуляционная гимнастика Коррекция Грамматическая тема Каллиграфия Чтение (скороговорки) Метафора Физминутка Закрепление грамматической темы в упр. Словарные слова Звукобуквенный и языковой анализы Пальчиковая гимнастика Итоги Пересказ метафоры Релаксация Индивидуальная работа









Инновационная компьютерная технология «Цицерон ЛОГОдиакорр 1» Профилактика возникновения нарушений Профилактика возникновения нарушений Диагностика Коррекция Развитие Профилактика возникновения нарушений Профилактика возникновения нарушений Диагностика Коррекция Профилактика возникновения нарушений Профилактика возникновения нарушений Диагностика Развитие Коррекция Профилактика возникновения нарушений Профилактика возникновения нарушений Диагностика
Результаты использования компьютерных технологий Что дает программа ПедагогуУчащемуся 1. Получение индивидуального профиля ребенка. 1. Повышение познавательной активности и мотивации к обучению. 2. Инструмент мотивации.2. Обеспечивает способами развития и коррекции высших психических функций и речи. 3. Создание единого информационного пространства для службы сопровождения. 3.Устойчивость эмоционально- волевой сферы. 4. Проведение мониторинга.4. Вооружает знаниями, умениями и навыками правильной устной и письменной речи. 5. Снижение сроков диагностики, коррекции и развития. 5. Помогает в усвоении предметов школьной программы.



В современных условиях огромного роста речевой патологии у детей ведущей фигурой в деле преодоления у них связанной с этим неуспеваемости в школе является учитель-логопед, способный предупредить их возникновение. Еще до начала начального образования каждый ребенок должен овладеть правильным звукопроизношением, приобрести достаточный словарный запас и научиться грамматически правильно строить фразы в устной речи. При отсутствии этих условий он оказывается не готовым к обучению в массовой школе, начиная с невозможности полноценно овладеть грамотой и заканчивая стойкими трудностями в применении на практике даже хорошо выученных грамматических правил. Каждый из трех вышеперечисленных “разделов” (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй речи) требует отдельного разговора. Начать этот разговор удобнее всего со звукопроизношения, поскольку его формирование заканчивается во вполне определенные сроки и степень его сформированности поддается строгой количественной оценке.

Владение ребенком умением правильно произносить все звуки речи и дифференцировать их на слух является непременным условием успешного овладения грамотой, обучение которой на русском языке проводится именно по звуковому аналитико-синтетическому методу.

В норме овладение правильным произношением всех звуков речи у детей заканчивается к пяти, реже – к шести годам, вследствие чего к началу школьного обучения эта проблема, казалось бы, уже не должна существовать. Однако на практике дело обстоит иначе, причем в последние десятилетия в связи с общеизвестными причинами положение дел в этом отношении резко ухудшилось, о чем свидетельствует неумолимая статистика. В подтверждение этого приведем соответствующие сравнительные цифровые данные.

В 50-е годы число детей с патологическими формами нарушения звуко-произношения, поданным разных авторов (А.Н. Омельченко, М.Е. Хватцев), составляло в среднем от 7–8 до 17 %. Причем вторая цифра, казалась тогда неимоверно большой и на первых порах даже вызывала недоумение специалистов. Ее правомерно объясняли негативным влиянием пережитой жителями этого города блокады, что не могло не отразиться и на следующем поколении людей.

А вот что мы отмечаем в наши годы. В результате обследования 868 детей детских садов, получены следующие данные. Среди детей всех возрастных групп (младшей, средней, старшей и подготовительной) нормальное звукопроизношение было лишь у 28,2 %, причем наименьший процент (6 %), как и следовало ожидать, пришелся на младшие группы. Из числа остальных детей с еще не установившимся звукопроизношением на “физиологическое косноязычие” пришлось лишь 22,4 %, тогда как остальные 49,4 % составили патологические формы, не укладывающиеся в рамки нормального онтогенеза и требующие помощи специалистов. Об особой устойчивости такого рода дефектов свидетельствует то, что даже у детей подготовительных групп они составили 40,5 % (против 52,6 %, имевших место в младших группах).

Особую тревогу вызывает явное преобладание полиморфных форм нарушений (76 %) над мономорфными (24 %), причем даже в подготовительных группах именно полиморфные формы составили 54,5 %.

Что касается распределения патологических видов нарушения звукопроизношения по их причинной обусловленности, то наибольший процент задает на стертые и выраженные дизартрии, вызванные паретичностью артикуляторных мышц (60 %). Механические дислалии, связанные с дефектами в строении периферического отдела речевого аппарата, в “чистом” виде составили 6,7 %; сенсорные функциональные дислалии, связанные с нарушением слуховой дифференциации звуков, – 11,2%. Смешанные формы нарушения звукопроизношения имели место в 21,2 % случаев, причем здесь всегда присутствовал дизартрический компонент. Таким образом в целом дизартрии разной степени выраженности составили 81,2 %.

Несовершенство звукопроизношения у приходящих в школу детей (тем более что 76 % его приходится на полиморфные формы!) приводит к появлению у них трех из пяти выделяемых в настоящее время видов дисграфии – на почве нарушения фонемного распознавания, артикуля-торно-акустической и, как следствие отставания ребенка в фонетико-фоне-матическом развитии, к дисграфии на почве различных форм нарушения языкового анализа и синтеза слов.

Как показывает печальный опыт обучения таких детей, устранять эти пробелы в период уже начавшегося школьного обучения бывает достаточно сложно. Многие обучающиеся вплоть до старших классов школы так и не смогли преодолеть трудности в различении акустически близких звуков. Вот что значат упущения дошкольного возраста и чем оборачиваются в дальнейшем несовершенства звукопроизношения! (Напомним, что в норме дети дифференцируют все звуки речи на слух начиная с 2-летнего возраста, а звуковые замены в произношении полностью исчезают к 5 годам).

С учетом всего вышесказанного о состоянии звукопроизношения у детей, первоочередной задачей учителя-логопеда дошкольного учреждения должно являться, возможно более раннее отграничение так называемого “возрастного косноязычия” от патологических его форм у всех без исключения детей, посещающих детский сад. Необходимость этого диктуется тем, что именно эти последние формы в настоящее время стали преобладающими – они составляют 49,4 % против 22,4 %, приходящихся на возрастные своеобразия детской речи.

Разграничить эти два вида неправильного произношения звуков, а значит, и выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи, вполне возможно, уже в младших группах детского сада.

Недопустимость подобного промедления можно достаточно убедительно доказать таким постоянно наблюдаемым нами явлением. Когда у ребенка 3–4 лет остается невыявленным, а значит и неустраненным, нарушение слуховой дифференциации тех или иных речевых звуков, то у него надолго задерживаются характерные для раннего онтогенеза звуковые замены в устной речи, которые лишь внешне похожи на “физиологическое косноязычие” (после пяти лет его приходится называть уже “задержанным”). Если время и далее продолжает упускаться и эти замены не устраняются в дошкольном возрасте, то в период обучения грамоте они неизбежно отражаются и на письме. А это уже есть третий дефект – артикуляторно-акустическая дисграфия, но самое печальное заключается здесь в том, что при попытке преодолеть данный вид дисграфии все равно приходится начинать с воспитания слуховой дифференциации звуков. Так не проще ли было бы это сделать еще в младшей группе детского сада, не подвергая ребенка, а затем и подростка почти постоянным стрессам, связанным с повседневными трудностями в учебе?

Единственный возможный выход из имеющейся на сегодняшний день очень сложной, а точнее сказать – катастрофической ситуации мы видим в следующем:

  1. Учитывая большую распространенность дизартрии (81,2 % от общего числа нарушений звукопроизношения!) и наличие у некоторых детей механической дислалии, уже в младших группах детского сада у каждого ребенка необходимо исследовать речевую моторику и выявить возможные дефекты в строении речевого аппарата, поставив об этом в известность родителей. Это даст им возможность своевременно предпринять соответствующие лечебно-профилактические меры по развитию подвижности артикуляторных мышц и по коррекции имеющихся анатомических дефектов, что в дальнейшем существенно облегчит работу логопеда.
  2. Не позднее чем в 3–4-летнем возрасте у каждого ребенка должно быть исследовано состояние слуховой дифференциации звуков, в случае нарушения которой необходимо сразу принять соответствующие меры. При наличии теперь многих популярных логопедических пособий воспитание этой дифференциации вполне можно поручить самим родителям.
  3. Ни один ребенок не должен быть “выпущен” из подготовительной группы детского сада и поступить в школу с неустраненными полными звуковыми заменами, неизбежно отражающимися на письме.
  4. Все дети подготовительных групп обязательно должны овладеть простейшими видами фонематического анализа слов, без чего они встретятся очень большими, а порой и непреодолимыми трудностями в период обучения грамоте, что не только резко омрачит уже самые первые их школьные дни, но и приведет к дальнейшему “наслаиванию” учебных проблем.
  5. Начинать коррекцию патологических форм нарушений звукопроизношения следует не в старшей и подготовительной группах, а значительно раньше, пока дефект менее упрочен, а значит легче поддается коррекции, и пока на его основе не успели сформироваться вторичные и третичные отклонения. В противном случае вместо одного дефекта придется устранять уже два или три.
  6. К коррекционной работе нужно возможно шире привлекать родителей, давая им необходимые консультации и отсылая к соответствующей специально для них написанной популярной литературе. Это относится и к воспитателям.

Все эти “мероприятия”, не требующие никаких дополнительных затрат, существенно изменят ситуацию к лучшему и позволят большинству детей избежать многих школьных проблем.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что именно логопеды дошкольных учреждений должны сыграть сейчас свою исключительно важную и совершенно незаменимую роль! Нужно до конца понять, что помочь имеющемуся на сегодняшний день огромному числу детей с дисграфией, можно только путем одновременного усовершенствования логопедической работы по двум взаимосвязанным направлениям.

Прежде всего, это можно сделать за счет своевременного преодоления имеющихся у дошкольников отклонений в речевом развитии. Это позволит основной массе детей успешно овладении грамотой и приступить к усвоению школьной программ, прибегая в случае необходимости к помощи школьных логопедов.

Второе направление, являющееся логическим продолжением первого, будет заключаться в последующем значительном и, по сути, невольном повышении эффективности работы школьных логопедов. Это произойдет как по причине резкого сокращения учеников, нуждающихся в их помощи, так и в связи с тем, что они получат, наконец, реальную возможность заниматься своим прямым делом, не тратя основное время и силы на развитие более чем у половины учащихся школ тех функций, которые должны были быть сформированы у них еще в дошкольном возрасте.

О третьем тоже очень важном для выхода из нынешней далее уже нетерпимой ситуации направлении, дополняющем первые два, – о необходимости хотя бы элементарной логопедической подготовки в учебных заведениях будущих педагогов начальных школ – мы здесь не говорим, поскольку это выходит за пределы содержания нашей работы.

Можно сказать, что и в нашем городе назревает проблема – учащихся начальных классов с нарушениями речи всё больше, но нет условий для её коррекции. Теряется преемственность между детскими садами и школами. После выпуска из речевых групп дошкольных образовательных учреждений детям (с дизартрией средней степени, ОНР 2, 3 уровня), которым были рекомендованы занятия на 3 года в пятилетнем (а то и в 6-летнем) возрасте негде совершенствовать речевые навыки. Также многие родители игнорируют рекомендации учителя-логопеда детского сада, отказываются переводить ребёнка в специализированный детский сад для детей с нарушениями речи, и также не редкими бывают случаи, когда они отдают ребенка с речевой патологией в 1 класс общеобразовательной школы.

Возрастает потребность в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, поскольку логопедическую помощь в других условиях они получить не смогут. Так как только в речевых школе предусмотрены специальные уроки произношения; урокифонетики грамматики, правописания; развития речи; чтения по специальной программе, позволяющей скорректировать и устранить имеющиеся недостатки, специальные логопедические занятия ребенка с учителем-логопедом создают основу, фундамент для речевого развития. Для совершенствования произносительной стороны речи, коррекции моторики, развития пространственных представлений, чувства ритма в речевых школах введены уроки логоритмики.

Ситуация осложняется и поступлением в первые классы детей из так называемых неблагополучных (асоциальных) семей. Эти обучающиеся, чаще всего, не посещавшие детские сады, обладают замедленным темпом интеллектуального и психофизического развития, имеют бедный словарный запас, недоразвитие фонематического слуха, нарушение звукопроизношения, недостаточно развитую мелкую моторику. Если такие дети не получат квалифицированную логопедическую помощь, дефекты речи могут препятствовать полноценному усвоению программного материала, тормозить их общее развитие, а нередко способствовать появлению отрицательных характерологических особенностей, что в дальнейшем создаёт трудности в социальной и трудовой адаптации.

В нашем ОУ была проведена диагностика выпускников дошкольников за 4 года работы:

Общая статистика за 4 года.

Выпущено в школу 84 ребенка
4 года занятий с логопедом

40 человек

3 года занятий с логопедом

17 человек

2 года занятий с логопедом

18 человек

1 год занятий с логопедом

9 человек

речевая школа – 3 чел 7,5% речевая школа – 1 чел 5,9% речевая школа – 0 чел 0 % речевая школа – 3 чел 33,3%
традиционное обучение – 16 чел. 40% традиционное обучение – 7 чел. 41% традиционное обучение – 8 чел. 44,5% традиционное обучение – 3 чел. 33,3%
повышенный уровень содержания образования– 21 чел. 52,5% повышенный уровень содержания образования –9 чел. 53,1% повышенный уровень содержания образования –10 чел. 55,5% повышенный уровень содержания образования – 3 чел. 33,3%

Большинство детей поступающих в логопедическую группу дошкольного учреждения Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “Специальная (коррекционная) начальная школа – детский/сад №235” имеют диагноз: Дизартрия средней степени тяжести ОНР II, III уровень.

Реализовывая коррекционную программу “Организация коррекционной деятельности на основе взаимосвязи всех специалистов дошкольного учреждения” которая рассчитана на обучение детей с 3-х летнего возраста в течении 4 лет мы пришли к выводу, что в результате 4-х летней коррекционной работы у большинства детей речевое развитие достигает нормы.

Среди детей занимающихся с логопедом в течении 3-х, 4-х лет согласно статистике 53,1% (52,5%) в дальнейшем продолжают обучение в классах с повышенным содержанием образования. и лишь около 5,9% (7,5%) детей в дальнейшем обучаются в речевой школе – это связано с тем, что в процессе работы у ребенка выявляются грубые, стойкие нарушения позволяющие говорить о более сложной речевой патологии.

Однако детям, посещающим дошкольное образовательно-коррекционное учреждение V вида более короткий (1-2 года) срок за частую не удается достичь нормального уровня речевого развития (в силу сложного диагноза или малого срока обучения) и им рекомендовано продолжить обучение в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (согласно статистике – это 33,3%)

Существует и такая категория детей, которым достаточно 2-х летнего пребывания в логопедической группе и они также способны обучаться в классах с повышенным уровнем содержания образования (согласно статистике – это 55,5%).

Проанализировав работу учителей-логопедов в школах видно, какие трудности встают на их пути:

  • увеличение численности обучающихся с нарушениями речи;
  • неоднородный состав речевых патологий у школьников (что создаёт проблему комплектации групп);
  • нет должной преемственности вработе дошкольных и школьных логопедических служб;
  • недопонимание со стороны администрации школ (как следствие очень мало открытых школьных логопунктов в городе);
  • сокращение кадрового состава учителей-логопедов (потеря рабочих мест)

И в наше просвещенное время создание условий для детей, имеющих проблемы в развитии речи должно быть приоритетным.

статья


СОВРЕМЕННЫЙУЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД. КАКОЙ ОН?
У великого русского классика Льва Николаевича Толстого есть высказывание, которое мне очень нравится: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Этим словам уже более ста лет, но они особенно актуальны в наши дни. В дни, когда происходит так много изменений и нововведений в образовании, несмотря ни на какие новшества, инновационные, модные образовательные системы и технологии, любовь к делу и к ученикам остаётся главным мерилом деятельности педагога. Особенно это касается такой профессии, как учитель- логопед. Современный учитель-логопед - это интеллигентный и разносторонне развитый человек. В сфере умственного труда он искусный мастер. Что может учитель-логопед? Кто он такой? Во-первых, он учитель, он педагог, который, работая с детьми и, исправляя их недостатки сегодня, делает большой вклад в их завтрашний день, потому что поднимает различные возможности воспитанников на более высокий уровень, формирует навыки владения правильной речью, дающие перспективы интересной и успешной жизни. Во-вторых, в профессии учителя-логопеда присутствует милосердие медицины. Он врачует речь и тонко влияет на психические процессы,он обладает медицинскими знаниями и может работать не только в образовательных, но и в лечебных учреждениях. В-третьих, современный учитель-логопед владеет секретами психологии, ибо неоспорима взаимосвязь речи, интеллекта и психических процессов. По роду своей профессии учитель-логопедг является знатоком человеческой психологии. Ведь порой разборчивость речи ребенка, его интеллект так сильно нарушены, что его не понимают окружающие. Учителю-логопеду приходится брать на себя роль своеобразного переводчика с невнятного языка «всяческих речевых и интеллектуальных нарушений» на понятный нам всем язык. Еще современный учитель-логопед напоминает библиотекаря, так как собирает, хранит и использует в работе множество книг, и полезную информацию всегда порекомендует родителям воспитанников, а специальную литературу коллегам- педагогам. Речь сродни музыке, чувства и идеи которой выражаются ритмически и интонационно организованными звуками. И в речи происходит подобное. Современный учитель-логопед использует это, потому что знает, что музыка занимает важное место в коррекционной работе. Современный учитель-логопед часто становится поэтом и писателем, самовыражаясь в своей профессии. Стихи, рассказы собственного сочинения приходят на помощь в работе многим коллегам. Самые передовые учителя-логопеды делятся своим опытом с другими, освещая его в журналистских статьях и книгах. Да и не только в письменном виде, но и наглядно - на собраниях, совещаниях, консультациях. Создавая, организуя и проводя занятие с детьми, учитель-логопедг сочетает профессиональное мастерство со способностями сценариста и режиссера. Художественные наклонности учителя-логопеда проявляются при создании пособий, оформлении разнообразных проектов, т.е. становится художником- оформителем, художником-фотографом. Использование проектной деятельности в дефектологии делает ее схожей с архитектурой. Созидательность – основа как профессии архитектора, так и
профессии учителя-логопеда. Архитектор творит, создает или перестраивает здания последовательно, системно, тщательно. Так же и учитель-логопед реконструирует недостатки. Надстраивает правильные уровни, совершенствуя знания, умения и внутренний мир своих воспитанников. Современный учитель-логопед современен во всем, ему подвластны разные технические средства: диктофон, фотоаппарат, видеокамера, компьютер. Ведь самое главное в работе логопеда - развитие ребенка, т.е. начало его поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Особенно если речь идёт о детях с ограниченными возможностями, которых надо воспитать так, чтоб они чувствовали полноценными членами общества, чтоб не были в этой жизни балластом, а могли приносить пользу окружающим. Обучение и воспитание детей с проблемами как физического, так и психического развития – это нелегкий, кропотливый, но интересный и увлекательный труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора, профессионализма. Ведь эта профессия и дети, с которыми работают логопеды, учат быть оптимистом, смотреть на жизнь другими глазами, радоваться хоть и маленькой, незначительной, но победе. Невольно вспоминаются с юности запавшие в душу слова ещё одного великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского: «Полюбите нас черненькими, а беленькими нас каждый полюбит». Действительно, очень легко любить детей, которые сами тянутся к знаниям, легко их усваивают и дают нам положительный результат. Работая с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, которым каждый новый шаг дается с большим трудом, понимаешь, что именно люди этой благородной профессии, как никто умеют любить «черненьких» и делать из них полноценных людей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессия учителя-логопеда многогранна и касается всех сфер жизни общества, для которого он и «шлифует» доверившиеся и раскрывшиеся ему детские души. В его работе в одно целое невольно объединяются педагогика и психология, социология и искусство, медицина и филология… А самое главное в этом монолитном сплаве - безграничная любовь к детям и беззаветное служение, преданность учительскому делу, ставшему смыслом жизни

Загрузка...